Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Туристская энциклопедия регионов России. Алтайский край

Первое издание в новой серии по регионам России. В алфавитном порядке представлено около 3 тысяч статей о туристских ресурсах Алтайского края, различных видах туризма, туристских маршрутах, основных туристских организациях и фирмах, городах и районах, основных достопримечательностях региона. В нее включены карты туристических маршрутов, а также планы городов и районов.

  • 30 Июня 2016
  • просмотров 1557
Туристский образ крупных государств складывается из совокупного представления об отдельных составляющих – административно-территориальных субъектах страны. В любом регионе, даже с самыми неблагоприятными условиями для жизни человека, будь то приполярные и полярные холодные пустыни высоких широт или жаркие песчаные пространства субэкваториальной зоны, имеются интересные, зачастую экзотичные объекты, представляющие интерес для путешествия. Данный постулат тем более актуален для территорий с комфортными природно-климатическими условиями.

Каждый регион Российской Федерации обладает своими, присущими только ему условиями, в которых осуществляется туристская деятельность, и объектами природы, истории и социально-культурной среды, выступающими в качестве туристских ресурсов. Характер развития туризма в приморских регионах существенно отличается от внутриконтинентальных субъектов, не имеющих выхода к морю. В свою очередь, для приморских регионов их туристская специфика определяется принадлежностью морей бассейну одного из трех океанов, омывающих нашу страну. Точно также для внутриконтинентальных регионов большое значение имеет их широтное положение, наличие гор и водных объектов. Эти генерирующие факторы, определившие географическую картину расселения человека, являются немаловажными и для осуществления туристской деятельности. Их соотношением и качеством объясняется преобладание в различных регионах России социально-культурных туристских ресурсов над природными и наоборот, или их паритет.

Одним из регионов нашей страны, в которых до настоящего времени природный фактор является определяющим для мотивации туристских поездок, является Алтайский край. Подобное соотношение природных и социально-культурных мотивационных компонентов, побуждающих человека к перемещениям за пределы обычной среды обитания, наблюдавшееся в советский период, когда Горно-Алтайская автономная область входила в состав Алтайского края и туризм воспринимался на государственном уровне только как элемент социальной сферы, сохраняется пока и в наши дни в условиях образования на территории Русского Алтая двух административных субъектов – Алтайского края и Республики Алтай и придания туристской деятельности статуса приоритетной отрасли экономики [1, 2].

Государственная политика в сфере туризма, отраженная в федеральном законе от 24. 11. 1996 № 132-ФЗ «Об основах туристской деятельности в РФ», законодательных актах об ОЭЗ туристско-рекреационного типа и игорных зонах, а также в ФЦП «Развитие внутреннего и въездного тризма в РФ (2011-2018 годы)», стимулировала российские регионы к принятию собственных Программ развития туризма.

В Алтайском крае моменту принятия в 2007 г. решения о признании туризма как приоритетного направления экономики, предшествовал переходный период от социалистической системы хозяйствования в сфере туризма к современной, характеризующейся бурным увеличением заинтересованности и практической реализации зарождающихся предпринимательских структур. В настоящее время в крае реализуются крупные проекты федерального уровня: особая экономическая зона туристско-рекреационного типа «Бирюзовая Катунь», игорная зона «Сибирская монета», туристско-рекреационный кластер «Белокуриха» с субкластером «Белокуриха-2», автотуристский кластер «Золотые ворота» в Бийске, туристический кластер «Барнаул – горнозаводской город». Осуществляется формирование региональных туристских кластеров в равнинной и горной частях в рамках государственной программы Алтайского края «Развитие туризма в Алтайском крае» на 2011–2016 гг. Осуществляется широкий спектр мероприятий по формированию туристского имиджа края, его продвижению на международном, федеральном и региональном уровнях. Совершенствуется система подготовки кадров путем создания среднего профессионального образовательного учреждения – Алтайской академии гостеприимства, и увязывания ее учебных планов и программ со сложившейся системой высшего образования в сфере туризма, выполняется разносторонняя научно-исследовательская работа. Туризм в Алтайском крае приобретает все более отчетливые черты самостоятельной отрасли экономики. Очень значимым в реализации региональной политики в сфере туризма стало создание самостоятельного органа управления исполнительной власти – Управления Алтайского края по туризму, курортному делу, межрегиональным и международным отношениям (октябрь 2015 г.), объединившего Управление края по развитию туристско-рекреационного и санаторно-курортного комплексов (2009 г.) и Управление по обеспечению международных и межрегиональных связей.

