Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Башкирская энциклопедия как свод объектов и субъект брендинга современного Башкортостана

Башкирская энциклопедия как свод объектов и субъект брендинга современного Башкортостана
  • 26 декабря 2018
  • просмотров 2270
  • комментариев 3
В последнее время в республике часто обсуждается вопрос о том, что может быть брендом Башкортостана. В начале 2018 года курай зарегистрирован Роспатентом в качестве территориального бренда республики1, в конце апреля состоялась презентация туристического бренда Республики Башкортостан. Однако в обществе еще не сложилось единого мнения о системе брендирования республики. Хотелось бы поделиться своими размышлениями о возможных объектах брендинга современного Башкортостана, которые имеют потенциальные возможности стать настоящими брендами республики, ее территории, продукции и услуг, посредством которых сформировались бы яркие, запоминающиеся образы и, как следствие, устойчивые положительные впечатления о нашем регионе в мировом общественном сознании.

Энциклопедические издания Башкортостана, подготовленные коллективом государственного автономного учреждения науки Республики Башкортостан «Башкирская энциклопедия» в постсоветский период, играют большую роль в общественной жизни, выполняют ряд важных функций. Пожалуй, самое главное то, что они распространяют в мировом информационном пространстве всесторонние знания о прошлом и настоящем Башкортостана. Они содержат не весь объем знаний о своем объекте, а лишь основные сведения и, что очень важно, достоверную информацию, подготовленную учеными и специалистами, многократно проверенную научными рецензентами и редакторами в соответствии с последними достижениями науки и практики. Эти издания удобны для пользования, за небольшой промежуток времени из них можно получить краткую информацию, изложенную доступным языком, понятным для любого читателя, их материалы легко запоминаются, создают у читателя целостный образ нашего региона.

Благодаря наличию вышеперечисленных качеств мировые энциклопедии «Британника» (англо-американская), «Брокгауз» (немецкая), «Большая российская (советская) энциклопедия», «Ларусс» (французская) и «Эспаса» (испанская) стали не только субъектами брендинга, но и брендами выпускающих их стран. Можно предположить, что при соответствующем отношении власти и общества Башкортостана многотомная «Башкирская энциклопедия» вполне может стать одним из брендов РБ [1]2. Она имеет не только бумажную, но и электронную версию, размещенную в сети Интернет, благодаря которой доступна пользователям электронного ресурса, владеющим русским языком — одним из мировых языков. Ежедневно русскоязычную версию электронной «Башкирской энциклопедии» посещают около 1 тысячи пользователей Интернета. В перспективе планируется осуществить перевод текста электронной версии энциклопедии на английский и, возможно, на другие иностранные языки. В этом случае доступность «Башкирской энциклопедии» мировому сообществу увеличится многократно, соответственно и известность Республики Башкортостан в мире станет шире, что приведет к повышению ее узнаваемости и имиджа, формированию в мировом общественном сознании ее устойчивого привлекательного образа.

Допустим, что «Башкирская энциклопедия» не станет брендом региона, тем не менее, как субъект брендинга она вносит свою лепту в брендирование республики, так как является сводом объектов брендинга нашего региона, содержит в себе информацию об объектах, которые могли бы стать самостоятельными брендами современного Башкортостана.

Брендами многих стран и их национальных регионов становятся образы, связанные с его территорией и коренным населением. Например, Испания и испанцы, ее часть — Каталония и каталонцы, Великобритания и британцы, ее часть — Шотландия и шотландцы и т. д. В нашей стране утвердившийся в общественном сознании обобщенный образ «советский народ» не спас от развала Советский Союз, и современные попытки средств массовой информации по внедрению в сознание масс понятия «российский народ» еще неизвестно к чему приведут. Иностранцы всех жителей России называют русскими. Едва ли принесет пользу нашей республике ее идентификация «Башкортостан и его многонациональный народ», так как все национальные российские регионы многонациональны. Да и в мире теперь мононациональных стран становится все меньше и меньше, в большинстве случаев и мы, как и другие иностранцы, не видим национального разнообразия многих стран. В силу вышеуказанных причин, по нашему мнению, брендами национальных субъектов Российской Федерации могут быть устойчивые образы, связанные с его территорией и ее коренным народом. Ибо местонахождение территории на карте мира — это первый ориентир для каждого любознательного человека, а коренное население национального региона России является главной его отличительной чертой, и именно оно вызывает наибольший интерес у жителей других регионов и стран мира. И это логически объяснимо. У человека, впервые услышавшего о регионе, возникают вопросы: где он находится и почему так называется? Ведь не случайно без какой-либо подсказки, а по объективным причинам все национально-региональные энциклопедии России посвящены двум главным темам: объектам, связанным с территорией, и коренным народам региона.

Башкирские энциклопедии не являются исключением, они посвящены объектам и предметам, имевшим и имеющим место, событиям и явлениям, происходящим на территории исторического и современного Башкортостана, и связанным с именем его коренного народа — башкирами. Среди всех энциклопедий мира только в башкирских энциклопедиях дается наиболее полная характеристика территории республики и ее коренному населению, ни в каких других энциклопедиях невозможно найти такого объема справочной информации о Башкортостане и башкирском народе. Остальные темы башкирских энциклопедий являются производными от вышеназванных главных тем. Поэтому, по нашему мнению, главными брендами нашей республики должны стать названия территории и ее коренного народа.

Привлекательный образ региона для воспитания патриотических чувств у жителей, привлечения посетителей и инвесторов невозможно создать только его главными брендами, он формируется на основе нескольких, а позднее и многих брендов [2]3. Для формирования настоящих брендов нужно отобрать объекты для брендинга территории. Для нашей республики такими объектами непременно должны быть ее государственные символы: герб, флаг и гимн; могли бы стать некоторые товары и продукты Башкортостана, например, уфимские авиационные двигатели и кумертауские вертолеты, башкирские юрты и украшения, мед, кумыс и конина; из природных достопримечательностей — Шульган-таш и Тратау; из здравниц — санаторий «Янгантау»; из туристических маршрутов — сплав по р. Белой и святые места Башкортостана, объекты религиозно-культового и даже политического характера (дом-музей В.И. Ленина в Уфе и места, связанные с нахождением в Башкортостане Коминтерна, для приверженцев коммунистической идеологии); из башкирского литературного и музыкального наследия — эпос «Урал-батыр», духовой инструмент курай, протяжная песня «узун-кюй»; ведущие башкирские фольклорные коллективы и спортивные команды по различным видам спорта; имена таких выдающихся личностей Башкортостана, как С. Юлаев, С. Аксаков, М. Нестеров, М. Карим, Р. Нуреев, Ю. Шевчук, З. Рамазанова, И. Абдразаков и др.

Перечень объектов брендинга нашей республики, перечисленных выше, кому-то может показаться большим. Но мировой опыт показывает, чем больше брендов у страны или региона, тем больше и лучше люди знают о территории и ее образ привлекательнее. Примеры, приведенные нами выше, не говорят о том, что у названных территорий нет больше брендов, например, о брендах Японии можно было бы сколько угодно говорить и писать, перечисление названий только ее автомобильных фирм многое говорит о «стране восходящего солнца».

Одним из популярных средств в брендировании территории являются образные неофициальные названия регионов. Например, неплохо было бы использовать в качестве бренда неофициальное название республики, указывающее ее место на карте России. В настоящее время у нашей республики такого названия нет. Свердловскую область называют «Уралом», а г. Екатеринбург — «столицей Урала», Челябинскую область — «Южным Уралом». У нас бытует мнение, что челябинцы несправедливо присвоили себе термин «Южный Урал», который был бы подходящим для нашей республики. А между тем, имеется термин «Башкирский (Южный) Урал», получивший признание мирового научного сообщества, используемый в научных трудах, вошедший во все башкирские энциклопедии, но не применяемый на практике. Республика Башкортостан территориально расположена на части Южного Урала площадью около 36 тысяч квадратных километров, где сформировалась башкирская нация. Она и в настоящее время является единственным в мире местом компактного проживания башкир, и названа она по этнониму, обозначающему ее коренной народ. В связи с вышеизложенным имеются все основания называть нашу республику вторым именем «Башкирский Урал», опустив слово «южный», указанной в скобках в вышеназванном общепринятом научном термине, что указывало бы ее место на земном шаре.

В брендинге территорий в целях привлечения внимания мирового сообщества часто используются в качестве бренда красивые и образные, привлекательные слоганы. В советский период нашу республику частенько называли «Солнечная Башкирия», «Башкирия — вторая Швейцария!». В настоящее время употребляются только ее официальные названия «Республика Башкортостан» и «Башкортостан», и его неофициальная русская версия «Башкирия». Сегодня можно было бы, например, применять слоган «Башкирский Урал — жемчужина Евразии!», в котором содержится оценка региону и указывается, что он расположен на стыке Европы и Азии и является связующим звеном двух крупных частей самого большого материка.

В практике брендинга территорий слоганы применяются и в целях формирования патриотических чувств и сплочения населения региона. В советский период их было много, везде назойливо пестрели лозунги и плакаты, призывающие любить Родину, и большую, и малую, быть преданными идеям коммунизма и делу Коммунистической партии и т. д. В постсоветский период некоторое время население российских регионов в определенной степени воодушевлял слоган «Сильные регионы — сильная Россия!», который исчез из поля зрения в период борьбы центра с суверенизацией регионов. Общественности Башкортостана стоило бы подумать, какие слоганы целесообразно использовать на данном этапе общественного развития. Они могут со временем изменяться с учетом новых реалий общественного развития. В настоящее время, например, можно было бы в лозунгах и плакатах использовать слоганы «За процветающий и комфортный Башкортостан!», «Башкортостан — наш родной дом!», «Сделаем Башкортостан комфортным для жизни!», в том числе и с применением термина «Башкирия», и т. д.

В качестве брендирования территории наряду с государственными символами активно используются логотипы, различные эмблемы и знаки предприятий, товаров, продуктов и услуг. На наш взгляд, является удачной практика маркировки товаров и продукции, производимых в республике, торговой маркой «Сделано в Башкортостане» и «Продукт Башкортостана», вызывают уважение предпринимаемые попытки брендирования туристических услуг республики. Насколько удачными оказались название туристического бренда «Terra Bashkiria» и его слогана «Душа Урала. Сердце Евразии», покажет время.

Брендирование территории, как и любое другое дело, начинается с малого. Вышеперечисленные объекты брендинга еще не стали брендами современного Башкортостана, для этого еще нужно очень много работать. Прежде всего, следовало бы выработать государственную стратегию брендирования республики [3]4. Для этого необходимо окончательно определить объекты брендинга из различных отраслей. Затем нужно определиться с инструментами, то есть техническими способами и средствами брендинга. В брендировании территорий самую активную роль должны играть средства массовой информации, интернет-сайты и социальные сети, рекламные ролики и видеоклипы, лозунги и плакаты, кинофильмы, книги и энциклопедии и многое другое. Объекты брендинга территории и сформировавшиеся бренды должны постоянно находиться в поле зрения людей, создавая привлекательный образ региона, его условий, товаров и услуг, вызывающие положительные эмоции и обеспечивающие его узнаваемость.

Все это будет служить воспитанию патриотических чувств у жителей республики, привлечению в Башкортостан туристов и инвесторов, поможет выжить в эпоху глобализации, для которой характерно триумфальное шествие по миру глобальных корпораций и их брендов; укрепить социально-экономический потенциал региона, улучшить жизнь людей, сохранить собственный неповторимый образ и самобытную культуру.

