Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Кто, где и почему жертвует на Википедию

Кто, где и почему жертвует на Википедию
  • 6 февраля 2012
  • просмотров 7691
  • комментариев 7
Мир энциклопедий. 2 января 2012 года завершилась кампания по сбору пожертвований на проекты Фонда Викимедиа (Wikimedia Foundation), стартовавшая 16 ноября. В результате было собрано $ 20 млн. от более 1 млн. человек из различных стран мира. 5 февраля руководитель отдела глобальных исследований и развития Фонда Викимедиа Мани Панде (Mani Pande) и аналитик Аюш Ханна (Ayush Khanna) опубликовали в блоге фонда результаты работы, демонстрирующей, кто, где и почему жертвовал ресурсу деньги. «Руформатор» представил перевод этой публикации.

Недавно мы завершили ежегодный сбор средств, и результаты были очень успешными.

Более одного миллиона человек практически изо всех стран мира жертвовали в Фонд Викимедиа, однако, главное – даже не их количество. Наши благотворители – это очень разнообразная и сама по себе интересная группа.

Хотя мы не занимаемся непосредственным сбором демографической и другой информации о наших жертвователях, мы использовали отчет о нашей аудитории для понимания, кто они и что побуждает их вкладывать деньги в Википедию.

Пожалуйста, обратите внимание, что эту информацию мы получили в результате опроса пользователей, а не из личных данных наших жертвователей.

Менее половины наших читателей осознает, что Википедия  это некоммерческий проект.


Многие наши читатели (47%) просто не знают о том, что Википедия является некоммерческой организацией и живет исключительно на пожертвования со стороны широкой общественности. Учитывая, что количество уникальных посетителей Википедии составляет в среднем 400 млн. в месяц, очень многие пользователи не осведомлены о ее статусе.

Недостаточная информированность особенно высока в России (64%), Бразилии (56%) и США (56%). Пользователи из Индии и Египта оказались наиболее информированными (61% и 70% читателей Википедии в этих странах знали о ее статусе).

Интересно, что 28% из тех, кто не только пользовался Википедией, но и редактировал ее статьи, также не догадывались, что онлайн-энциклопедия является некоммерческим сервисом. Тем не менее, люди, пишущие и редактирующие статьи Википедии, гораздо более склонны жертвовать деньги (26%). Для сравнения, только 3% из тех, кто пользовался энциклопедией, но не добавлял в нее информацию, сделали пожертвования в ее фонд.

Кроме того, авторы статей Википедии в среднем жертвовали чаще, чем просто читатели. Тогда как среди читателей нет никого, кто сделал бы больше трех пожертвований, среди редакторов и авторов 21% жертвовали в Фонд Викимедиа более пяти раз.

Среди благотворителей Википедии больше мужчин, чем женщин (44% против 36%). Зато женщины чаще становятся постоянными жертвователями: 14% переводили деньги в Фонд Викимедиа более 5 раз, по сравнению с 6% среди мужчин.

Обращение основателя Википедии Джимми Уэйлса (Jimmy Wales)  это популярная причина пожертвований, однако мотивация разнится в зависимости от региона. 

«Я почувствовал, что небольшое пожертвование будет приветствоваться», — так ответили 37% опрошенных пользователей Википедии на вопрос, почему они решили пожертвовать энциклопедии деньги. 34% прониклись обращением основателя Википедии Джимми Уэйлса (Jimmy Wales). Мотивация разнится в зависимости от региона: так, 61% канадских пользователей рассматривали пожертвование как способ внести свой вклад в развитие сервиса, компенсировавший их неучастие в пополнении Википедии, а 75% российских благотворителей прочитали обращение Джимми Уэйльса. Интересно, что 15% всех жертвователей онлайн-энциклопедии были агитированы в социальных сетях.

Причины для пожертвований на Википедию. Результаты опроса. 2011 год
Причины для пожертвований на Википедию. Результаты опроса. 2011 год
(английский язык)

Около четверти респондентов заявили, что собираются пожертвовать деньги в наш фонд; читатели из США, Египта и Индии больше склонны сдержать свое обещание.

