Рецензия
Большая энциклопедия: в 62 т.: [более 200000 слов]/ Гл. ред. С. А. Кондратов; редкол.: Г. В. Кожевников [и др.]; ил. А. П. Володин [и др.]. — М.: ТЕРРА, 2006. — Т. 1-62.
В 2006 году в издательстве «Терра» появился в свет 58 том «Большой Энциклопедии» в 62 томах, тираж которой составляет 150 тыс. экземпляров. В этом томе опубликованы откровенно чеченофобские материалы. Примечательно то, что в составе научно-редакционного совета этого издания находятся 10 академиков РАН. И что же теперь может сказать в их оправдание академик РАН В. А. Тишков?
В краткой аннотации данной «Энциклопедии» отмечено, что представленные в ней статьи «деидеологизированы, носят исключительно фактологический характер, не содержат политических, этических, а также любых политических, либо негативных оценок персоналий и явлений мировой истории и современности». Но на самом деле это положение — всего лишь декларация, благое намерение, когда статьи в «Энциклопедии», особенно касающиеся чеченцев и Чечни, в теоретическом и фактологическом отношении являются искажениями, фальсификациями, намеренной ложью, политически и идеологически заданными, прямыми оскорблениями в адрес чеченского народа и его национальных героев.
Теперь, более конкретно. Обратимся к статье «Чеченский язык» (стр. 232) «Энциклопедии», автор которого не указан. В этом небольшом тексте допущена масса неточностей, искажений. Так, число говорящих на чеченском языке считается около 613 тыс. чел., что соответствует переписи 1970 г., после которой были проведены три переписи, а последняя состоялась в 2002 г. Некорректна классификационная характеристика чеченского языка, присутствует путаница в определении его диалектных различий, фонетической и синтаксической особенностей.
В другой статье «Чеченцы» отмечается, что «чеченцы, нохчий (самоназв.), нохчи, вайнахи, ичкерийцы, ичкеринцы, чечены, сасан, сасайниг, буртиел, шашани, шашаны, шешен, цацаны, чачаны, народ в России, основное население Чеченской Республики» (стр. 233). Многие перечисленные этнонимы не чеченского происхождения, они принадлежат аварцам, осетинам, кабардинцам, русским и не являются идентичными, а потому не могут выражать собой основное население Чеченской Республики. Далее на этой же странице чеченцы отнесены к мусульманам-суннитам, а в скобках указано — ханифиты и ваххабиты. Чеченцы не являются ни ханифитами, ни ваххабитами это абсурдное высказывание, демонстрирующее незнание вопроса о религиозной ситуации среди чеченцев. Кроме того, что оно оскорбляет религиозные чувства чеченцев, так как они никогда не являлись ваххабитами, они еще никогда не были и ханифитами, поскольку придерживаются шафиитского мазхаба. И сегодня, когда на Северном Кавказе стал распространяться ваххабизм, число последователей этого религиозно-политического движения в исламе в Чечне не составляет и 1%. Отнесение всего чеченского народа к ваххабитам – либо некомпетентность автора статьи, либо стремление выдать желаемое за действительное.
В статье «Чеченцы» отмечается, что «значительная часть современной Чечни прекратила заниматься традиционными формами хозяйства, либо занимается нерегулярно... С начала-середины 1990-х получила широкое распространение торговля людьми. Многие чеченцы за пределами Чечни вовлечены в организованные группировки, специализирующиеся в наркоторговле, рэкете, заказных убийствах, грабежах, мошенничестве в банковской сфере» (стр. 233). Выражение «многие чеченцы» употреблено с целью изобразить чеченский народа, как народ преступник. Мы же заявляем, что сотни тысяч чеченцев к приписываемым им преступлениям никакого отношения не имели. Не чеченцы создали наркотрафики, ныне проходящие через Россию, не они создавали уязвимую финансовую систему СССР, позволившую через «авизо» изымать из банков колоссальные денежные массы, не чеченцы были руководителями этих банков, которым доставалось 99% украденных денег.
Думается, в России или на Западе есть специалисты, которые могли бы проследить путь размещения похищенных «общенародных» финансов на различных счетах западных банков. Дабы навсегда положить конец обвинениям в адрес чеченского народа о том, что он специализируется в наркоторговле, в заказных убийствах, мошенничестве в банковской сфере, считаем, что давно назрела объективная необходимость назвать подлинных лиц, кланы, силы, разграбившие СССР, продолжающие грабить Россию.
После отмеченных «преступлений Чечни» в статье описываются горные селения чеченцев, имеющие «беспорядочную скученную планировку» (интересно, какую же иную планировку они должны были иметь в гористой местности?), многие из которых имели «жилищно-оборонительные башни». Последнее выражение нонсенс, ибо абсолютное большинство горных селений чеченцев в последние два века не имели и не имеют жилищно-оборонительные башни.
На стр. 234 отмечается, что «особенностью Чечни является, сохранившаяся во всей полноте родовая (тейповая) организация». Очевидно, что безымянный автор не разобрался в социальном устройстве чеченцев, он путает родовые и тайповые отношения, ставит знак равенства между ними.
В статье «Чеченская Республика» (стр. 258) приводится следующее выражение «Чеченская Республика» (ЧР), Чечня, автономная республика в составе Российской Федерации». Между тем термины «Чеченская Республика и Чечня» не являются тождественными, ибо имеют разные смысловые нагрузки. Чечня в отличие от Чеченской Республики не является политико-правовым субъектом Российской Федерации. В связи с этим, считаем, что допущенный терминологический произвол не является случайным.
На стр. 258 даются искаженные исторические сведения, в частности, о существовании «вайнахской народности», об этническом объединении Чечни и Ингушетии (c IV в. до н.э.), военном походе в Дарьялское ущелье, контролируемого вайнахами, левкидского царя Антиоха III в. в начале II в. н.э. Термин «вайнахская народность» не является научным, ибо никогда не имел соответствующего ему реального объекта – вайнахского народа. Поход левкидского царя Антиоха III в Дарьяльское ущелье, также не соответствует исторической правде. Подобные высказывания далеки от правдивости, научности.
В научном отношении сомнительно утверждение о том, что «к 13 в. христианство стало основной религией вайнахов...» (стр. 259). В этот период среди предков чеченцев и ингушей, существовавшая религиозная ситуация была мозаичной, поскольку факты говорят о наличии среди них христиан, язычников и последователей ислама, которые находились в контакте с соседними дагестанскими народами, подвергшимися к этому времени в большей степени исламизации, чем нахаязычные племена.
В статье читаем: «В середине XVIII в. на территории Чечни царила анархия, в 1747, 1757-58, 1760 и 1783 гг. произошли кровавые межплеменные конфликты. Централизованная власть отсутствовала, многочисленные тейпы (роды) существовали самостоятельно, занимаясь, как правило, разбоем в отношении соседних народов» (стр. 259). Что же на самом деле происходило в Чечне в середине XVIII в.? Российские власти назначали в Чечню в качестве правителей над отдельными обществами дагестанских и кабардинских феодалов, оказывая им политическую и экономическую поддержку. Восстания чеченцев против феодалов-варягов в «Энциклопедии» характеризуется как «кровавые межплеменные конфликты».
Национальный герой чеченского народа шайх Мансур (Ушурма) признается турецким агентом, мусульманским фанатиком, объявившим газават против русской армии на Кавказе. Продолжая это клеветническое измышление, автор (авторы) утверждают, что банда шайха Мансура разбила русский отряд полковника Пьери, к осени 1785 г. антирусская резня распространилась на Кабарду, Дагестан, а в январе 1787 г. отряд Ребиндера подавил восстание бандитов в Чечне (стр. 259). Эти пассажи — намеренное искажение исторических фактов, событий российско-чеченских отношений в последней четверти ХVIII в., связанные с далеко не мирным походом царского отряда во главе с полковником Пьери в Чечню, придавшего к огню чеченский аул Алды и сопротивлением чеченцев под руководством шайха Мансура. Авторы «Энциклопедии», изображая чеченцев в качестве восставших бандитов, устроивших «антирусскую резню», мало того, что допускают лживые суждения, но и оскорбляют их историческую память, деяния национальных героев, отстаивавших свободу и независимость народа от колонизаторов.
В выше отмеченных античеченских терминах и выражениях описывается и сопротивление чеченцев под руководством Бейбулата Таймиева, Гази-Мухаммада, Шамиля в период Кавказской войны. Примечателен следующий перл авторов «Энциклопедии»: «К концу 1870-х почти все чеченские мужчины стали абреками-бандитами, прикрывающими уголовную сущность своих деяний националистической демагогической фразеологией. Необычайно жестокие убийства русских в Чечне не прекращалось вплоть до начала 20 в.» (стр. 260).
Эти высказывания представляют собой реанимацию на современном этапе теоретических позиций и оценок царско-дворянской историографии, согласно которым чеченцы и др. кавказские этносы представлялись в качестве разбойников, бандитов, а их образ жизни рассматривался как варварское состояние.
Далее на этой же странице отмечается, что «осенью 1917 чеченцы и ингуши снова стали вырезать казаков (жертвами были гл. обр. женщины, старики и дети)». После падения царского режима в России, активно поддерживаемого казачеством, события на Тереке приобретают характер межнациональных столкновений и не без провокационной деятельности казачьих атаманов, осознававших шаткость своего политического и социального положения на завоеванных землях. Ими организовывались погромы, сопровождавшиеся резнёй чеченцев и ингушей в Гудермесе, Грозном, Владикавказе, а жертвами их действительно становились женщины, дети, старики.
Выше процитированные чеченофобские высказывания без сомнения являются односторонними, идеологизированными и политизированными, далекими от исторической истины, носящими обвинительный характер в адрес чеченского народа и работающими на силы, всячески стремящиеся к тому, чтобы не допустить межнационального единства в России.
Описывая события времен Великой отечественной войны в «Энциклопедии» значительное внимание уделяется антисоветской деятельности чеченцев. Так, в «Энциклопедии» утверждается, что «28.1.1942 Исраилов провёл в Орджоникидзе (ныне Владикавказ) нелегальное собрание, на котором была учреждена Особая партия кавказских братьев (ОПБК) с фашисткой, прогерманской программой» (стр. 261). На такой же позиции находится писатель Н. Гродненский (он же Н. Малишевский), издавший в Минске книгу «Первая чеченская».
Но совершенно не ясно, каким образом Х. Исраилову в 1942 г. удалось провести профашистский съезд не на территории ЧИ АССР, а в столице Северной Осетии, наполненной войсками НКВД, многочисленными агентами советских спецслужб.
В статье вспоминается, что «в подарок А. Гитлеру был подготовлен белый конь с седлом из чистого золота» (стр. 262). Этот факт приписывается чеченцам, что является бессовестной ложью. Из тенденциозно подобранного материала следует, что чеченцы в годы войны с фашистами занимались только дезертирством и бандитизмом.
Аналогичные мысли высказывает вышеназванный Н. Гродненский. Повторяя мысли чеченофоба И. Пыхалова, опубликовавшего в 2001 году в нескольких номерах журнала «Спецназ России» свои тенденциозные, античеченские статьи «Как выселяли чеченцев», «Кавказские орлы» третьего рейха», он пишет, что «в этом были замешаны практически все взрослые чеченцы и ингуши» . Из текстов этих авторов создается впечатление о том, что в те годы чеченцами руководил сталинский генерал Власов, сдавший немцам две советские армии.
Воздвигая гигантскую ложь против чеченцев, авторы ни слово не сказали о том, что в тылу и на фронтах они трудились и героически сражались, приближая победу над фашистами.
Вслед за И. Пыхаловым и Н. Гродненским в «Большой Энциклопедии» утверждается, что чеченцы и ингуши заслуженно были отправлены в депортацию в Среднюю Азию. При этом авторы публикации обходят полным молчанием вопрос о преступлениях сталинско-бериевского режима, допущенных в отношении целых народов, осужденных ХХ съездом КПСС, в ряде законодательных актов СССР и Верховного Совета Российской Федерации. В статье «Чеченская Республика» сознательно искажен сложный процесс политической реабилитации чеченского народа. Но при этом авторы пишут, что возвращавшиеся из депортации чеченцы «сразу же начали отбирать дома у русских, не останавливаясь перед убийствами. Это привело к античеченскому выступлению русскоязычных жителей Грозного в авг. 1958, требовавших обузданию бандитов» (стр. 262).
Эта высказывание — откровенная ложь, ибо редко кто из чеченцев, находившихся под пристальным наблюдением милиции и спецслужб, мог допускать подобных деяний, ибо прекрасно понимали, что такие действия повлекли бы за собой репрессивные меры со стороны местной власти, озабоченной массовым возвращением чеченцев на свою историческую родину. А если, кто и допускал подобные действия, их провоцировали, подвергали аресту и осуждали. Восстание русских в Грозном — дело рук шовинистов и их идейных вдохновителей, требовавших в своих лозунгах ликвидировать восстановленную Чечено-Ингушскую АССР, вернуть обратно чеченцев и ингушей в Казахстан и Среднюю Азию. Новая ложь авторов «Энциклопедии» рассчитана на легковерных людей и на российскую молодежь, лишающуюся правдивого понимания истории жизни и деятельности их отцов и дедов.
На стр. 263-267 «Энциклопедии» большой объем посвящен событиям, предшествовавшим ГКЧП, дудаевскому и масхадовскому режимам, анализ, оценка, которых носят вульгарный и описательный характер. В анализируемых статьях практически ничего не сказано о достижениях чеченцев в годы советской власти в области экономики, образования, науки, здравоохранения, в сфере межнациональных отношений и пр. Отсутствует объективный анализ постконфликтного периода развития Чеченской Республики. Ничего не сказано о тех позитивных процессах, которые происходили в период деятельности Главы администрации, а затем Президента Чеченской Республики А.А. Кадырова.
В целом материал посвященный чеченцам в «Большой Энциклопедии», явно идеологизирован, направлен на фальсификацию, дискредитацию истории, культуры, образа жизни чеченского народа. Односторонне интерпретируемые исторические и современные факты прививают в общественном сознании россиян античеченские настроения, враждебные отношения к чеченскому народу, разжигают межнациональную рознь в России, оскорбляют честь и достоинство чеченского народа.
Энциклопедии издаются не на один или два года, а на долгие годы. Они служат многим поколениям источником информации. Но опубликованная в 58 томе информация о чеченцах, не только не адекватна, она фальсифицирована, более того оскорбительна для них, она дает искаженное представление об их истории и культуре. В то же самое время информация о других народах, данная в энциклопедии, например, об ингушах, дагестанцах, кабардинцах, не отличается враждебностью к ним, авторы не высказывают по отношению к ним суждения, которые допустили по отношению к чеченцам. Поэтому есть основание полагать, что публикации о чеченцах в данном издании написаны не с целью осуществления объективного анализа их прошлого и настоящего, а с целью клеветы, фальсификации, чтобы изобразить их, как преступный народ, к которому в любое время допустимо любое насилие.
Между тем подобное описание и оценка чеченцев никогда не допускались в российских энциклопедиях. Этого нет в энциклопедии Ефронъ и Брокгауз, изданной в царское время, в Большой Советской Энциклопедии, изданной в СССР 30-е годы. В этой же энциклопедии, переизданной в 50-е годы ХХ столетия, чеченцы вообще не упоминаются, поскольку находились в депортации. Этого нет и в переизданной в 70-х годах ХХ века Большой Советской энциклопедии. Но авторы и редколлегия «Большой Энциклопедии» в 62 томах превзошли в своей ненависти к чеченцам идеологические штампы царизма, сталинско-бериевских и брежневских идеологов. Случайно ли подобная позиция? Известно ли об этом руководству Российской Федерации? Cудя по некоторым данным, эта энциклопедия получила даже премию Правительства г. Москва. Все это навевает печальные мысли: что же ожидает в будущем чеченский народ?
Ученые и общественность Чеченской Республики протестуют против чеченофобской политики, проводимой определенными кругами в Москве, полагая, что она прочно направлена на сохранение и даже разжигание сепаратистских настроений в чеченском обществе.
Общественная палата Чеченской Республики с участием Академии наук Чеченской Республики провели специальное заседание по обсуждению чеченофобских материалов, появившихся в многотомной «Большой Энциклопедии», дали им объективную оценку, подвергли решительному осуждению их безымянных авторов, членов редколлегии, допустивших публикацию и обратились к Президенту Российской Федерации принять меры по изъятию 58 тома из продажи, публичных и научных библиотек не только России, но и зарубежных стран.
Участники потребовали публичных извинений чеченскому народу от издательства «Терра», Научно-издательского совета и редколлегии «Большой Энциклопедии» за допущенные клеветнические измышления и оскорбления. Научное сообщество и общественность Чеченской Республики, обеспокоенные клеветническими измышлениями, если не сказать расистскими высказываниями, и оскорбительными выпадами в адрес чеченского народа, считает необходимым не только развенчивать античеченские концепции клеветников, но и обращение в судебные органы для привлечения к уголовной ответственности лиц, допускающих оскорбления и клевету на чеченский народ.
В заключение публикации хочу подчеркнуть, что сегодня политические деятели Чеченской Республики, ученые, писатели, журналисты вносят существенный вклад в достижение мира и согласия в Чеченской Республике и за её пределами. И как серьезное препятствие на этом пути видят, непрекращающиеся публикации, допускающие оскорбления чести и достоинства чеченского народа и его национальных героев, что естественно не может способствовать достижению национального единства в многонациональном Российском государстве.
Полагаю, что в пресечении античеченских публикаций в Москве и в других частях России должно быть заинтересованы те, кому небезразличны мир и согласие в многонациональном государстве.
В. Х. Акаев, академик Академии наук Чеченской Республики,
доктор философских наук, член Общественной палаты Чеченской Республики
11 января 2010 г.
(Голосов: 3, Рейтинг: 3.56) |
Иван Некайский пишет:
Мне кажется, что, создавая энциклопедические статьи о чужих культурах, нужно быть очень внимательным и деликатным, действуя по знаменитому принципу "Не навреди!". Вот почему прежде, чем допускать к публикации подобные статьи, нужно обязательно показывать их ученым — представителям этих национальных культур.
В случае, когда создавалась эта энциклопедия, этого наверное не произошло, поскольку статьи писали ученые, руководствуясь лишь общими представлениями и уже существующей на данный момент энциклопедической информацией. Что ж, будет им наука! Судиться с авторами и издателями энциклопедии, думаю, не нужно, но все неточности и искажения при переиздании обязательно должны быть устранены!
YA_HELEN пишет:
Действительно, безобразие...
Но странно другое. Неужели редакторы-составители ключевых национальных энциклопедических изданий НЕ ПОНИМАЮТ, что энциклопедическая статья — это не заметка в газете на злободневные темы, где как раз и можно отдавать волю эмоциям!
Впрочем, подобные ситуации история отечественной энциклопедистики уже знавала: например, при подготовке многие статьи тоже были изрядно "подкорректированы"...
lisss пишет:
И именно поэтому 31 января 1944 года было принято постановление ГКО СССР N 5073 об упразднении Чечено-Ингушской АССР и депортации ее населения в Среднюю Азию и Казахстан «за пособничество фашистским оккупантам».
Думаю, дыма без огня не бывает.
Далее:
"С начала-середины 1990-х получила широкое распространение торговля людьми."
И что, этого не было? Было и было в полный рост. Не удивлюсь, что это есть и по сей день.
Андрей Барабанов пишет:
Позвольте с Вами не согласиться хотя бы по той простой причине, что энциклопедия — не политический труд для создания впечатления о всем народе по деятельности отдельных группировок, выбравших преступный путь. Если Вы помните, то "пособников фашистких оккупантов", "шпионов в пользу Германии, Англии" и так далее, "врагов народа" было много среди самых разных народов: в каждом народе есть свои герои и антигерои. Все это можно сказать о любом народе, населяющем Россию.
И торговля людьми вовсе не является отличительной чертой чеченцев: например, именно русские посылают многих девушек "на работу за рубеж". Давайте не будем предвзято относиться к истории, а трезво, честно и объективно оценивать факты, а не людей.