Интервью
- 18 декабря 2010
- просмотров 9143
Мир энциклопедий. Информационно-аналитическая служба «Русская народная линия» опубликовала видеоролик беседы с создателями
исторической энциклопедии «Славянофилы» —
Олегом Платоновым (историк, писатель, публицист и общественный деятель, доктор экономических наук, директор Института русской цивилизации) и
Владимиром Воропаевым (доктор филологических наук, профессор МГУ, крупнейший специалист по творчеству
Николая Васильевича Гоголя) — и историком, главным редактором «Русской народной линии»
Анатолием Степановым Энциклопедия является частью масштабного проекта, осуществляемого с середины 1990-х годов Институтом русской цивилизации в осуществление идей и в память подвижника русского православия
митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского Иоанна (
Снычева).
Славянофилы: истор. энцикл./ [сост. и отв. ред. О. А. Платонов]. — М.: Ин-т рус. цивилизац., 2009. — 732, [1] с.: ил., портр.; 25 см. — (Исследования русской цивилизации). — Библиогр. славянофилов: [изд. на рус. и ин. яз.]: с. 674-733. — 1500 экз. — ISBN 978-5-902725-26-8 (в пер.).
Как отмечает О. А. Платонов, славянофилы — великие русские мыслители, сыгравшие огромную роль в развитии русского национального сознания и формировании национальной идеологии. Они обоснованно и твердо объявили об особом пути России, утвердились в мысли о спасительной роли Православия как единственно истинного христианского вероучения, отметили неповторимые формы общественного развития русского народа в виде общины и артели.
Все, что препятствует правильному и полному развитию Православия, — писал славянофил И. В. Киреевский, — все то препятствует развитию и благоденствию народа русского, все, что дает ложное и не чисто православное направление народному духу и образованности, все то искажает душу России и убивает ее здоровье нравственное, гражданское и политическое. Поэтому, чем более будут проникаться духом Православия государственность России и ее правительство, тем здоровее будет развитие народное, тем благополучнее народ и тем крепче его правительство и, вместе, тем оно будет благоустроеннее, ибо благоустройство правительственное возможно только в духе народных убеждений. Олег Платонов, историк, писатель, публицист и общественный деятель, доктор экономических наук, директор Института русской цивилизации, составитель и ответственный редактор энциклопедии
Славянофильство зародилось в конце 1830-х, а в 1840-50-х гг. собрало вокруг себя самые мощные национальные силы. Круг единомышленников-славянофилов был широк и объединял вокруг себя выдающихся русских писателей и ученых. Наиболее крупными выразителями славянофильских идей были И. В. Киреевский,
А. С. Хомяков,
К. С. Аксаков,
Ю. Ф. Самарин. Вокруг них группировались
И. С. Аксаков,
И. Д. Беляев,
Д. А. Валуев,
А. Ф. Гильфердинг,
Н. Д. Иванишев,
П. В. Киреевский,
А. И. Кошелев,
В. И. Ламанский,
В. Н. Лешков,
А. Н. Попов,
В. А. Черкасский,
Ф. В. Чижов. Славянофилов поддерживали и являлись выразителями их идей русские писатели
С. Т. Аксаков,
В. И. Даль,
А. А. Григорьев,
А. Н. Островский,
Ф. И. Тютчев,
Н. М. Языков и др. Мировоззренческие учения славянофилов оплодотворяли научную деятельность русских ученых
Ф. И. Буслаева,
О. М. Бодянского,
Г. П. Галагана,
В. И. Григоровича,
И. И. Срезневского,
М. А. Максимовича,
Н. А. Ригельмана.
По словам О. А. Платонова, славянофильство для России было органичным явлением. Его фундаментом является вся история русской национальной духовной мысли. Рядом со славянофилами и вслед за ними развивались близкие и по мировоззрению (но не во всем согласные с ними) «почвенники», «охранители», «панслависты», православные националисты, объединенные в единое духовное поле. Поэтому при составлении энциклопедии «Славянофилы» ее авторы сочли необходимым включить в нее не только те персоналии, которых прежняя научная традиция именовала славянофилами («классическими», «истинными» славянофилами, неославянофилами), но более широкий круг русских мыслителей, писателей, публицистов, деятелей культуры, государственных и общественных деятелей, объединенных общим духовным мировоззрением и устремлениями, главные черты которых таковы:
- Отношение к России как к особому неповторимому миру, особой цивилизации.
- Вера в спасительную роль Православия и Самодержавной монархии.
- Вера в особую миссию России, в ее особую всемирную задачу.
- Противопоставление России Западу, не отрицая того положительного, что западный мир до разделения Церквей внес в христианскую культуру.
Таким образом, в энциклопедию вошли не только собственно славянофилы, но их идейные предшественники и последователи, а также те, на кого так или иначе оказало влияние мировоззрение славянофилов, включая скончавшихся на сегодняшний день мыслителей XX-XXI веков.
Как отмечает О. А. Платонов, идеология славянофилов будет существовать, пока существует Россия. Идеалы славянофилов будут до скончания веков волновать русских людей и служить маяком для русских государственных и общественных деятелей.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи