Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Региональная энциклопедистика: проблемы, ошибки, риски

Региональная энциклопедистика: проблемы, ошибки, риски

Научная статья

  • 8 августа 2021
  • выбор редакции
  • просмотров 4431
  • комментариев 4
«Энциклопедический бум» в России на рубеже XX—XXI веков — явление, безусловно, положительное. Стремление зафиксировать наиболее полную информацию об истории родного края, рассказать о знаменитых земляках позволяют создать более объемную картину исторического процесса в стране в целом.

В течение почти трех десятков лет был наработан опыт подготовки и издания региональных энциклопедий. Периодически проводятся методические семинары, научно-практические конференции по проблемам подготовки подобных изданий. Эти мероприятия позволяют наладить рабочие контакты, сформировать сообщество профессионалов для обмена опытом.

В то же время анализ материалов конференций, статей и других публикаций по вопросам региональной энциклопедистики выявил недостаточную проработанность таких вопросов, как проблемы, ошибки и риски при создании региональных энциклопедий и пути их преодоления, решения. Между тем, на наш взгляд, эта тема нуждается в изучении, потому что перед коллективами энциклопедистов стоит задача подготовки профессиональных редакторов, способных создать востребованный обществом продукт — информационный ресурс о регионе. Подготовка таких специалистов полностью отсутствует в современных вузах [4, с. 17]1. Энциклопедистам самим приходится формировать кадры. И такая работа ведется. Но отсутствует четкое понимание, какими навыками должен владеть редактор-энциклопедист. В одной из статей К. И. Аглиуллиной приведены требования, предъявляемые к научным редакторам: «профессионализм в своей отрасли знания, эрудиция, коммуникабельность, мобильность» [1, с. 61]2. С этим трудно не согласиться. Но при этом речь идет не о конкретных навыках, которые имеют важнейшее значение при работе над энциклопедиями, как то: умение работать с источниками информации, сопоставлять факты и др. Хотя выявление и представление списка таких навыков значительно облегчило бы задачу подготовки редакторов и принятие кадровых решений для работы над конкретными проектами.

Цель настоящей работы — обратить внимание профессионального сообщества на те проблемы, риски и ошибки, которые могут возникать при работе над энциклопедическими изданиями и призвать уважаемых коллег заняться сбором, изучением и поиском вариантов их преодоления (решения). Тем самым хотелось бы привлечь внимание к некоторым аспектам работы редакторов-энциклопедистов, которые либо не упоминаются в специализированной литературе по составлению справочных изданий, либо выделяются лишь схематично. А также посоветовать коллегам заняться составлением списков удачных решений существующих проблем, приемов из практики энциклопедистов, которые возможно применять в подобных ситуациях.

В публикациях по методике подготовки энциклопедических изданий встречаются упоминания тех или иных возможных ошибок в этом процессе. Так, Л. И. Петровская при составлении словника выделяет такой риск, как «чрезмерная генерализация или детализация отдельных научных направлений, завышающих или занижающих роль этих разделов в науке». Кроме того, в качестве одной из сложных называется «задача отбора новых статей из огромного количества постоянно появляющихся новых терминов, очистка терминологического поля от бытующих тавтологических вариантов, исключение сугубо авторских неологизмов, оценка перспектив существования новых статей в науке, политике и культуре» [3, с. 7]3.

Но в упомянутой статье не ставится задача рассказать обо всех возможных рисках, ошибках и проблемах, с которыми сталкиваются создатели энциклопедических изданий. Автор приводит основные этапы подготовки энциклопедии, что дает понимание и общее представление о процессе создания энциклопедических изданий, его сложности и потому протяженности во времени.

Отдельные решения возникающих проблем при подготовке энциклопедических изданий содержит и уже упоминавшаяся статья К. И. Аглиуллиной. Автор, например, считает оправданным включение в число авторов и членов Научно-редакционной коллегии чиновников, т.к. это позволяет воспользоваться административным ресурсом в вопросах сбора информации, финансирования проекта и т.п. [1, с. 58—59]4. Этот кейс работает, но не безупречно. В нашей практике был проект, в рамках которого взаимодействие с Администрацией Ишимбайского района привело к отказу от сотрудничества некоторых краеведов. В результате в «Ишимбайскую энциклопедию», например, не вошла статья о топонимике района. В то же время в энциклопедию были включены персоны, занимавшие на момент подготовки руководящие должности в администрации, но вскоре после выхода книги уехавшие из района. Их вклад в создание энциклопедии представляется сомнительным. Как минимум, это обстоятельство нужно иметь в виду и при подготовке энциклопедических изданий устанавливать связи не только с представителями местной власти, но и непосредственно с краеведами, исследователями, которые так или иначе занимаются различными аспектами истории и географии района.

Одной из важных проблем при составлении энциклопедии является выбор автора для статьи. Исходя из практики, очень важно оценить потенциал автора не столько с точки зрения его статуса, сколько с позиции его реального вклада в науку, в разработку конкретной темы. Очевидно, что для такой оценки необходимо знакомство с основными научными трудами по той или иной проблеме, с последними публикациями в научных журналах и т. д. Таким образом, редактор должен быть не просто специалистом в своей области знания, но и постоянно знакомиться с новейшими достижениями в ней.

Нами выделен еще ряд проблемных моментов, связанных с отбором авторов для статей:
  • поиск авторов по малоисследованным проблемам;
  • существование различных точек зрения на одно и то же явление, изучаемую проблему. Решением проблемы будет включение в статью всех существующих в науке точек зрения несмотря на позицию автора;
  • неполнота предоставленной автором информации. В этом случае редактору приходится по крупицам собирать данные, чтобы статья приобрела кондиционный вид: работать с литературой, источниками, опрашивать других специалистов в той же области;
  • нарушение сроков предоставления авторских материалов редактору. Проблема особенно характерна для авторов, которые привлекаются для написания одной конкретной статьи; авторы, которые долгое время сотрудничают с издательством, как правило, более ответственно относятся к работе. В то же время для районных и городских энциклопедий проблема также актуальна.
Еще один важный вопрос — содержательная сторона энциклопедических статей. Имеются в виду прежде всего биографические статьи, поскольку с ними возникают различные проблемы: критерии включения персоналий в энциклопедию, поиск информации, содержание статьи (о чем писать). Л. И. Петровская выделяет формальные критерии включения статей: например, наличие почетного звания; а также экспертные оценки значимости деятельности, вклада в соответствующую отрасль знания [3, с. 7]5. Это работающий кейс для создания энциклопедии масштабов страны. Но если мы переходим на уровень региона, а тем более района или города, то здесь с экспертными оценками может быть сложнее. Важно понимать, до какого предела можно опускать планку этого вклада, чтобы не снижался уровень издания. Он измеряется новизной на уровне страны, региона или конкретного предприятия, института или конкретной лаборатории? Чтобы это понять, редактор должен достаточно хорошо представлять эти уровни новизны.

Проблема поиска информации о том или ином человеке — отдельная интересная задача, в рамках которой можно выделить поиск информации об исторических персонажах. Она может содержаться в исторической литературе, в архивах. Другого подхода требует поиск информации о ныне здравствующих деятелях науки, культуры, государства и т. д. Обычно, если есть возможность, редактор находит контакты человека, о котором собирается составить статью, и запрашивает информацию из первых рук. Процесс этот хорошо известен каждому редактору. Добавим к этому, что неплохо было бы собирать и опыт редакторов, особенно сложные случаи, например, когда человек живет в другой стране или просто не идет на контакт. В рамках обучения молодых сотрудников опытом по составлению биографических статей делилась наша коллега Л. И. Шарапова [5, с. 123—125]6.

Теперь несколько слов о содержании статей. Как известно, существует схема биографической статьи для различных изданий. В ней отражены сведения о времени и месте рождения (смерти), образовании, трудовой биографии, наградах, вкладе в ту или иную область знания (сферу деятельности) и т. д.

