Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Что красиво» уступает тому, «что нужно»: Современный московский рынок энциклопедических изданий

«Что красиво» уступает тому, «что нужно»: Современный московский рынок энциклопедических изданий

Рецензия

  • 15 Июля 1997
  • просмотров 5106
Весной 1997 года группой специалистов издательского предприятия «Аванта+» был проведён опрос с целью выяснить состояние рынка популярной энциклопедической литературы (т. е. без учёта узкоспециальных справочников) в Москве. Опросом было охвачено 70 торговых точек столицы — от крупнейших магазинов до лотков.

В результате удалось выявить несколько особенностей, проявляющихся как в целом по московскому книжному рынку, так и в отношении энциклопедических изданий. Прежде всего мы убедились в том, что при выборе книги покупателем в настоящее время наиболее значимым фактором является цена. Книготорговцы единодушно утверждают, что полтора-два года назад покупатели не раздумывая приобретали те издания, которые им понравились. В качестве характерного примера можно привести «Хронику человечества», переведённую издательством «Большая Российская энциклопедия». Это внушительных размеров великолепно оформленное и весьма информативное популярное энциклопедическое издание. На российском рынке она фактически не имеет аналогов. Однако цена (350 000 руб.) явно негативно влияет на распространение книги: по единодушному мнению книготорговцев, «Хроника человечества» расходится медленнее, чем можно было ожидать. Та же причина отрицательно повлияла на сбыт «Иллюстрированного энциклопедического словаря» издательства «Большая Российская энциклопедия" (стоимость около 110 000 руб.). Не один читатель с сожалением оставил дорогую книгу на прилавке. Причём в 1993—1994 гг., с точки зрения распространителей, обе приведённые в качестве примера книги приобретали бы значительно энергичнее.

Фактически это наблюдение подтверждает мнение специалистов по маркетингу Российской книжной палаты, Института книги и социальных программ, НИЦ «Экономика» о том, что происходит общее снижение покупательского спроса на книгу: «...важнейшее воздействие на обстановку в книжном секторе страны оказывает ухудшение общеэкономической обстановки в стране, что отражается прежде всего на снижении платежеспособного спроса населения». В статье «Книжный рынок: анализ, проблемы, перспективы» эта точка зрения была выражена в более сильных выражениях: «"Бедный" карман читателя почти исчерпал свои возможности... миф о бездонности российского рынка развеян» («Витрина», 1997, № 6).

Общим местом в публикациях о состоянии книжного рынка стало утверждение о том, что спрос на переводные зарубежные справочно-энциклопедические издания для детей с большим количеством иллюстраций и минимумом текста падает. Наше исследование полностью подтвердило эти выводы: «полукомиксы» берут плохо из-за их нефункциональности. Невозможно использовать их как учебное пособие, невозможно убедить родителей в том, что рассматривание картинок развивает ребенка больше, чем старое доброе чтение.

Несколько неожиданным было следующее наблюдение: в книгах энциклопедического характера очень немногое зависит от характера и площади иллюстраций. Видимо, в этой сфере книгоиздательской деятельности тематика и качество текста дают немало возможностей компенсировать недостатки иллюстративного ряда. Как пример можно привести энциклопедические издания «Современный этикет» издательства «Кристина и К°» и «Этикет» издательства «Авиаль». Первое из них на 15 тысяч дороже, на 8 страниц тоньше (при одинаковом формате) и богато иллюстрировано цветными картинками, в то время как второе издание имеет только черно-белые иллюстрации. Обе книги расходятся примерно одинаково (обе — без взлётов, средне). Большой популярностью пользуются книги «сине-золотой» серии издательства «Большая Российская энциклопедия» — «Города России», «Народы России», два тома «Отечественной истории» (хуже идёт «Лес России»), хотя ни одну из этих книг нельзя назвать роскошно иллюстрированной.

Видимо, сохранилась старая российская установка на качество текста. А может быть, произошло своеобразное «затоваривание» рынка иллюстрированными изданиями: читатель видит перед собой на лотке настоящий восточный базар и перестаёт обращать внимание на то, «что красиво» (этого слишком много), обращаясь прежде всего к тому, «что нужно». Наше исследование показало: издания, в которых качество текста имеет гарантию, покупают весьма хорошо. Подобной же гарантией служит доброе имя фирмы, известный автор или популярность многотомной серии. Когда-то такого рода серия завоевала читательский интерес, и теперь ее охотно приобретают, поскольку не ожидают «подвоха»: дальше должно быть так же хорошо, как было до этого. Например, прекрасный сбыт имеет «Всемирная история искусств» П. П. Гнедича, выпущенная издательством «Московский современник». Здесь, конечно, главную роль играет имя автора. Среди «качественных» серий имеют приоритет «Мир животных» издательства «Белфакс» и «Энциклопедия для детей», издаваемая «Авантой+». Качеством привлекают и упомянутые уже издания «Большой Российской энциклопедии". А вот, скажем, издательство «Локид-Миф» пока не сумело добиться популярности и авторитета у читателей своими изданиями «Энциклопедия Третьего рейха», «Энциклопедия демонологии и волшебства», «Энциклопедия суеверий», «Булгаковская энциклопедия» и «Мистики XX века».

В не меньшей степени высокому спросу способствует «обучающий» уклон издания, его соответствие потребностям школы и вуза. Колоссальным спросом пользуются многотомная серия «Справочник школьника» издательства «Слово», та же «Энциклопедия для детей» «Аванты+», во многом дополняющая школьные учебники. Также неплохо раскупаются серии «Что такое? Кто такой?» («Педагогика-пресс») и «Что есть что?» («Слово»).

...Портрет российского покупателя энциклопедий в целом таков: это прагматик, который имеет не слишком много денег и не может сорить ими, поэтому купит он прежде всего то, что будет читать, использовать, или то, что будут читать его дети — не для развлечения, а в образовательных целях. Если сравнивать его с покупателем одежды, то аналогия будет предельно проста: на первом плане — то, что прочно, удобно, недорого, а то, что модно, красиво и стильно, — на втором плане.

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • детские энциклопедии
  • иллюстрированные энциклопедии
  • качество энциклопедий
  • книжный рынок
  • популярные энциклопедии
  • универсальные энциклопедии
  • энциклопедии
  • энциклопедические издания
  • Библиографическая ссылка (для печатных источников) Володихин Д., Елисеева О. «Что красиво» уступает тому, «что нужно»: Современный московский рынок энциклопедических изданий// Книжное обозрение. — 1997. — 15 июля. — N 28 (1622). — С. 18.

(Нет голосов)

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация