Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Виртуальный рояль в кустах: Серьезная музыкальная энциклопедия не может быть дешевой

Рецензия

  • 20 ноября 1997
  • просмотров 7199

Брошюрку в два авторских листа никто не осмелится назвать энциклопедией даже в нынешнюю эпоху книгоухарства. Но для отечественных мульмедиа-издательств закон не писан: здесь свои стандарты, доставшиеся в наследство от эпохи раннего программизма. Первое правило — все должно быть как можно дешевле.

Правило второе: покупателю предлагается не энциклопедия, не структурированный объем информации, не произведение литературы и/или искусства. Покупателю предлагается программный продукт. Снимите крышку с коробочки, в которую упакован ваш компакт-диск, — и вы наткнетесь первым делом на скопированную с западных образцов «лицензию на право пользования программным продуктом». В ней сообщается, между прочим, что вскрытие коробочки означает добровольное принятие вами (пользователем) изложенных обязательств и что за качество данного программного продукта производитель ответственности не несет.

Сей шедевр юридической казуистики, в частности, означает, что если вы вдруг понесете в результате использования программы финансовый ущерб, то виноваты будете вы сами, а не фирма-производитель.

Но как быть с ущербом моральным? Как быть, если я чувствую себя ущемленным и задетым в лучших моих чувствах, обманувшись рекламой на обложке (коробочке) и обнаружив, что содержимое не соответствует моим ожиданиям, побудившим меня выложить за эту коробочку сотню (пока что тысяч) рублей?

Поводом для культурологической мизантропии стало мое знакомство с тремя музыкально-энциклопедическими программными продуктами издательства So\USE Interactive Entertainment (при участии DS Multimedia Production и «Союз Мультимедиа»), 1997, место издания и тираж нигде не указаны. Авторы всех трех — Ольга и Сергей Лебедевы (видимо, они и есть упомянутые на обложках специалисты Московской консерватории), продюсер — Дмитрий Сильницкий.

Мультимедиа Фридерик ШопенПродукт номер раз называется «Мультимедиа Фридерик Шопен» (на обложке Фредерик). Он содержит краткий пересказ биографии композитора, дополненный записью тринадцати вальсов в исполнении Александра Розенблата (их можно прослушать и без компьютера на CD-проигрывателе), и еще рассказ об истории музыкального инструмента — фортепиано. Некоторые вальсы описаны теоретически, а также мультимедийно: можно попробовать самому сконструировать музыкальную фразу из звучащих элементов.

Опечаток и сбоев практически нет, но навигация по диску сконструирована неудобно. Закладки отсутствуют, часто приходится возвращаться в главное меню, чтобы перейти к нужному фрагменту, зато программа не требует отдельного места на винчестере. Объем текста невелик — не больше двух авторских листов. Если пользователю лень читать с экрана, он может включить режим дикторской читки и воспринимать ту же информацию со слуха.

Маленький поезд удовольствий Джоаккино РоссиниДиск «Маленький поезд удовольствий Джоаккино Россини» по замыслу и реализации схож с предыдущим. Краткие сведения о биографии композитора, об истории его музыкальных шедевров дополнены записью трех сонат для струнного квартета, сочиненных юным Россини (сведений об исполнителях я не нашел). Здесь мультимедийные возможности использованы удачнее: например, когда речь заходит о популярной теме из 15-й симфонии, которую часто цитировали другие сочинители, можно нажать мультимедийную кнопку и прослушать фрагмент этой темы. Главное меню представлено в виде паровозика, вывозящего на экран тарелочки — «Четыре закуски и четыре десерта». Идея позаимствована из позднего опуса Россини, однако ее реализация — объяснение того, каким образом инжир и анчоусы соотносятся с периодами жизни композитора, — показалась мне шокирующе нелепой.

Оба диска содержат систему гипертекстовых ссылок. Объясняется значение некоторых музыкальных терминов, но больше всего ссылок по персоналиям: всякий упомянутый в тексте (по поводу и без повода) удостоен отдельной странички. Комментарии лапидарны («Мать, расставшись с отцом, воспитывала сына в монархическом духе. В дальнейшем писатель отошел с монархических позиций на либерально-демократические, за что был выслан из страны», — сообщается о Гюго) и часто не имеют никакого отношения к заглавной теме диска. Порой они находятся, мягко говоря, за гранью пошлости.

Здесь можно было бы поставить грустную точку, если бы не одно замечательное дополнение к рассказу о знаменитом оперном реформаторе. Это анекдотические истории из жизни Россини, случайным образом выбираемые из перечня и выдаваемые на-гора при нажатии на мультимедийную бутылку в углу экрана. Бутылка наклоняется, пряное вино струёй льется в стакан. «Что там «Севильский цирюльник»! Вот попробуешь мой паштет, тогда скажешь, какой из меня композитор!» — одна лишь эта фраза говорит о величии таланта и силе духа композитора-гастронома гораздо больше, чем сорок килобайт текста, сочиненного специалистами консерватории.

Энциклопедия музыкальных инструментовНебольшой объем текстовой информации — два-три авторских листа — мы находим и на диске под названием «Энциклопедия музыкальных инструментов». Здесь описано более ста инструментов: как они выглядят, как звучат соло и в ансамбле. Звучание некоторых инструментов можно сэмплировать, что значительно увеличивает познавательную ценность программного продукта.

По абсолютной величине, эта ценность невелика. О каждом инструменте сообщается следующее: время его создания; род, вид, видовое отличие; степень укорененности в культуре. Например, о семиструнной гитаре, мы узнаем, что ее создателем является А. О. Сихра, что гриф в ней разбит не по квартам, а по звукам соль-мажорного трезвучия, что гитара прочно вошла в российский быт и стала неотъемлемым атрибутом студенчества и цыган, а также упоминается в пьесах Чехова и Горького. Одного часа знакомства с «энциклопедией» вполне хватит, чтобы никогда к ней больше не возвращаться.

На разработку мультимедийной музыкальной энциклопедии Microsoft Encarta Music было затрачено несколько миллионов долларов. Отечественный программный продукт обошелся создателям, по оценке знакомого мне эксперта, не более чем в 15 тысяч. Сравнивать эти два изделия нелепо, как нелепо сравнивать шагающий экскаватор и пластмассовый совок.

Но даже эти затраты разработчики вряд ли смогут окупить (трудно представить, кому такой продукт может понадобиться). Поэтому им нет смысла работать над улучшением содержания. У меня создалось впечатление, что упомянутые компакт-диски на деле не предназначались для чтения, просмотра или прослушивания. Они не ориентированы на пользователя. Цель их выпуска — продемонстрировать мультимедийное мастерство разработчиков. Во всеуслышание заявив о себе, авторы смогут привлечь инвестиции для создания иных культурных ценностей.

Я, однако, полагаю, что не только финансовые ресурсы определяют границы творческой самореализации. Пережитки хакерской субкультуры могут стать помехой, когда современным мультимедийщикам потребуется создать не просто «программный продукт», а нечто по-настоящему полезное и занимательное.


  • Теги
  • CD
  • компакт-диски
  • музыка
  • музыкальные энциклопедии
  • энциклопедии
  • Библиографическое описание ссылки Кольцов С. Виртуальный рояль в кустах: Серьезная музыкальная энциклопедия не может быть дешевой// Независимая газета. — 1997. — 20 нояб. — (Ex libris НГ; N 19). — С. 6.

(Нет голосов)

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация