Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

В Москве презентовали энциклопедию Александринского театра

В Москве презентовали энциклопедию Александринского театра
  • 19 Мая 2021
  • выбор редакции
  • просмотров 2150
  • комментариев 2
12 мая 2021 года в Доме-музее им. М. Н. Ермоловой Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина (ГЦТМ) прошла презентация энциклопедии «Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры. Режиссёры», сообщают Александринка, Бахрушинский музей и другие СМИ. Трансляция велась на портале «Культура.РФ».

В ходе мероприятия участники говорили о работе над проектом, о судьбе и традициях старейшей отечественной сцены, о проблеме сохранения театрального наследия.

В числе выступивших спикеров были деятели театра, актёры и режиссёры, авторы издания, учёные-театроведы, театральные критики: ведущий презентации, главный редактор энциклопедии, заместитель художественного руководителя, руководитель творческо-исследовательской части Национального драматического театра России (Александринского театра) Александр Чепуров, художественный руководитель Александринского театра Валерий Фокин, генеральный директор ГЦТМ Дмитрий Родионов, литературный и театральный критик, историк театра, киновед Инна Соловьёва, театровед и театральный критик Алексей Бартошевич, театровед, театральный критик, заведующий кафедрой истории театра России Российского института театрального искусства (ГИТИС), ректор Высшего театрального училища им. М. С. Щепкина (ВТУ) и экс-директор ГЦТМ Борис Любимов, театровед, ведущий научный сотрудник Государственного института искусствознания (ГИИ), главный редактор журнала «Вопросы театра», преподаватель режиссёрской магистратуры Центра им. Вс. Мейерхольда (ЦИМ) Вадим Щербаков, председатель научно-редакционного совета проекта энциклопедии «Театр России», профессор кафедры истории зарубежного театра театроведческого факультета ГИТИСа Дмитрий Трубочкин, искусствовед, заведующий отделом театра ГИИ Владислав Иванов, книговед, директор Российской государственной библиотеки искусств (РГБИ) Ада Колганова, арт-директор Биеннале театрального искусства Ольга Егошина.

Александр Чепуров рассказал предысторию и историю реализации проекта. Так, идею выпустить энциклопедию в начале 1990-х годов подал известный театровед, заведующий сектором источниковедения и библиографии научно-исследовательского отдела Ленинградского государственного института театра, музыки и кинематографии (с 1992 года — Российский институт истории искусств, РИИИ) Анатолий Альтшуллер. Пора браться за энциклопедию... Я уже всё написал в своей жизни, я уже допишу, что мне осталось, а это будете делать вы.
Слова Анатолия Альтшуллера в изложении Александра Чепурова
При этом результаты проделанной работы оказались несколько больше, чем вместила энциклопедия.2500 статей, но это ещё не всё... Словник гораздо больше, потому что в словнике были буквально все, кто когда-либо только хотя бы один раз вышел на сцену... В энциклопедию мы пытались [включить] людей, которые какое-то время поработали.
Александр Чепуров, главный редактор энциклопедии Александринского театра, заместитель художественного руководителя, руководитель творческо-исследовательской части Александринского театра
На презентации изданию были даны исключительно высокие оценки. Осевой темой многих выступлений стала всепроникающая цифровизация и ответная реакция театра. Некоторые содержали ретроспективный взгляд на тему выпуска книги как таковой и театральной энциклопедии в частности. Издание энциклопедии — это повышение ответственности. Всё отрезать, забыть — преступно плохо. Но такая волна уже пошла. Скоро будут цифровые искусства, цифровая культура и даже цифровые артисты. И можно сколько угодно по этому поводу сетовать, а сопротивляться, конечно, надо обязательно, но это имеет место быть и это будет — всё к этому идет...
Валерий Фокин, художественный руководитель Александринского театра
Театр остро ощущает нашествие этих новых информационных технологий и новых реалий, которые зомбируют человека и превращают человека в античеловека, он это почувствовал давно. И могу сказать, что линия сохранения памяти, традиций и обретение этой памяти на сегодняшнем, современном этапе уже российским театром подхвачена в последние годы очень серьёзно. Эту тенденцию в своё время отметил Дмитрий Владимирович1, представляя первый том российской театральной энциклопедии «Театр России. XXI век». Региональные театры и столичные театры начали выпускать свои энциклопедии, истории своих домов — это и в Екатеринбурге, и в Казани, и в Москве, и в Петербурге, Казани... Эта тенденция только нарастает, что меня очень радует, то есть люди театра понимают, как важно быть в органическом диалоге с прошлым.
Дмитрий Родионов, генеральный директор ГЦТМ
Эта книга — один из эталонных примеров того, какой книга должна быть, потому что она черезвычайно богата, что просто редкость для наших дней... Она — подлинная энциклопедия, соответствует всем критериям энциклопедичности. Кроме того, что у неё замечательный справочный аппарат, мы знаем каждого автора каждой статьи о каждом герое, каждой персоналии, в ней замечательное предисловие, удивительное предисловие, такое хрестоматийное, я бы сказала, к которому будут обращаться как к источнику точных сведений.
Ада Колганова, книговед, директор РГБИ
Мне было приятно узнать, что как раз воплощение нового этапа энциклопедического знания, когда стали выходить (готовиться, затеваться и выходить) одна за другой крупные энциклопедии в 90-е годы, по сути это началось с замысла энциклопедии Александринского театра. Потом уже стала работать «Большая Российская энциклопедия» — выпускать небольшие энциклопедические словари в то время, как коллеги терпеливо и кропотливо работали над этим томом.
Дмитрий Трубочкин, председатель научно-редакционного совета проекта энциклопедии «Театр России», искусствовед, заведующий отделом театра ГИИ
Будет в следующем году 240 лет с того момента, как возникла первая в истории театральная энциклопедия вообще... Сейчас, именно в это время, когда майские дни, Франческо Бартоли делал последние пометки в Италии, собирал, чтобы сдавать на гранки в печать свою энциклопедию «Исторические заметки об итальянских актёрах». 1782-й год. Для меня это очень и очень важная аналогия и вот почему: в энциклопедии, самой первой, которая возникла в Европе, той самой — «Исторические заметки об итальянских актёрах» 1782-го года,.. с одной стороны, конечно, это был ответ французской энциклопедии, потому что Франческо Бартоли, естественно, прекрасно об этом знал, вся Европа об этом говорила (Энциклопедия наук, искусств и ремёсел); с другой стороны, внутренне им двигала какая-то чисто актёрская профессиональная этика: если он не запишет имена мелких актёров 18-го века, которых никто не знает,.. он их тщательно изымает, помещает несколько строк под именем, не зная, кому это пригодится, но точно пригодится, и возникает такая энциклопедия 16-го, 17-го и 18-го века... Но получилась первая театральная энциклопедия, движимая внутренним этическим двигателем, профессиональной преданностью искусству и этой сознательной неготовностью производить этот иерархический выбор — кто достоин, а кто недостоин — все попадают, все работают и все попадают, и вся эта энциклопедия со всеми именами будет ценна. И этот же этический принцип, очень древний 18-го века, оказывается, положен сюда, в это издание. Эта энциклопедия движима очень ясной этической идеей: человек, который занимается этим ремеслом, достоин памяти — справедливой, научной, исторической памяти... И мне кажется, что восстановление энциклопедического знания (в том числе отраслевых энциклопедий) это какая-то новая эпоха, быть может, восстановления живой памяти в театре, когда память включена в историю, она не перестала действовать, история действует через нас, и энциклопедия — это символ этого, открывшаяся новая страница.
Дмитрий Трубочкин
В выступлении Владислава Иванова была выдвинута идея создать портал на основе энциклопедии Александринского театра. Александр Чепуров отметил, что как минимум текст издания можно разместить на сайте театра. Ольга Егошина поддержала инициативу, прежде всего из-за удобства при последующем дополнении энциклопедии.
Запись презентации на Youtube-канале ГЦТМ

