Вернуться

Азартные игры в зеркале социальной антропологии: что писать в энциклопедии про казино Вулкан не только

Азартные игры в зеркале социальной антропологии: что писать в энциклопедии про казино Вулкан не только 28.02.2019

Азартные игры в зеркале социальной антропологии: что писать в энциклопедии про казино Вулкан не только

Время от времени в «Мире энциклопедий» поднимается тема создания российской энциклопедии азартных игр (гэмблинга), а с недавних пор — отдельной энциклопедии игромании. Для создания качественного продукта необходимо изучение материалов научных исследований (gambling studies). Например, можно резюмировать как минимум часть подходов к теме с точки зрения социальной антропологии, которые способны пошатнуть даже, казалось бы, вполне устоявшиеся представления на тему слотов, как вулкан игровое зеркало, так и покера, лудомании и в целом азартных игр и связанных с ними явлений.

Особенно стоит отметить вклад таких учёных, как Клиффорд Гирц (Clifford Geertz), Джеймс Вудберн (James Woodburn) и Грегори Бейтсон (Gregory Bateson). Если труды двух первых представляют собой прежде всего этнографические исследования, в которых азартные игры — лишь иллюстрации описываемых социальных отношений, процессов и тому подобного, то Грегори Бейтсон, который известен во многом благодаря междисциплинарным исследованиям, формирует теоретические основы для изучения игры как области, которая включает в себя азартные игры. Сопоставимым по значимости с ним может считаться наследие американского антрополога Александра Лессера (Alexander Lesser).

Например, Гирц проанализировал петушиные бои на Бали и сопутствующие формы азартных игр1. Согласно его наблюдениям, даже распределение игроков на площадке фиксирует и таким образом подтверждает статус каждого, то есть игра воспроизводит жёсткую иерархию как «историю, которую они рассказывают о себе», является зеркалом, отражением социального микрокосма.

Вудберн уделил внимание эгалитарным обществам Африки2. Так, исследователь заметил, что мужчины-представители кочевого народа хадза большую часть времени проводят в лагере и при этом играют в азартные игры на ценности, доступ к которым как правило ограничен (например, игры на стрелы с металлическими наконечниками). Благодаря установленным правилам итогом становится равномерное распределение предметов, то есть азартная игра становится... механизмом принуждения к эгалитаризму.

Теория Бейтсона другого рода. Из наблюдений за игрой обезьян он пришёл к выводу, что процесс жёстко регулируется так называемыми «метакоммуникативными» сигналами3. Каждое животное наглядно демонстрирует другим, что участие и неучастие в игре влечёт за собой разные последствия. Предварительная угроза на случай несоблюдения принятых правил — ещё один пример «метакоммуникации». Вот почему Бейтсон воспринимает азартные игры как совокупность угрозы и игры: когда ставки сделаны и определены победители и проигравшие, императив платить после проигрыша подкрепляется скрытой угрозой насилия. Этим же можно объяснить и острые ощущения от игрового процесса.

Александр Лессер изучил эволюцию азартной, ручной игры коренного народа США пауни (pawnee)4. Автор проследил трансформацию традиции в течение 40 лет: до 1890 года это была развлекательная азартная игра, затем она вышла из употребления, однако всё же возродилась, но уже в составе религиозного движения Пляска духов (Ghost dance) — превратилась в ритуальное представление. Когда Пляска духов уступила место христианству, игра стала эквивалентом домашних карточных игр, которые предпочитают белые в США. Не исключено, в дальнейшем традиция будет рассматриваться наравне с онлайновыми игровыми автоматами типа «Вулкан игровое зеркало». Труд Лессера является ярким примером, когда изначально просто азартная игра меняет роли и формы, чтобы адаптироваться в меняющихся условиях.

Как можно заметить, описанные примеры едва ли можно рассматривать с точки зрения современной, стандартизированной, урбанистической цивилизации, когда отличаются как мотивы, так и конечный смысл участия в азартных играх. Вот почему как при формировании словника, так и написании энциклопедических статей на тему азартных игр и игромании крайне необходимо учитывать не только огромное разнообразие игр, но и их бесчисленные социальные контексты.

Примечания

  1. Geertz C. The interpretation of cultures: Selected essays. — N.Y.: Basic Books, 1973. — P. 448.
  2. Woodburn J. Egalitarian societies// Man. — 1982. — Vol. 17, Iss. 3. — P. 431-451.
  3. Bateson G. Steps to an ecology of mind: collected essays in anthropology, psychiatry, evolution and epistemology. — N.Y.: Paladin Books, 1973. — P. 154.
  4. Lesser A. The Pawnee ghost dance hand game: ghost dance revival and ethnic identity. — N.Y.: AMS Press, 1969. — P. 334.

ВКонтакт Facebook Google Plus Одноклассники Twitter Livejournal Liveinternet Mail.Ru

Теги: gambling, gambling studies, энциклопедия, азартные игры, гэмблинг, социальная антропология, социальный контекст, научные подходы
Описание для анонса: 
Упоминаемые персоны:  Гирц Клиффорд Джеймс / Вудберн Джеймс / Бейтсон Грегори / Лессер Александр
Рейтинг новости:  3.3
Сумма баллов:  5
Количество голосов:  1

Возврат к списку

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

[!]Хотите прокомментировать?
Если зарегистрированы на сайте — авторизуйтесь, если нет — зарегистрируйтесь.
Это нравится:0Да/0Нет
YA_HELEN
Цитата
...Вот почему как при формировании словника, так и написании энциклопедических статей на тему азартных игр и игромании крайне необходимо учитывать не только огромное разнообразие игр, но и их бесчисленные социальные контексты.
Так ведь этак можно массу справочно-энциклопедических изданий и другого профиля назвать «вредными». :| Например, по наркомании или прочей девиации. Очень странно, что «карательные органы», запрещающие издания по азартным играм, не понимают, что цель их создания — вовсе не потворство их (игр) распространению. Как видно из данного текста, ученые десятилетия положили на изучение этого феномена, а справочники — итог работы.
Это нравится:0Да/0Нет
Лилия Тумина
Кстати, различные теории учёных и исторические выкладки — ещё одно доказательство необходимости такой энциклопедии. А то многие из тех, кто сегодня слышит про азартные игры, считают, что это только казино и всё, что с ними связано.

Последние новости

Новости форумов


Выбор редакции