Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Медиапедагогика в лицах

Медиапедагогика в лицах

Рецензия

  • 1 сентября 2011
  • просмотров 4207

Широкое распространение медиакультуры, внедрение медиа в учебный процесс и воспита­ние учащейся молодежи предопределило в со­временных условиях повышенное внимание учёных и научно-педагогической общественности к проблемам медиаобразования, которое призвано подготовить молодое поколение к жизни в совре­менных информационных условиях, сознательно­му восприятию экранных искусств, использованию их возможностей для формирования личности.

Развитие медиаобразования сделало востре­бованным роль медиапедагогов, дало импульс становлению и развитию медиапедагогики как самостоятельного раздела педагогической науки, тесно связанной со многими другими отраслями научных знаний — социологией, культурологией, искусствоведением, историей и др.


За последнее десятилетие многие аспекты ме­диапедагогики получили отражение во множестве научных публикаций, ряды медиапедагогов посто­янно пополняются, особенно из числа научной и педагогической молодежи.

Представление о том, кто работал и сегодня активно работает в области медиапедагогики, дает книга профессора А. В. Фёдорова «Медиапедагоги России: энциклопедический справочник». 


Автором сделана первая в стране попытка со­здания энциклопедического справочника, состо­ящего из кратких творческих биографий россий­ских медиапедагогов. Сразу скажем, что задача эта очень непростая, ведь следует иметь в виду огромное количество вышедших за последние годы публикаций, посвященных проблемам медиаобразования и медиакультуры, все увеличива­ющееся число преподавателей российских вузов, ведущих разные учебные дисциплины (педаго­гика, социология, история, иностранные языки, журналистика и др.), обращающихся к теории и практике медиапедагогики. Автору удалось не за­теряться в море информации, а определить для себя четкие критерии отбора персоналий для книги. При этом главными критерия­ми стали: степень влияния конкретного педагога на процессы массового медиаобразования, ак­тивность медиаобразовательной и медиапедагогической деятельности, а также организационная принадлежность к Ассоциации медиапедагогики России. В справочнике приведены данные о 239 медиапедагогах России. Среди них и те, кто уже внёс весомый вклад в медиапедагогику, и моло­дые исследователи. Автор, на наш взгляд, нащу­пал «нерв» медиапедагогики, чутко откликнулся на остро ощущаемую потребность научно-педаго­гического сообщества — представил развитие ме­диапедагогики, её современное состояние и пер­спективные направления через личности тех, кто исследует её проблемы и внедряет в практику её достижения. В книге видим удачную реализацию поставленной задачи: в каждой статье приводятся краткие сведения о медиапедагоге и сообщается о его главных публикациях. Тем самым читатель по­лучает возможность и получить представление о личности ученого, и значительно расширить свои знания об имеющихся публикациях.

<...>

Наиболее плодотворно работавшим из чис­ла воронежских медиапедагогов, безусловно, являлся кандидат искусствоведения, доцент Воронежского государственного университета С. Н. Пензин (1932-2011), о чем свидетельству­ет посвящённая ему статья энциклопедического справочника. Он — один из зачинателей движения медиаобразования в России, теоретик и практик киноклубного движения в стране, пионер нового научного направления медиакраеведения, автор большого числа монографий и статей по проблемам медиаобразования и медиапедагоги­ки. Публикации С. Н. Пензина, названные в кни­ге А. В. Федорова, востребованы и педагогами, и киноведами и активно влияют на развитие совре­менной медиапедагогики в регионе и стране.

Кстати, аналогично можно характеризовать научную, педагогическую и просветительную дея­тельность и самого автора рецензируемой книги — доктора педагогических наук, профессора, про­ректора по научной работе Таганрогского госу­дарственного педагогического института А. В. Фё­дорова. Одно перечисление его общественных обязанностей, званий и наград заняло бы целую страницу, а далеко не полный перечень работ, ко­торый приведён в справочнике, включает 36 на­званий, А. В. Фёдоров — Президент Ассоциации кинообразования и медиапедагогики Российской Федерации, главный редактор журнала «Медиаобразование». Все это наглядно свидетельствует о компетентности автора справочника, который носит энциклопедический характер и призван по­мочь исследователям медиаобразования и моло­дым медиапедагогам ориентироваться в пробле­ме, найти в ней своё место.

Книга А. В. Фёдорова дает возможность всем медиапедагогам значительно расширить круг об­щения, увидеть различные аспекты объединя­ющей их общей научной и практической проблемы не только через осмысление отдельных содержа­тельных сторон, но и через личности исследовате­лей. И такой личностно-ориентированный подход представляется очень полезным и перспектив­ным.

Безусловно, выход в свет книги «Медиапедагоги России: энциклопедический справочник» впоследствии будет не раз переиздаваться, не­прерывно дополняясь, включая все новые имена. В связи с этим на будущее хотелось бы выска­зать несколько пожеланий. Во-первых, следовало бы значительно расширить предпосланное книге предисловие, которое призвано содержать более подробную характеристику того, о чем предстоит узнать читателю (сейчас оно занимает всего одну страницу). Во-вторых, наряду с персоналиями ис­следователей в справочнике полезно отдельно выделить раздел, посвящённый российским цен­трам медиаобразования и медиапедагогики. Опыт воронежских медиапедагогов, в частности, даёт для этого обильный материал. В-третьих, в книге представляется очень уместным подробный рас­сказ о деятельности ассоциации медиапедагогики России.

Однако это — пожелание. Оно возникло из чув­ства благодарности автору за большую проделан­ную работу, понимания его творческих и органи­заторских возможностей, необходимости продол­жать начатое обобщение.


  • Теги
  • биографический справочник
  • медиаобразование
  • медиапедагоги Воронежа
  • медиапедагогика
  • педагоги России
  • рецензии
  • энциклопедический справочник
  • Библиографическое описание ссылки Калач Е. В. Медиапедагогика в лицах./ Е. В. Калач// Вестн. Воронеж. ун-та. — 2011. — № 2. — С. 196-197. — Рец. на кн.: Федоров А. В. Медиапедагоги России: энцикл. справ./ А. В. Федоров. — М.: Информация для всех, 2011. — 157 с.

(Нет голосов)

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация