Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Сергей Козетульский (Автор тем)


История Европы и Северной Америки XVII—XVIII вв. на страницах «Российской исторической энциклопедии», Комментарии к новости
 
При всем том, что историческая наука «больна» европоцентризмом (об этом много и аргументировано сказано как школой «Анналов», так и ее современными последователями), следует признать, что именно XVII—XVIII века стали периодом безоговорочного европейского лидерства. И это не связано только лишь с силой оружия или нахрапистостью тех, кого смогли отрядить для покорения заморских территорий. Главное достижение этого периода — это формирование обширных территорий, развитие которых было выведено из-под опеки местных удельных властителей. Замена их королевскими администрациями коренным образом изменила европейские страны, эволюционировавшими в этот период от сословной к национальной государственности. И, уже в пределах этой самой национальной государственности, мы становимся свидетелями тектонических сдвигов в мировоззрении европейцев, поскольку все тогдашние «лидеры общественного мнения» оппонировали или приветствовали все, что было связано с функционированием национальных государств (в отличие от их предшественников, более сосредоточенных на вялотекущей борьбе с клерикализмом).
Кстати, это лидерство сохранялось в качестве безусловного ровно до тех пор, пока весь остальной мир не принял и освоил европейское достижение — образование национальной государственности.
Разумеется, здесь я сфокусировал внимание преимущественно на национальной государственности как первооснове всего того, что было сделано в XVII—XVIII вв., но это не только результат моего увлечения такими авторами, как Марк Блок, Люсьен Февр, Марк Ферро и, конечно, Фернан Бродель. Написал эти имена, чтобы никто не подумал, что лишь только марксисты сподвигли меня на такие размышления.
История Древней Греции и Древнего Рима в «Российской исторической энциклопедии», Комментарии к новости
 
Как для человека интересующегося историей Древнего Рима (но отнюдь не знатока той эпохи) в качестве «точек», символизирующих собою эволюцию взглядов на историю Древнего Рима, могу привести знакомство с тремя трудами. Первый из них – это «История упадка и разрушения Римской империи» Эдуарда Гиббона. Второй – «История Рима» Теодора Моммзена и, наконец, третий – «История Древнего Рима» Мэри Бирд. Эти три произведения написаны в разные эпохи, кажется, с интервалом в полтораста-двести лет. В них сделаны не просто разные акценты, но и сама римская история в них выглядит по-разному, что ли. Книга Бирд для меня стала просто подарком на римской почве. А к Гиббону до сих пор испытываю уважение за проделанную работу, особенно с учетом того, что его вряд ли можно расценивать в качестве кабинетного ученого. Надеюсь, что авторский коллектив Института всеобщей истории РАН найдет место в энциклопедии для этих исследователей.
В Архангельске состоялось первое заседание редколлегии второго издания «Поморской энциклопедии» по экономике, Комментарии к новости
 
Обобщение и систематизация данных об экономическом потенциале региона являются одним из важнейших факторов для формирования того, что обычно называют инвестиционным или деловым климатом территории. Это очень трудоемкая задача, для решения которой еще с советских времен привлекались специализированные организации, связанные с Советом по изучению производительных сил. Любой экономист (а я один из них) знает, насколько важна здесь координация усилий различных организаций, занимающихся учетом имеющихся ресурсов и оценкой перспектив их использования. В случае же «Поморской энциклопедии» задача усложняется тем, что весомый вклад в развитие производительных сил области приходится на морехозяйственный комплекс, зависимость которого от внешних факторов (не регионального происхождения) является очень высокой. С большим интересом бы ознакомился с тем, как авторский коллектив этой энциклопедии решил эти непростые задачи.
О редактуре в «Урянхайско-тувинской энциклопедии», Комментарии к новости
 
Все это напомнило мне старую истину о том, что есть две формы плагиата: одна – приписать себе мысли или слова известных людей, а вторая – приписать известным людям свои помыслы. Вне этого подхода мне трудно понять, зачем имя специалиста в таком непростом вопросе, как история колонизации «окраин России» было использовано без его ведома.
Вообще, использовать термин «колонизация», без уточнения его смысла в условиях, когда популизм свил себе гнездо не только в политике, но и истории, весьма опасно. В обыденном сознании «колонизация» прочно укоренилась, как производное от колонизаторов – то есть тех, кто покорил и подчинил себе кого-то или что-то.
Между тем, колонизация – то есть экономическое освоение территорий, существует со времен древних греков. Примеров такой колонизации на территории России – не счесть. На ее просторах можно найти сотни примеров того, как, например, немцы или поляки образовывали свои колонии, жившие по законам Российской империи и тесно взаимодействовавшие с местным населением. Этим они мало отличались от русских колонистов, осваивавших, например, регионы Средней Азии. Кстати, эта тема интереснейшая.
Мудрая книга о жизни, людях и родной Туве, Комментарии к новости
 
Мой интерес к Туве и ее истории обусловлен детской еще страстью к собиранию почтовых марок. Тува ведь на протяжении пары десятилетий печатала собственные марки, одну из которых я отлично помню. На ней был изображен верблюд, несущийся во весь опор на фоне мчащегося на всех парах паровоза. Год выпуска марки не помню. Скорее всего, это дело было в 30-е годы ХХ века. Но не это главное. Я жду от энциклопедии ответа на давний вопрос, изрядно беспокоивший коллекционеров – кто и где создавал эти знаки почтовой оплаты. Какова судьба клише, с которых они печатались? Не хочу вдаваться в подробности, но тут не все так просто и безобидно. Это интересная страница не только республики, но и всего Союза.