Список литературы

  1. Башкирская энциклопедия. В 7 тт. Т. 1—7 / гл. ред. М.А. Ильгамов. Уфа: Башк. энцикл., 2005—2011.
  2. Кошелюк М. Бренд региона [Электронный ресурс]. URL: http://www.principr.ru/pub/branding.htm
  3. Файзуллаев А. Страна как бренд [Электронный ресурс]. URL: https://www.gazeta.uz/ru/2017/04/19/country-branding/

Примечания («Мир энциклопедий»)

  1. Кура́й (башк. ҡурай, тат. курай) — башкирский и татарский духовой музыкальный инструмент.
Саитов Уильдан Гильманович,
кандидат философских наук,
директор ГАУН РБ «Башкирская энциклопедия»

  • Теги
  • БЭ
  • Башкирия
  • Башкирская энциклопедия
  • Башкортостан
  • биографии
  • брендинг
  • краеведение
  • объекты брендинга
  • региональная энциклопедия
  • регионы России
  • русский язык
  • Библиографическое описание ссылки Саитов У. Г. Башкирская энциклопедия как свод объектов и субъект брендинга современного Башкортостана/ Уильдан Гильманович Саитов// Экономика и управление. — 2018. — N 6 (144). — С. 67-70.

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    При всем моем уважении к г-ну Саитову, я чувствую в его (условно) монологе какую-то детскую обиду, типа что «кого-то любят (= ценят, уважают, и т.п.) лучше (sic!), чем меня»:
    ...Например, неплохо было бы использовать в качестве бренда неофициальное название республики, указывающее ее место на карте России. В настоящее время у нашей республики такого названия нет. Свердловскую область называют «Уралом», а г. Екатеринбург – «столицей Урала», Челябинскую область – «Южным Уралом». У нас бытует мнение, что челябинцы несправедливо присвоили себе термин «Южный Урал», который был бы подходящим для нашей республики...
    Честное слово, едва ли не расплакаться хочется! Печально
    На самом деле, если рассуждать о бренде субъекта Федерации, то мысль г-на Саитова использовать в этом качестве национальную энциклопедию мне кажется нелепой. Во-первых, упоминаемые им же Британника, Брокгауз, Ларусс, Эспаса, БСЭ и многие не упомянутые отнюдь не являются именно брендом соответствующих государств. Это — скорее артефакты, подобно музейному экспонату или библиотечному многотомнику. А вот национальный символ (в данном случае — курай) — это именно бренд. И именно такой бренд разумно будет использовать как элемент политики туристической привлекательности региона, а не груду томов, например, Башкирской энциклопедии.  Идея  

    P. S. А уважаемый ученый пусть гордится, что географически Башкортостан однозначно попадает под категорию «Урал — опорный край державы».  Идея
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    YA_HELEN пишет:
    И именно такой бренд разумно будет использовать как элемент политики туристической привлекательности региона, а не груду томов, например, Башкирской энциклопедии .

    P. S. А уважаемый ученый пусть гордится, что географически Башкортостан однозначно попадает под категорию «Урал — опорный край державы».
    Позволю себе не согласиться. Почему это Башкирская энциклопедия не может стать брендом? Не основным, но равным в среде прочих, все с тем же самым кураем. Работа башкирскими энциклопедистами проделывается колоссальная, мало какой другой регион России может похвастаться такими же успехами. Так что не вижу тут никаких обид, но вижу определенную логику в том, что Башкирская энциклопедия может стать брендом республики.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Не уверена, что региональная энциклопедия способна стать брендом. Возьмем для проведения параллелей литературные журналы. Уже много десятилетий существует авторитетный журнал «Новый мир», где работал Твардовский и печатался Солженицын. Вот это бренд. А есть выходящий в Башкортостане литературный журнал «Бельские просторы». Он брендом быть не может. Если о «Новом мире» в стране знают многие, то о «Бельских просторах» — нет. Аналогично и с энциклопедиями.
    • 0/0