Рецензия
9 ноября в книжные магазины поступило четвертое расширенное и дополненное издание всероссийской энциклопедии «Кто есть кто в российской рок-музыке». Эта книга — главный справочник по отечественному року, регулярно обновляющийся и расширяющийся. Первое издание энциклопедии вышло в 1991 году и называлось «Кто есть кто в советском роке». Оно содержало сведения о группах и исполнителях нашей страны за 1963-1991 годы, а также полные истории их творчества, этапы карьеры, дискографии и видеографии, перечни главных премьер, фестивалей и гастролей. Авторами того самого первого тома были автор идеи и издатель, московский журналист Александр Алексеев, гуру питерской рок-журналистики Андрей Бурлака и один из главных специалистов по отечественному хэви-металлу Алексей Сидоров.
Нынешнее, четвертое издание богато иллюстрировано известным фотографом Ильей Беляевым, в томе почти 600 страниц. В его создании, помимо основного автора-редактора, участвовали журналисты и исследователи российского рока в частности Марина Тимашева, Александр В.Волков, Илья Зинин, Вадим Должанский и другие. Новое издание охватывает период 1963-2009 годов: от первых групп, начинавших историю рока в СССР — «Славян», «Сокола», Александра Градского и «Скоморохов», до рок-открытий 2000-х. Среди групп, ворвавшихся на волне успеха в очередное издание, — Lumen, [Amatory], «Команда «Сталинград», Punk TV.
«Даже в такой массивный том, весящий, наверное, около трех килограммов, поместились не все, — говорит автор-редактор «Кто есть кто в российской рок-музыке» Александр Алексеев. — Поэтому каких-то исполнителей и группы 80-90-х, ныне уже не очень актуальных, мы решили в очередной том не включать, оставили их в предыдущих изданиях. Зато предпочли сосредоточиться на современном состоянии рок-сцены».
«С энциклопедией «Кто есть Кто...» я впервые познакомился даже раньше, чем с книгой Артемия Троицкого «Рок в СССР», — говорит лидер группы «Мегаполис», продюсер и глава компании «Снегири Музыка» Олег Нестеров. — Тогда мы все были оторваны от информации, и я пытался изучить музыкальный рынок: кто, откуда, что делает, какую музыку играет? Прочитаю и новое, четвертое издание, ведь рынок меняется очень быстро».
Как пишет один из первых читателей энциклопедии Павел Басинский, в энциклопедии много "литературы". Одновременно это не "веселенькое чтиво с подробностями из жизни рок-звезд. Это серьезные справки, с исчерпывающей информацией и дискографией".
Из статьи о Жанне Агузаровой: "В Москве появилась в 1983 году под сценическим псевдонимом Иванна Андерс. Самое интересное, что он был аккуратно вписан и в ее советский паспорт".
Из справки о лидере группы "Автоматических Удовлетворителей" Андрее "Свин" Панове: "...не умел толком ни на чем играть, зато мог петь дерзко, отвязно, на максимальном надрыве чувств и эмоций".
Из биографии Петра Мамонова, который от рок-музыки перешел к исполнению киноролей юродивых и царей (главные роли в фильмах "Остров" и "Царь" Павла Лунгина), что просто объясняется в издании: "Еще с 1995 года Мамонов переезжает в деревню, недалеко от поселка Верея, некоторое время живет на два дома, обитая и в квартире в московском районе Чертаново, но затем делает окончательный выбор в пользу сельской жизни. Сам рубит дрова, сам топит печь, ухаживает за скотиной...".
Как заключает Павел Басинский: "Читая энциклопедию Александра Алексеева, вслушиваясь в названия отечественных рок-групп, сразу понимаешь, что Россия была и остается литературоцентричной страной. В названиях наших рок-групп приятно удивляют словесная игра, изобретательность, которая и не снилась Западу и Америке. "Ногу свело", "Нож для фрау Мюллер", "Последние танки в Париже", "Псой Короленко", "Собаки Табака", "Соломенные Еноты", "Третья мировая весна"..."
(Голосов: 2, Рейтинг: 3.19) |
Shiga пишет:
. Увы, направление практически умерло, теперь данная энциклопедия интересна уже как историческое издание
Shiga пишет:
Да, росли на русском роке многие, и я в том числе. Увы, направление практически умерло, теперь данная энциклопедия интересна уже как историческое издание ... Скептически