Об издании

Энциклопедия «Национальный драматический театр России. Александринский театр. Актеры. Режиссёры» вышла в 2020 году и включает биографические сведения о примерно 2500 актёрах и режиссерах старейшей драматической труппы России с её основания в XVIII веке (1756) до декабря 2019 года. Помимо 834 полос для текста книга включает 96 страниц иллюстраций — на мелованной бумаге.

Работа велась в течение 25 лет 52 авторами — ведущими исследователями из РИИИ, Российского государственного института сценического искусства (РГИСИ) и ГИИ, а также музея и библиотеки Александринского театра и Центрального государственного архива Санкт-Петербурга (ЦГА СПб) — на основе материалов различных архивов, музеев и фондов Александринского театра.

Главный редактор — доктор искусствоведения Александр Чепуров. Редакторы-составители — кандидаты искусствоведения Анатолий Кулиш и Елена Третьякова. Редакторы — главный редактор издательства РГИСИ, литературный редактор «Петербургского театрального журнала» Елена Миненко и театральный критик, старший преподаватель кафедры русского театра РГИСИ Арина Шепелёва. Со стороны театра работу вела и курировала заведующий отделом музейной экспозиции Светлана Спирина.

Книга подготовлена в издательстве «Балтийские сезоны» (руководитель Елена Алексеева). Художник — Антон Дзяк. Отпечатана — в типографии ООО «Первый издательско-полиграфический холдинг» (Первый ИПХ) тиражом 1500 экземпляров. Также были подготовлены 200 футляров (подарочных коробок).

Запланировано распространение по библиотекам, институтам, а также через свободную продажу.

Первая презентация новинки состоялась 30 августа 2020 года — в Царском фойе Александринского театра. Тогда же были вручены ежегодные премии «Александринская роза». Одним из получивших наградной знак — бриллиантовые запонки — стал Александр Чепуров. В апреле 2021 года главный редактор стал лауреатом премии Правительства Санкт-Петербурга.
  • Теги
  • актёры
  • Александринский театр
  • Бахрушинский музей
  • биографии
  • биографическая энциклопедия
  • ГЦТМ
  • деятели искусства
  • Дом-музей им. М. Н. Ермоловой
  • драматический театр
  • Национальный драматический театр России
  • презентация
  • режиссёры
  • театральное искусство

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.2)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Не согласен, что цифровые технологии зомбируют человека или как-то вредят театру. Создание той же энциклопедии гораздо проще далось с применением новых технологий и доступность ее повышается. Для театра важно, что актерское мастерство великих не уйдет вместе с ними. Записанное в цифре, останется для потомков.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Константин Абров пишет:
    Не согласен, что цифровые технологии зомбируют человека или как-то вредят театру. Создание той же энциклопедии гораздо проще далось с применением новых технологий и доступность ее повышается. Для театра важно, что актерское мастерство великих не уйдет вместе с ними. Записанное в цифре, останется для потомков.
    Определенный вред театру тут все-таки есть. Ведь для театра гораздо выгоднее, когда люди покупают билеты и приходят смотреть постановки. А когда они смотрят спектакль в режиме онлайн, смотрят видеозаписи старых спектаклей или просто читают энциклопедию об этом театре в интернете или в библиотеке, это либо не приносит денег театру вообще, либо приносит совсем небольшие суммы. Хотя, конечно, для культуры в целом все это совсем не плохо, а ровно наоборот.
    • 0/0