Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Дмитрий Трубочкин (энциклопедия «Театр России. XXI век»): «Это первая в мире инициатива в энциклопедическом формате рассказать о самом современном театре»

Интервью

  • 21 Января 2021
  • просмотров 1215
  • комментариев 2

Дмитрий Владимирович Трубочкин (слева), гость программы «Главная роль»

Дмитрий Владимирович Трубочкин (слева), председатель научно-редакционного совета энциклопедического проекта «Театр России» в программе «Главная роль» на телеканале «Россия К»
Гость программы «Главная роль» — доктор искусствоведения, театровед, председатель научно-редакционного совета энциклопедического проекта «Театр России» Дмитрий Трубочкин.
— Добрый вечер, друзья. Сегодня в «Главной роли» доктор искусствоведения, театровед Дмитрий Трубочкин. Очень рад вас видеть.

— Взаимно.

— Мы с вами недавно встречались по замечательному поводу — в связи с выходом книги, вашей книги о Константине Райкине. Но теперь формат еще более весомый. Я сразу покажу нашим зрителям вот такую обложку. И я испытываю внутренний трепет потому, что я помню, как год назад мы с Дмитрием анонсировали выход первого тома этого глобального проекта под названием «Театр России. XXI век», и сейчас вот всё это ма-те-ри-а-ли-зо-ва-лось, с чем я вас и поздравляю.

— Спасибо, спасибо.

— Насколько я помню, речь шла о трех томах. Это, значит, у нас первенец. И если я не ошибаюсь, вы говорили о том, что вообще количество статей на три тома где-то около четырёх тысяч. Значит ли это, что здесь интереснейших, познавательных статей одна тысяча 333?

— Совершенно верно. Мне кажется, 1336, если я не ошибаюсь. Вот так вот, туда-сюда плюс-минус.

— Да-да-да-да-да.

— Но действительно так, свыше тысячи трёхсот статей на один такой гигантский том. И там есть ещё кое-что: там есть очерки по истории театра, которые анонсируют четвёртый и пятый том нашей энциклопедической серии, то есть мы уже на пять разогнались.

— От буквы А до буквы И. И насколько я понимаю, речь идёт о персоналиях, о явлениях, о событиях с начала 21-го века по вот вчера.

— Совершенно верно, совершенно. Это первая в мире театральная энциклопедия, где в энциклопедического формате говорится о самом современном театре, то есть туда попали люди, организации, проекты, действующие в 21-м веке. Так что это действительно такой топ современной науки, которую мы попытались выстроить.

— Ну я сразу скажу о таких, знаете, домашних, человеческих ощущение, как будто зеленая лампа здесь горит, понимаешь. Текстура изумительная, вот уже дотрагиваться до этого очень и очень приятно. Ну и потом сразу видите тут: «Три сестры» — Ольга Барнет, Вера Сотникова... Да... Ой, как хорошо. Бартошевич.

— Да, эта статья написана его ученицей.

— Сразу, сразу похвастаемся: и фотография имеется.

— А как же: цветные фотографии. Это, кстати говоря, одно из направлений мысли было — создать такую текстуру, продумать её в книге. Это как раз издательство «Большая Российская энциклопедия» над этим очень долго трудилось, как и над многим другим, составляющим эту книгу, чтобы у нас были цветные фотографии внутри, потому что книга про театр, пусть даже энциклопедия, не может не быть с фотографиями.

— 730 страниц. Это радует. Тираж... одна тысяча экземпляров, то есть я держу в руках уже библиографическую редкость, получается.

— Да, но будем надеяться, что дальше будет еще одна отпечатка тиража. Это такой первый вброс — 1000 экземпляров. Будем думать, что дальше будет больше.

— Что сказал Александр Калягин, председатель Союза театральных деятелей, когда взял в руки. Он со мной солидарен?

— С вами абсолютно солидарен. «А почему синий?» — сказал он, первым делом реагируя на цвет. — «А почему синий?». «Утвердили», — сказали мы.

— Цвет небесный, синий цвет.

— Да-да-да-да-да.

— Да-да-да-да-да.

— Все мы очень порадовались, когда книжка материализовалась действительно потому, что ожидания были слишком смелые. Ведь это же затеять: в «Год театра»1 это было затеяно, а потом год целый после окончания «Года театра» над этим работать с тем, чтобы завершить выходом книги. Это очень большой процесс, в котором участвовали многие-многие люди, большой и болезненный даже некоторым образом для нашей науки потому, что прорабатывался авторский коллектив, не все могли соответствовать энциклопедического формату: это особый стиль мышления. Выработался коллектив шеф-редактора, то есть много чего прошло, и сейчас мы на таком хорошем уровне работаем.

— Увидел здесь Гали Абайдулова, которого я прекрасно знаю. Да, здоровья и процветания этому прекрасному балетному актёру, вообще просто глыба, человечище. А вот актёры, режиссёры... Кто здесь? Драматурги есть?

— Конечно, современные драматурги, театроведы, часть продюсеров потому, что мы хотим всё-таки посвятить, у нас мечты такие, дополнительный том когда-нибудь продюсерам, директорам театра, потому что это особое направление. Ну вот собственно те люди, которые делают театр, художники, сценографы, здесь тоже есть. Здесь есть театры, театральные издания, фестивали и такие крупнейшие проекты ну, скажем, фестиваль «Золотая маска» — он тоже здесь, он тоже здесь описан в большой статье.

— А кто очень сильно помогал? Ведь есть прекрасные театральные журналы, есть журнал «Театр», «Петербургский театральный журнал», «Театрал», ну, в общем, ваши коллеги, скажем так. Они все привлекались к работе или были ревностные чувства?

— Ну вы знаете, ревности-то не было. Было ощущение готовности-неготовности работать в энциклопедическом формате. Ведь писать критическую статью и энциклопедическую — это разные истории абсолютно. Критическую значит, у тебя есть свое личное отношение к этому предмету, ты выбираешь такую возможность, а здесь надо писать про всё...

— И с холодным носом.

— С холодным носом, абсолютно, с чувством, которое не выплёскивается, пишешь и описываешь всё — и хорошее, и плохое.

— «Ненавижу», «люблю»...

— А потом вычёркиваешь «ненавижу», «люблю» и оставляешь только факты. Это энциклопедическая статья такая, то есть там очень много молодых людей участвуют в написании. Бартошевича упомянули. Молодой учёный, театровед Настя Арефьева, его ученица, она написала статью про него, большую статью, очень хорошую.

— Но это прекрасная, хорошая ученица и честь для обоих. Ну понятно, что сейчас книжный формат — это очень так всё,.. всё же,.. вот надо всё сюда2. Я помню, что опять же мы с вами, когда анонсировали выход этой прекрасной книги (подчеркну, это первый том, будет еще несколько впереди), мы говорили о том, что и в цифровом виде всё это будет присутствовать. Портал «Знание», по-моему.

— Совершенно верно, да. Совершенно верно, поэтому мы начали с тиража 1000 экземпляров, потому что книги безусловно должны быть. Почему? — Потому что книга определяет композицию. Если у нас электронное издание, оно имеет тенденцию расширяться бесконечно, пока пишется, пока есть материал — ширится, ширится, ширится. Книга — это нечто завершённое, и вот мы продумали завершённую форму как раз в трех томах «XXI век». И дальше эта книга перейдет в электронную сферу, она попадет на портал «Знание». Вот сейчас над этим работает редакция «Большой Российской энциклопедии», и там тоже все это можно будет почитать. Но без книги, сейчас даже, когда мы живем в электронной среде, абсолютно без книг нельзя, потому что книга дисциплинирует сознание, она даёт новую композицию. Электронные журналы, если бы их не мыслить как бумажные журналы, которые попали в электронную среду, они бы никогда не кончились. А вот завершённость придаёт форма книги. И вот мы про это подумали, и у нас получился такой трёхтомник.

— Будет с фейерверками, с салютом, с шампанским презентация. Я сейчас говорю на самом деле совершенно серьёзно, потому что это колоссальный труд огромного количества людей и красиво, чтобы это всё было преподнесено.

— Конечно. Стоит упомянуть, что эта энциклопедия издаётся при участии Министерства культуры Российской Федерации, по инициативе Союза театральных деятелей здесь участвует Фонд культуры3, то есть три таких мощных единицы. Здесь Роспечать, что называется, ещё одна такая мощная единица, то есть действительно очень много сил здесь задействовано, и без фейерверка, без шампанского ну никак не обойтись. Нужно представить этот проект, ещё раз рассказать о нём как об уже осуществляющемся, материализовавшемся, чтобы весь редакторский коллектив собрался вместе, как-то мы прогремели и заявили бы, самое главное. В наше время любой повод для праздника надо использовать, а ещё и по-другому: это действительно первая в мире инициатива в энциклопедическом формате рассказать о самом современном театре. Вот к этому присматриваются наши коллеги из Италии, из Германии, из Китая. Вот многие такие прогрессивные умы. Из Америки наши коллеги очень с интересом большим смотрят на эту книгу. Её нужно презентовать как действительно удавшийся (будем надеяться, потому что ещё второй том, третий том; один том в год будет выходить), удавшуюся инициативу: наука в энциклопедическом формате про современный театральный процесс. Вот это очень важно.

— А театры не только государственные, но и частные?

— Конечно.

— Екатеринбургская школа драматургов, Коляда или, я не знаю, у театра Антона Чехова у Трушкина какие-то тяжёлые сейчас времена, понимаете, карабкаются, как могут. Вот насколько это всё актуально?

— Информация актуальна на 2020-й год, на начало 2020-го года. Понятно, что театральный процесс не остановим, и кто же мог предсказать, что часть театров... Наверняка, наступают трудные времена для негосударственных театров, для частных, и, быть может, кто-то из них, не хотелось бы, но кто-то сойдёт с колеи, что называется, профессиональной деятельности, потом снова восстановится. Это, естественно, невозможно было учесть в этой книге, но то, что мы негосударственную сферу учли и учебные заведения, в частности, Высшую школу сценических искусств (Театральную школу Константина Райкина), это негосударственное заведение, оно там есть, частный театр там тоже есть и антреприза крупнейшая тоже есть. Это всё представлено здесь, и надо сказать огромное спасибо в том числе и театрам: они очень хорошо подключились, давая информацию о себе. Вот это труд всей России, по большому счёту.

— Итак, первый том мы видим. Ещё раз с удовольствием покажу его нашим дорогим зрителям. Давайте поговорим о втором и третьем. Значит, здесь у нас начало 21-го века. А что отцы-основатели, столпы русского драматического театра и не только драматического, музыкального тоже?

— Совершенно верно: у нас три тома посвящено 21-му веку. А четвёртый и пятый — отцам-основателям. Вот у нас такой взгляд перевернулся, и нам это очень интересно. Современный процесс — три тома. Четвёртый будет называться «Великие имена» (там 18-й, 19-й и 20-й век), а пятый «Великие спектакли» (18-й, 19-й и 20-й век), то есть такое ну не то, что дайджест, а такой систематический взгляд из сегодняшнего дня на историю, которая привела к началу 21-го века. Вот так вот крупно. Размахнулись.

— А чуть-чуть сориентируйте нас, пожалуйста, по времени, когда ждать.

— Второй том «XXI век» — это конец 21-го года. Третий том — конец 22-го года. А два тома «Наследия» — «Великие имена» и «Великие спектакли» — это 23-й год, то есть к 23-му году мы получим пять томов, и библиофилы будут страшно рады, я не сомневаюсь.

— Ещё раз для того, чтобы наши зрители со мной во главе поняли очень важную вещь. Значит, не каждому удастся купить эту книгу, а её полный цифровой аналог, он в свободном доступе или нужно как-то подписку сделать? Что нужно, какие нужно совершить манипуляции?

— Про это пока ещё точно не могу сказать, но то, что подписка будет, это совершенно точно, подписка и на электронные издания, и на бумажные наверняка, потому что, если оформить заранее, то там наверняка будет допечатка тиража. В любом случае энциклопедия будет доступна в трёх видах: в книжном, в электронном как аналог книжного издания и на портале «Знание» как такая энциклопедическая база, такая интернет-энциклопедия, скажем так.

— Я не посмотрел здесь на последних страницах, а есть список какой-то используемой литературы, какие-то ссылки, может быть, на какие-то документы, на какие-то монографии? Этого ничего нет, эта энциклопедия это не подразумевает. Вижу только список сокращений.

— А вот посмотрите там...

— Ох ты!

— Гигантский список сопровождает. Обратите внимание: в первом же томе мы сделали (это была идея, которая возникла в процессе работы), мы сделали, поместили в виде приложений краткий очерк истории русского театра от истоков до конца 20-го века. И это всё сопровождается современной библиографией. Это такое предуведомление к читателю, чтобы он был готов к появлению тома «Наследия», тоже иллюстрированного. Там писали замечательные авторы современные.

— Да-да-да, и Жемчугова здесь, я смотрю, есть, и Фёдор Волков, и театральный зал Шереметевского дворца в Останкино,.. в Останкине, если уж совсем быть пуристом.

— Вот такая перекличка: современный процесс и напоминание о том, что мы всё-таки начинаем с истоков.

— Ну, что ж, могу сказать, что я, конечно, впечатлён, и я абсолютно убеждён, что такие же чувства будут испытывать все, кто возьмёт этот роскошно изданный том в руки. Честно говоря, мне очень тяжело сейчас вести программу потому, что я люблю театр: мне тоже хочется выискивать, учитывать и напоминать самому себе о прекрасных именах и потрясающих артистах, о тех спектаклях, которые я не мог видеть. В общем, я чувствую себя таким ребёнком, которому подарили очень и очень интересный сборник сказок.

Спасибо вам большое, Дмитрий. В вашем лице я благодарю всю потрясающую, многосотенную, наверное, команду, работающую над этим, продолжающую работать над этим трудом. Ну и всем нашим зрителям я хочу пожелать удовольствия от общения с этой настоящей эпохой счастья, переживаний, аплодисментов, вспархивающих занавесов. В общем, всего того, за что мы любим театр. Спасибо большое!

— Спасибо!

— Дмитрий Трубочкин, доктор искусствоведения сегодня в «Главной роли». Низкий поклон. Обязательно увидимся.
Запись на телеканале «Россия – Культура»

  • Теги
  • 2000-2019
  • XXI век
  • актёры
  • биографии
  • Большая Российская энциклопедия
  • издание энциклопедии
  • режиссёры
  • современный театр
  • СТД РФ
  • сценическое искусство
  • театр
  • Театр России
  • театральная энциклопедия
  • театральные деятели
  • театры
  • том 1

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Вот интересно, в энциклопедию включен материал только о, скажем так, «классическом» театральном искусстве или и о современных экспериментах тоже? К примеру, рок-мюзикл «TODD» от панк-группы «Король и Шут» уже несколько лет с успехом гастролирует по стране. Достойна эта постановка упоминания в театральной энциклопедии или нет? Вопрос
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    — Второй том «XXI век» — это конец 21-го года. Третий том — конец 22-го года. А два тома «Наследия» — «Великие имена» и «Великие спектакли» — это 23-й год, то есть к 23-му году мы получим пять томов, и библиофилы будут страшно рады, я не сомневаюсь.
    Чем больше читаю про данное издание, тем больше понимаю, что как-то оно ни о чем. Не вникал в финансирование, откуда, что и как, но тем не менее, ощущение стойкое, что имеет место просто освоение бюджета. Смысловой нагрузки в данном издании не вижу вообще никакой, как минимум ввиду того, что этого века не прошло и четверти. А пафос при презентации «убивают» и желание для ознакомления.
    • 0/0