В практике отдела обществоведения, науки и образования мы сталкивались с претензией доктора психологических наук Т. Д. Дубовицкой, которая считала, что содержание статьи не отражает сферы ее научной деятельности как доктора психологических наук. Претензия возникла в процессе актуализации статьи для перевода на башкирский язык и подготовки электронной версии «Башкирской энциклопедии». По мнению Т. Д. Дубовицкой, информация о занимаемых должностях, которая была актуализирована, не дает представления о ней как об ученом. Решением в подобных ситуациях видится изучение биографий ученых (то же для государственных и общественных деятелей, художников, композиторов и др.), для чего необходимо знакомство с архивными данными, с максимально возможным количеством публикаций об этих персонах и их научных исследованиях. А результатом такого изучения может быть расширение информации о вкладе ученого в науку, если его разработки действительно признаны научным сообществом, внедрены в общественную практику.

Еще одна проблема, на которой хотелось бы остановить внимание, касается позиционирования региональных энциклопедий на рынке, определения целевой аудитории. В этом процессе ошибкой будет выдумывание своей аудитории или слишком размытое ее понимание. Необходимо отталкиваться от потребностей тех людей, которым действительно необходимо справочное издание как таковое. То есть мы должны понимать, что информационный ресурс создается не для тех, чьи родственники или знакомые включены в энциклопедию, а для тех, кто ищет информацию о регионе, его истории, культуре, административно-территориальном устройстве и др.

Для электронных изданий важна оптимизация под конкретные поисковые запросы. На эту тему на конференции 2016 года в Уфе был представлен доклад Л. Т. Мухаметшиной [2]7.

Наиболее важной задачей является поиск и вовлечение аудитории в процесс использования энциклопедий в качестве достоверного источника информации. Чтобы привлечь внимание людей, заинтересованных в таком источнике помимо поисковой оптимизации онлайн-версии, нужна информационная работа в Интернете: в социальных сетях, электронных СМИ, блогах. Основная задача: суметь так рассказать о вышедшей книге или новом проекте, чтобы привлечь внимание, вызвать интерес читателей. Для этого нужны навыки работы в социальных сетях, знание основ SMM (social media marketing).

К сожалению, большинство мероприятий ГАУН РБ «Башкирская энциклопедия» не имеет широкого общественного резонанса: вещание на аудиторию региональных телеканалов или радиостанций не дают ожидаемого охвата, презентации и другие мероприятия носят, как правило, закрытый характер, и широкой общественности фактически остаются неизвестными ни издания комплекса, ни его деятельность по просвещению и пропаганде достоверных научных знаний о регионе.

При этом в Сети можно найти положительные примеры, когда просветительские информационные ресурсы собирают достаточно большую аудиторию:
1) сообщество «Цифровая история» в социальной сети ВКонтакте (количество подписчиков на момент написания материала — 27,5 тыс. человек) и одноименный канал на видеохостинге YouTube.com (около 80 тыс. подписчиков). Не имея поддержки административного ресурса, основатели сообщества не только набрали солидную аудиторию в интернете, но и успешно вышли в офлайн, провели несколько фестивалей и ряд выездных мероприятий в различных городах России;
2) Научно-просветительский форум «Ученые против мифов». На сентябрь 2019 г. проведено уже 10 мероприятий, прочитаны доклады по разным областям знания: истории, археологии, медицине, антропологии, астрономии и др. Вот некоторые цифры о мероприятии с официального портала antropogenez.ru: на 9 м форуме в зале присутствовало 1000 зрителей; еще 2500 человек следили за происходящим в режиме онлайн-трансляции. Записи докладов с прошедших мероприятий доступны на канале «АНТРОПОГЕНЕЗ РУ» на видеохостинге YouTube.com (более 192 тыс. подписчиков).

Изучение подобного опыта не будет лишним в вопросах продвижения онлайн-проектов.

Наконец, отметим возможные результаты исследований по озвученным проблемам. Это могут быть чек-листы для редакторов, например, как искать автора для статьи, рекомендации по работе с администрациями районов и городов при составлении энциклопедий, списки методов продвижения энциклопедических проектов, в том числе в социальных сетях, и т.п. Необходимость составления таких чек-листов, списков и рекомендаций позволит эффективно и достаточно быстро внедрять наработанный опыт в практику молодых редакторов.