Результатом целенаправленной деятельности является ежегодное увеличение на 10–15% потока туристов в Алтайский край, повышение уровня и разнообразия туристских услуг. Благодаря развитию туристической деятельности регион привлекает серьезные инвестиции вследствие реализации не только крупных проектов, но активной работы предприятий малого бизнеса. С учетом мультипликативного эффекта доля туристической отрасли в региональный валовой продукт превышает 4% [3].

Для российских регионов, реализующих крупные инвестиционные проекты в сфере туризма на основе собственной Программы (Стратегии) развития туристской отрасли, неотъемлемым элементом региональной политики может являться создание Туристской энциклопедии. Целью создания региональной Туристской энциклопедии является обобщение разносторонних сведений о ресурсной базе и истории развития туристской деятельности, приоритетных видах туризма и технологиях оказания туристских услуг, действующих и создающихся комплексах туриндустрии. Подобная работа начата с 2015 г. в Алтайском крае. Обобщение материала осуществляется на основе научного анализа достоверных сведений, путем его преставления в традиционной для энциклопедий лаконичной постатейной форме с использованием иллюстраций. Статьи размещаются в алфавитном порядке. К работе по подготовке материалов приглашены ученые и профессионалы из разных областей знаний, имеющие опыт реализации результатов исследований в туристской сфере. Обязанности ответственного редактора возложены на члена авторского коллектива, объектом научных интересов которого на протяжении более 35 лет является туризм, а практическая деятельность связана с организацией сферы туризма в регионе.

Туристская энциклопедия, отвечающая интересам развития регионального туризма, открывается вступительной статей руководителя региона с изложением основных положений региональной политики в сфере туризма. В качестве вводной статьи должна быть представлена обзорная характеристика региона с приведением традиционных параметров о его территории, населении, экономике, положении на туристской карте России. Туристская энциклопедия, как и другие издания подобного типа, имеет важное познавательное значение. Однако лаконичное изложение не позволяет читателю получить глубокое представление о предмете интереса, поэтому в статьях предусматриваются ссылки на использованные источники, знакомство с которыми при необходимости позволит получить более полную информацию.

На начальной стадии работы при составлении словника – перечня статей для энциклопедии – весь спектр предполагаемых статей был ранжирован на следующие группы: объекты природы, особо охраняемые природные территории (заповедники, природные заказники, памятники природы), объекты истории и исторические события, археологические памятники, памятники архитектуры, объекты культуры и религии, музеи, виды туризма, объекты туриндустрии, проекты в области туризма, муниципальные районы, города и др. Исключительную ценность в качестве источников достоверной информации представляют: Атлас Алтайского края (1978, 1991), Атлас автомобильных дорог Алтайского края, Атлас охотничьего хозяйства Алтайского края, официальные источники, содержащие перечни памятников археологии, архитектуры и истории, положения о государственных природных комплексных заказниках и памятниках природы Алтайского края, Энциклопедия Алтайского края, Экономическая энциклопедия и др. [4, 5, 6].

Следует особо отметить значимость публикаций последних лет, явившихся результатом исследований туристских ресурсов региона, которые способствовали созданию необходимой информационной базы. Другим источником, обобщающим работу по формированию сети разнообразных вариантов путешествий, включая брендовые маршруты «Малое Золотое кольцо Алтая», «Большое Золотое кольцо Алтая», «Казачья подкова Алтая», является издание «Туристские ресурсы Алтайского края» [7, 8, 9, 10].

Алтайский край, обладая туристскими ресурсами международного и федерального уровня: курорт Белокуриха; с. Сростки – родина В. М. Шукшина; Денисова пещера – место обитания древнейших людей, в том числе, человека алтайского, или денисовца; место образования р. Оби – крупнейшей реки России; ленточные сосновые боры; паровая машина И. И. Ползунова и др., является регионом преобладающего интереса туристов соседних регионов Сибири. Вместе с тем по территории родного края с удовольствием путешествуют его жители, определенные внешние и внутренние факторы способствуют значительному увеличению таких путешествий в последние годы. К сожалению, качество туристских ресурсов большинства районов и городов края является недостаточным для привлечения значимого потока туристов, приезжающих из-за его пределов, однако они играют очень важную роль в организации отдыха и туризма для местного населения. Вследствие этого, придерживаясь тезиса о том, что в Алтайском крае городов и районов, непривлекательных для туристических путешествий, нет, в энциклопедии представлены статьи о каждом городе и муниципальном районе.

Как отмечалось в предыдущих публикациях, позитивные результаты региональной государственной политики в сфере туризма сказываются как на реализации крупных инвестиционных проектов, так и на развитии туризма в отдельных муниципальных образованиях – городах и районах. Региональная туристская энциклопедия, являясь одним из элементов осуществления государственной политики в сфере туризма, так же окажет содействие данной работе.

Размещение материалов энциклопедии в сети Интернет позволит сделать доступным ее содержание для широкого круга специалистов и потребителей туристского продукта, что в современных условиях необходимости замещения импортных туристских услуг на российские имеет важное значение, тем более для Алтая, который всегда был исключительно привлекательным для путешествий, однако вследствие значительной дороговизны авиаперевозок с конца XX в. стал малодоступным для россиян, проживающих вне территории Сибирского федерального округа.

Библиографический анализ российских печатных изданий свидетельствует об отсутствии Туристской энциклопедии как на региональном, так и на федеральном уровнях. Возможно, что опыт создания подобного издания на примере Алтайского края будет заимствован другими регионами России. В связи с этим следует обратить внимание на тезис, сформулированный в начале данной статьи – создание региональной Туристской энциклопедии является логическим продолжением выполнения комплекса разнообразных проектов, направленных на создание условий для развития туризма в качестве самостоятельной отрасли экономики Алтайского края.

С. В. Харламов
Алтайский государственный институт культуры,
Барнаул, Россия

Список литературы

1. Харламов, С. В. Условия формирования новой туристской дестинации в постсоветский период на территории Алтайского края / С. В. Харламов // Вестник Кемеровского государственного университета. – 2015. – № 2–7.
2. Харламов, С. В. Участие в международных и федеральных проектах как элемент региональной государственной политики Алтайского края в сфере туризма / С. В. Харламов, Н. Ф. Харламова // Возможности развития краеведения и туризма Сибирского региона и сопредельных территорий : сборник материалов XIV Международной научно-практической конференции / Департамент по культуре и туризму администрации Томской области; Национальный исследовательский Томский государственный университет; Томское отделение Русского географического общества; ред. П. А. Окишев. – Томск, 2014.
3. Харламов, С. В. Туристское регионоведение. Алтайский край: учебное пособие / С. В. Харламов. – Барнаул, 2015.
4. Атлас Алтайского края. – М.–Барнаул, 1978. – Т. 1.
5. Атлас Алтайского края. – М., 1991.
6. Энциклопедия Алтайского края. – Барнаул, 1997. – Т. 1.
7. Туристские ресурсы Алтайского края : [монография] / Н. Ф. Харламова, А. Н. Романов, Ю. И. Винокуров, С. В. Харламов. – Барнаул, 2011.
8. Харламов, С. В. Изучение туристских ресурсов региона – как важнейший этап регионального компонента учебных программ для подготовки специалистов сферы туризма / С. В. Харламов // Вестник алтайской науки. – 2014. – № 2–3 (20–21).
9. Харламов, С. В. Научные основы интеграции культурно-исторического наследия в сферу туризма. Региональный аспект на примере Алтайского края / С. В. Харламов, Н. Н. Беспалова, В. С. Яговец, Я. А. Олейник // Вестник алтайской науки. – 2015. – № 1 (23).
10. Харламов, С. В. Брендовые туристские маршруты внутриконтинентального региона / С. В. Харламов // Известия Алтайского отделения Русского географического общества. – 2013. – № 34.

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • Алтай
  • Алтайский край
  • краеведение
  • региональная энциклопедия
  • регионы России
  • том 1
  • туризм
  • туристическая энциклопедия
  • Туристская энциклопедия
  • Библиографическое описание ссылки Харламов С. В. Туристская энциклопедия регионов России. Алтайский край/ С. В. Харламов// Культура в евразийском пространстве: традиции и новации: сб. материалов II Междунар. науч.-практ. конференции. Барнаул, 12-13 мая 2016 г.: Ч. 1. — Барнаул: Изд-во АГИК, 2016. — С. 261-264.

(Нет голосов)

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация