Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Google начинает платить за доставку контента проектов Фонда Викимедиа

  • 22 Июня 2022
  • просмотров 792
  • комментариев 6
Главная страница Wikimedia Enterprise (24 июня 2022 года)У нового коммерческого продукта Wikimedia Enterprise1 — для платного доступа к веб-ресурсам Фонда Викимедиа (Wikimedia Foundation), включая Википедию (Wikipedia), — появились первые клиенты — американская многонациональная технологическая компания Google и некоммерческая организация Архив Интернета (АИ; Internet Archive), информируют блог Викимедии2, The Verge3 и другие СМИ.

Wikimedia Enterprise (рабочее название «Okapi») предоставляет доступ к данным проектов Викимедии в реальном времени, в совместимом и удобном формате, через API. Платность услуги подразумевает и другой уровень качества для клиентов: горячая линия, гарантированная скорость предоставления данных, техническая поддержка и так далее. Материалы планировалось размещать не на собственных серверах Викимедии, а на Amazon Web Services (AWS) — для удовлетворения потребностей крупных корпоративных клиентов.

Google использует данные Фонда Викимедиа прежде всего для так называемых «Панелей знаний» (Google's Knowledge Panels) — справочных инфобоксов, которые автоматически создаются по результатам поисковых запросов и содержат сведения из различных интернет-ресурсов. Википедия — уникальный и ценный ресурс, созданный бесплатно для всего мира его преданным сообществом волонтёров. Мы давно поддерживаем Фонд Викимедиа для достижения обоюдных целей — распространения знаний и доступа к информации во всём мире. Рассчитываем на углубление партнерства с Wikimedia Enterprise и на наращивание инвестиций в долгосрочную устойчивость фонда и экосистемы знаний, которую он продолжает созидать.
Тим Палмер (Tim Palmer), управляющий директор поискового партнерства Google (Google Search Partnership)
Старший директор по полученным доходам Фонда Викимедиа Лейн Беккер (Lane Becker) сказал The Verge, что сервис находится ещё в «самом начале» развития, и отказался уточнить способы, которыми Google может его использовать.

Продукт некоммерческой организации Internet Archive — Wayback Machine4 — ранее применялся для исправления более 9 млн неработающих ссылок в Википедии. При этом для Internet Archive доступ предоставлен бесплатно — ради продолжения миссии по оцифровке источников знаний. Фонд Викимедиа и Архив Интернета — долгосрочные партнёры в обеспечении всеобщего и бесплатного доступа к знаниям. Доступ в режиме реального времени к ленте новых ссылок и ссылок на сайтах Википедии — для всех её языковых разделов позволяет архивировать больше страниц, делать это быстрее и надёжнее.
Марк Грэм (Mark Graham), директор Wayback Machine, веб-сервиса Internet Archive
С 21 июня 2022 года желающим предлагается бесплатная регистрация для оценки возможностей продукта — 10000 запросов и неограниченный доступ к 30-дневному снимку файловой системы (snapshot).

Стоит напомнить, что о разработке Викимедией коммерческого продукта для IT-гигантов сообщалось в марте 2021 года. Тогда же стартовали переговоры с крупными технологическими компаниями.

В Викимедии коммерческий продукт рассматривается лишь как дополнительный, не основной источник финансирования. Ежегодный объём расходов на поддержку проектов составляет примерно $ 100 млн, всё ещё преимущественно за счёт добровольных пожертвований.

«Слегка неуклюжая» бесплатная схема использования материалов будет по-прежнему доступна всем пользователям, в том числе и коммерческим, уверяла в 2021 году директор по продвижению Фонда Викимедиа Лиза Зайц-Грувелл (Lisa Seitz-Gruwell)5.

Литература

  1. Wikimedia Enterprise – Modern API for Wikimedia project data: [сайт]. — URL: https://enterprise.wikimedia.com/ (дата обращения: 24.06.2022).
  2. Wikimedia Enterprise announces Google and Internet Archive as its first customers; allows new customers to self sign-up for free trials. — Текст: электронный// Wikimedia Foundation. — 2022. — 21 июня. — URL: https://wikimediafoundation.org/news/2022/06/21/wikimedia-enterprise-announces-google-and-internet-archive-first-customers/ (дата обращения: 24.06.2022).
  3. Roth E. Google is paying the Wikimedia Foundation for better access to information. — Текст: электронный// The Verge. — 2022. — 22 июня. — URL: https://www.theverge.com/2022/6/22/23178245/google-paying-wikimedia-foundation-information/ (дата обращения: 24.06.2022).
  4. Wayback Machine: [сайт]. — URL: https://web.archive.org/ (дата обращения: 24.06.2022).
  5. Cohen N. Wikipedia is finally asking Big Tech to pay up. — Текст: электронный// Wired. — 2021. — 16 марта. — URL: https://www.wired.com/story/wikipedia-finally-asking-big-tech-to-pay-up/ (дата обращения: 24.06.2022).

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • API
  • commercial product
  • delivery of content
  • first customers
  • Google
  • Internet Archive
  • monetization
  • web development
  • Wikimedia Enterprise
  • Wikimedia Foundation
  • Wikipedia
  • веб-разработка
  • доставка контента
  • коммерческий продукт
  • Фонд Викимедиа

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    В связке компания Гугл и Фонд Викимедия все понятно и прозрачно — чистый бизнес. Одни предоставляют информацию, другие получают право ее неограниченно транслировать. Но что получат от этого те самые волонтеры, силами которых бесплатно этот контент создается? Про Архив Интернета до сих пор ни разу не слышал. Любопытно.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Я так понимаю Google прежде всего (зачастую) просто оптимизирует для своих клиентов доступ к уже имеющимся данным, многие из которых в принципе доступны и в бесплатном виде. То есть вот эти вот блоки: «Панели знаний» просто более удобный вид, «укомплектованных» автоматически, бесплатных знаний. Продается лишь удобство получения этих знаний конечным клиентом, что очень даже в стиле Google.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Константин Абров пишет:
    Про Архив Интернета до сих пор ни разу не слышал. Любопытно.
    А вот и зря. Очень интересная организация, которая все помнит и все знает.   С улыбкой А свое существование она начала еще в 1996 году, когда львиная доля россиян не знала, что такое интернет, а те кто знал, входил в него при помощи dial-up модемов и пластиковых карточек провайдеров. Это то время, когда страница грузилась три минуты под скрежет модема и, если она загружалась за три минуты, это было счастье.   С улыбкой  
    arthy пишет:
    То есть вот эти вот блоки: «Панели знаний» просто более удобный вид, «укомплектованных» автоматически, бесплатных знаний.
    Ну если клиент платит, то знания уже не бесплатные. Но они систематизированные. Википедия — это для дилетантов. Поверхностные знания, чем она и хороша. Редко кому надо лезть глубже чем опубликовано в ней. А систематизация стоит денег.   С улыбкой Да и Вики помощь, что хорошо.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    lisss пишет:
    Ну если клиент платит, то знания уже не бесплатные.
    Может, не стоит наводить тень на плетень? Речь о платной услуге — доставка контента (delivery of content), где ключевое слово «доставка».
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Сергей Волков пишет:
    lisss пишет:
    Ну если клиент платит, то знания уже не бесплатные.
    Может, не стоит наводить тень на плетень? Речь о платной услуге — доставка контента (delivery of content), где ключевое слово «доставка».
    Не уверен, что доставка тут ключевое. Доставка важна, но она не только от Вики.  С улыбкой О чем в новости и говорится.  С улыбкой
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    lisss пишет:
    Сергей Волков пишет:
    lisss пишет:
    Ну если клиент платит, то знания уже не бесплатные.
    Может, не стоит наводить тень на плетень? Речь о платной услуге — доставка контента (delivery of content), где ключевое слово «доставка».
    Не уверен, что доставка тут ключевое. Доставка важна, но она не только от Вики. О чем в новости и говорится.
    Да, не только от Википедии, но и от других проектов Фонда Викимедиа.
    В чём проблема? Просто Вики более раскрученная, вот и всё.
    • 1/0