Список литературы

  1. Аглиуллина, К. И. Технология подготовки региональных энциклопедий: особенности и основные этапы / К. И. Аглиуллина // Вопросы энциклопедистики: сб. ст. / под общ. ред. У. Г. Саитова. — Уфа, 2014. — Вып.4. — С. 57—68.
  2. Мухаметшина, Л. Т. Поисковая оптимизация электронных версий печатных региональных энциклопедий / Л. Т. Мухаметшина // Региональные энциклопедии в современной научной инфокоммуникационной системе России: материалы всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Уфа, 29—30 сентября 2016 г.). — Уфа, 2016. — С. 197—202.
  3. Петровская, Л. И. Классическая энциклопедия: базовые технология и методика / Л. И. Петровская // Вопросы энциклопедистики: сб. ст. / под общ. ред. У. Г. Саитова. — Уфа, 2017. — Вып. 6. — С. 5—13.
  4. Саитов, У. Г. Энциклопедистика — сфера книгоиздательской и научной деятельности / У. Г. Саитов // Вопросы энциклопедистики: сб. ст. / под общ. ред. У. Г. Саитова. — Уфа, 2012. — Вып. 2. — С.16—22.
  5. Шарапова, Л. И. Есть такая профессия…/ Л. И. Шарапова. — Уфа, 2019.

  • Теги
  • Россия
  • биографии
  • краеведение
  • ошибки в энциклопедиях
  • персоналии
  • подготовка энциклопедий
  • проблемы энциклопедистики
  • региональная энциклопедистика
  • региональные энциклопедии
  • регионы России
  • составление энциклопедий
  • Библиографическое описание ссылки Корочкина А. В. Региональная энциклопедистика: проблемы, ошибки, риски/ А. В. Корочкина// Современная российская региональная энциклопедистика: место и роль в обществе, перспективы развития: материалы Всерос. науч.-практ. конф. с междунар. участием (Уфа, 21–22 ноября 2019 г.). — Уфа: [Башк. энцикл.], 2019. — С. 91-96.

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    При этом в Сети можно найти положительные примеры, когда просветительские информационные ресурсы собирают достаточно большую аудиторию:
    Безусловно, сейчас хватает и онлайн-ресурсов. Но все-таки такой тщательной, научной подготовки материала, как при подготовке традиционных энциклопедий, они не обеспечивают.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    ... анализ материалов конференций, статей и других публикаций по вопросам региональной энциклопедистики выявил недостаточную проработанность таких вопросов, как проблемы, ошибки и риски при создании региональных энциклопедий и пути их преодоления, решения...
    Удивлённо
    Ага. Значит, главное — задаться целью!
    Впрочем, долой скепсис. Единственное, что меня напрягает, что эту тему предлагается обсуждать исключительно в сегменте региональной энциклопедистики. Всё, что здесь написано, в полной мере следовало бы учитывать при составлении и универсальных, и отраслевых, и персональных и всех прочих разновидностях энциклопедических изданий.  Восклицание
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Большинство проблем региональной энциклопедистики связано с тем, что создают их люди увлеченные, но с малым опытом. И авторов привлекают тех, что есть. А где других взять? Поэтому отраслевая энциклопедия или универсальная значения не имеет. Но с опытом все приходит. И не последнюю роль здесь играют семинары и научные доклады специалистов.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Константин Абров пишет:
    Большинство проблем региональной энциклопедистики связано с тем, что создают их люди увлеченные, но с малым опытом. И авторов привлекают тех, что есть. А где других взять? Поэтому отраслевая энциклопедия или универсальная значения не имеет. Но с опытом все приходит. И не последнюю роль здесь играют семинары и научные доклады специалистов.
    Насчет семинаров, пожалуй, соглашусь: они дают определенные знания, по крайней мере, с методической и оформительской точки зрения. А вот что касаемо наличия или отсутствия опыта у энциклопедистов, то тут не соглашусь. Иногда опыт мешает и «замыливает» глаз, и тогда статьи получаются как штампованные, не «живые».
    • 0/0