Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Элитология в свете культурно-исторических традиций

Элитология в свете культурно-исторических традиций

Рецензия

  • 1 января 2014
  • просмотров 2201
  • комментариев 1
Элитология: энцикл. слов./ [Ред. со­вет: Г. К. Ашин и др.; Гл. ред. П. Л. Ка­ра­бу­щен­ко; Отв. ред. Р. Г. Ре­за­ков]. — М.: Экон-Информ, 2013. — 618 с.: портр.; 30 см. — Предм. указ.: С. 615-618. — Изд-во указ. на обо­ро­те тит. л. — 500 экз. — ISBN 978-5-9506-1081-3 (в пер.).

Энциклопедический словарь «Элитология», опубликованный в 2013 г., стал событием в мире элитологической науки. Впервые в мировой и отечественной социально-гуманитарной научной литературе подготовлена и издана работа, систематизирующая знания в области теорий элит и элитности. На масштабность работы указывают широта охвата понятийного аппарата и количество авторов, принявших участие в реализации этого проекта (более 120 ученых из России, Армении, Белоруссии, Германии, Испании, Италии, Казахстана, Китая, Румынии и Украины). По свидетельству самих руководителей этого проекта (П. Л. Карабущенко, Л. Я. Подвойского, Р. Е. Резакова), работа над этим словарем велась ими на протяжении 10 лет, что тоже заслуживает особого внимания. Делает честь авторам проекта и то, что они посвятили его светлой памяти патриарха современной российской элитологии Геннадия Константиновича Ашина. По его инициативе была начата работа над этим проектом и успешно завершена.

Работа выдержана в лучших традициях словарно-энциклопедических изданий. В ней в алфавитном порядке приведены основные термины и биографии ученых, которые специально или косвенно, в контексте своих научных исследований, затрагивали элитологическую проблематику. Читатель откроет для себя много имен, творчество которых ранее никак не соотносилось с элитологической наукой. Тема элиты и элитности оказывается настолько универсальной, что многие деятели культуры и науки, скорее всего, даже сами того не подозревая, занимались ею, когда выходили на рефлексию таких явлений, как гениальность, святость, творчество, талант, достоинство, совершенство и т.д. Само понятие «элита» берется в его расширенном толковании, а такая ее характеристика как «элитность», напротив, понимается в узкопрофессиональном значении (у каждого рода профессиональной деятельности будет свой специфический набор этих параметров).

Большой интерес представляет гуманитарный блок этого проекта, представленный терминологией в сфере элитологии культуры, науки и человека. В энциклопедии приводятся не просто биографические данные великих писателей, но и их собственные взгляды на элиту и элитность (Эсхил, В. Шекспир, А. Сталь, Ф. М. Достоевский, Л. H. Толстой, А. Франс, М. А. Булгаков, М. Дрюон, А. Труайя, И. А. Бродский, А. И. Солженицын и др.). При этом речь часто идет именно о рефлексии, о личностном восприятии и об оценке феномена элиты. Такой биографический подход позволяет проникать в глубины персоналистической элитности и помогает формировать адекватные педагогические практики, воспроизводящие посредством элитного образования новые поколения творческих элит. Впрочем, литературоведческая сторона данного проекта не столь развита, как политологическая или социологическая, и представлена лишь начинающими в элитологии авторами. Тем не менее, для самой филологии будет интересно открыть для себя законы и принципы этой новой науки и попробовать научиться использовать ее данные в своих целях.

Быть может, впервые в научной литературе в энциклопедии представлена также и тема религиозной элитологии (хотя в сравнении с другими тематическими разделами этот занимает самое скромное место). Дается оценка трудов таких известных богословов прошлого, как Блаженный Августин и Фома Аквинский, приводятся данные элигологических воззрений таких святых, как Исаак Сирин, Серапион Владимирский, Серафим Саровский, Иларион Верейский, Иоанн Крестьянкин и др. Отдельно исследуется проблема святости, причем в различных религиозных системах (иудаизм, христианство ислам). Определенный интерес представляют биографии известных религиозных деятелей (например, патриарха Московского Кирилла), имеющих свои собственные суждения относительно природы и сущности элитологического знания.

Это несомненные, на наш взгляд, достоинства рецензируемой работы. Поскольку же, как хорошо известно, нет предела совершенству, то логично и справедливо обратить внимание на имеющие место недостатки и сказать о них несколько слов.

Одним из явных недостатков настоящего словаря является явный уклон в сторону политической элитологии, что, впрочем, легко может быть объяснимо и понятно. Длительное время элитологией преимущественно занимались представители социологии и политической науки. И сам факт, что настоящей работой наметился поворот в сторону культурно-исторических элитологических исследований, наводит на мысль о том, что сама элитология как самостоятельная наука вступила в пору своей научной зрелости.

Следует также заметить, что, к сожалению, в некоторых статьях по персоналиям из области литературы, именно элитологический аспект их творчества отражен не так явно и убедительно, как хотелось бы, и как того требует логика самого словаря. Правда, этот недостаток может быть довольно легко устранен в случае переиздания энциклопедического словаря с дополнениями и уточнениями, тем более, что фигуры, выбраны, без сомнения, весьма значимые в литературном мире.

На будущее (если этот проект получит свое продолжение и развитие) хотелось бы рекомендовать его редакторам (руководителям) уделять большее внимание именно на культурно-исторические (гуманитарные) стороны элиты и элитности и не увлекаться социально-политическими аспектами, которые и без этого получили весьма широкое развитие. Было бы желательно к работе над вторым изданием также привлечь более широкое участие академической общественности — историков, культурологов, филологов, психологов и т.д. От такого расширения элитология только бы выиграла и окончательно приобрела бы статус междисциплинарной науки.

Подводя итог, отметим, что энциклопедический словарь «Элитология» производит впечатление весьма фундаментального научного исследования, открытого для дальнейшего конструктивного развития, что принципиально важно. Он выполняет две основные функции — содействует процессу объединения сообщества элитологов и способствует популяризации этого научного знания. Хотелось бы пожелать всему элитологическому сообществу плодотворной работы, в надежде на то, что XXI в. станет временем не только окончательного становления, но и дальнейшего расцвета этой науки.

  • Теги
  • Экон-Информ
  • бизнес-элита
  • биографии
  • высший класс
  • научная элита
  • отраслевая энциклопедия
  • политическая элита
  • политология
  • социальная элита
  • социология
  • терминология
  • художественная элита
  • элита
  • элитология
  • энциклопедический словарь
  • Библиографическое описание ссылки Амирханян М. Д. Элитология в свете культурно-исторических традиций/ М. Д. Амирханян// Каспийский регион: политика, экономика, культура. — 2014. — № 1. — С. 308-310.

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Откровенно говоря, я так и не допоняла, в чем же "изюминка" обсуждаемого издания, если автор здесь едва ли не противоречит сам себе: весь позитив первой части статьи сводится к нулю начиная со слов —
    Это несомненные, на наш взгляд, достоинства рецензируемой работы...
    после которых все эти самые "несомненные достоинства" один к одному обращены в недочеты, которые непременно следовало бы исправить в последующих переизданиях. И что? Элитология — действительно пока что не только не отрасль обществознания, но и вообще непонятно какое направление исследовательской деятельности. По идее, это нужно понимать буквально как "наука об элите" — т. е. без упоминания биографических данных персон, так или иначе с ней связанных. Хотя возможно, я заблуждаюсь. Скептически
    • 0/0