После того, как мы напомнили участникам опроса, что Википедия 1) живет только на пожертвования 2) не использует рекламу и 3) несет миссию бесплатного распространения знаний в мире, 24% из них выразили готовность материально помочь Википедии. Читатели из Индии (42%), Египта (33%) и США (33%) выразили сильное желание пожертвовать. Португалоговорящие пользователи также были готовы жертвовать (33%). Респонденты из Германии (13%), Франции (11%) и Японии (15%) были относительно менее склонны сделать пожертвование.

Большинство тех, кто никогда не жертвовал Википедии, объясняют это отсутствием денег.

46% тех пользователей, кто не делал пожертвования, сказали, что не могли позволить себе заниматься благотворительностью. Неосведомленность может быть одной из причин такого убеждения: самые распространенные суммы пожертвования в фонд Википедии в 2010 году составили 20, 5 и 10 долларов. За 2011 год статистика еще не посчитана, но результаты ожидаются примерно такие же.

Причины отказа от пожертвований на Википедию. Результаты опроса. 2011 год
Причины отказа от пожертвований на Википедию. Результаты опроса. 2011 год
(английский язык)

  • Теги
  • Ayush Khanna
  • charity
  • chugging
  • fundraising campaign
  • Mani Pande
  • motivation
  • poll
  • Wikimedia Foundation
  • Wikipedia
  • Аюш Ханна
  • Википедия
  • Мани Панде
  • Фонд Викимедиа
  • благотворительность
  • мотивация
  • опрос
  • сбор пожертвований

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.52)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Любопытная статистика.
    Хотя меня несколько удивило постоянное акцентирование авторов исследования именно на том, что Вики – «некоммерческий» проект. Неужели это реально вызывает вопросы? Вопрос
    Но даже если это – и ТАК, то почему бы и не пожертвовать ресурсу, который наверняка информационно выручал каждого респондента неоднократно? Вопрос

    А еще более удивило то, что «показания» с респондентов снимались именно после выяснения вопроса об источниках существования проекта. Ну и в таком случае, НАСКОЛЬКО адекватны результаты этих исследований? Вопрос
    Скептически
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Некоторая статистика удивляет, а некоторая кажется бессмысленной. Например, удивлен, что в нашей стране многие не знают вот о том, что эта сетевая энциклопедия является некоммерческим проектом. Казалось бы, очевидный факт: если на сайте нет рекламы, значит он некоммерческий.
    Вопрос по поводу обещаний сделать пожертвование показался странным. О чем говорит статистика по данному вопросу? Вот уж не знаю! О том, что жители США, Египта и Индии надежные люди? А если бы у них спросили, давали ли они когда-либо обещание жениться и сдерживали ли его, цифры были такими же? Мне кажется, эти данные вообще ни о чем не говорят.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Интересные результаты насчет процента жертвователей среди авторов и просто читателей.

    Насчет признаков коммерческого проекта в виде рекламы — спорно: она может существовать и в скрытом виде. Поэтому, как мне кажется, читатели Википедии и дуют на воду. Слишком непривычно, что энциклопедия, пусть и "народная", и вдруг — бесплатно.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Ничего удивительного, что в этом году Википедия собрала так много денег. Ещё бы, учитывая их наиболее активную кампанию по сбору пожертвований в целом и Личное обращение основателя Википедии Джимми Уэйлса в частности. Достаточный психологический эффект, я считаю.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    То, что Википедия – некоммерческий проект, стало новостью и для меня. Поэтому удивил процент неосведомленности об этом факте в США – более половины опрошенных. Они в этом недалеко ушли от Бразилии и России.
    Судя по тем же процентам, В Египте и Индии люди щедрее на пожертвования, чем в Европе и Японии.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    С каждым годом число пользователей и авторов Википедии будет расти. Кроме этого, большее число людей узнает, что проект этот некоммерческий. Следовательно, потенциал для роста пожертвований еще большой, и в следующем году можно ожидать увеличения этой суммы. Важно, чтобы средства эти использовались с максимальной пользой — качество статей, улучшение сервисных возможностей, отсутствие рекламы и вирусов...
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Ну что сказать, видна хорошая мотивация пользователей Википедии, так как их пожертвования позволяют проекту не только держаться на плаву, но и неизменно расширяться. То, что процент авторов/редакторов среди людей, пожертвовавших деньги, больше, чем процент обычных пользователей, совсем неудивительно, так как если человек приложил усилия к созданию статей, его зачастую автоматически начинает больше беспокоить судьба всего проекта.
    • 0/0