Рецензия
- 1 апреля 2012
- просмотров 179
Бояркина Л. Б. Мордовская музыкальная энциклопедия/ Л. Б. Бояркина; Под общ. ред. Н. И. Бояркина. — Саранск: Мордов. кн. изд-во, 2011. — 429, [2] с.: ил., ноты; 30 см. — На пер. авт. не указан. — Библиогр.: С. 422-424. — Дискогр. мордов. обл.: С. 402-410. — Указ. ст.: С. 425-430. — 2000 экз. — ISBN 978-5-7595-1819-8 (в пер.).
Известно, что отечественная музыкально-энциклопедическая литература в России небогата оригинальными изданиями высокого уровня. Со времени выхода последнего
шестого тома первой и пока единственной
музыкальной энциклопедии минуло ровно
тридцать лет.
Однотомный «
Музыкальный энциклопедический словарь» вышел более
двадцати лет тому назад. В последние годы появились объёмистые переводные издания, но, когда в них не находишь хотя бы упоминания такого важного для русского и некоторых других народов нашей страны инструмента как гусли
1, испытываешь чувство досады — ведь это мы сами столь вяло работаем в области этноорганологии. Хочется добрым словом вспомнить москвича
Левона Акопяна, который результативно трудится на современной энциклопедической ниве: создал оригинальный
однотомник «
Музыка ХХ века», а также перевёл
однотомный вариант Гроува2, изданный с дополнениями Акопяна (как в своё время поступил и
Юлий Энгель при переводе «Музыкального словаря»
Г. Римана).
В таком контексте обращает на себя внимание совершенно новый феномен российской культуры — появление солидных региональных энциклопедических изданий, как однотомных, так и многотомных, в той или иной степени преодолевающих планку местного краеведения и по содержанию, и по форме. Так, уже вышли в свет
пензенская,
челябинская,
ульяновская,
башкирская,
марийская,
мордовская,
татарская,
чувашская и другие энциклопедии
3 универсального характера. В Якутске издана специализированная «
Энциклопедия культуры и искусства Якутии» (2011). Их авторы обогащают информационное поле отечественной культуры данными о явлениях и фактах, характерных для конкретных культур и регионов страны, добавляя немало новых сведений, порой весьма ценных, притом недоступных энциклопедистам, работающим в столице. А последние, как показывает практика, подобно современным исследователям общегражданской истории, проявляют возрастающий интерес к культуре всего пространства страны. Показателен в этом плане, например, раздел в томе 10В «Истории русской музыки» (2011) «Концертная жизнь провинции» рядом с традиционным, посвящённым Санкт-Петербургу и Москве.
Среди новейших изданий появилась и собственно музыкальная «первая ласточка» — «
Мордовская музыкальная энциклопедия» (ММЭ), представляющая впервые систематизированный материал о музыкальной культуре
одного из крупных народов современной России. Автор книги — кандидат искусствоведения
Людмила Бояркина. Окончив в 1972 г. Казанскую консерваторию как пианистка, она увлеклась этномузыковедением, в 1985 г. окончила аспирантуру под руководством проф.
Е. В. Гиппиуса и выросла в
одного из видных музыковедов и музыкантов-педагогов Республики Мордовия. Наряду с исследовательскими трудами, Людмила Борисовна уже имела опыт создания энциклопедического справочника «
Хоровая культура Мордовии: фольклор, традиции, современность» (2006). Новый её труд в соответствии с жанром энциклопедии значительно расширяет охват проблематики национального искусства, освещая вопросы традиционного народного музыкального и хореографического искусств, современных исполнительского, композиторского творчества, музыковедения и музыкального образования Мордовии и её внешних связей с русской и другими музыкальными культурами. Как положительный момент стремления к полноте раскрытия отдельных тем, можно отметить привлечение к написанию
нескольких статей и других авторов.
***
Республика Мордовия —
одна из «точек роста» региональной музыкальной науки, имеющая в своем багаже немалые достижения. В 1981—1988 гг. лицо местного музыковедения определили
три монументальных тома «Памятников мордовского народного музыкального искусства», составленные
Н. И. Бояркиным и изданные под редакцией Е. В. Гиппиуса, а также исследовательские работы — как самого Бояркина, так и ряда его коллег. Разнообразную информацию об этих исследованиях можно почерпнуть в статьях ММЭ «Монографические исследования мордовской народной музыки», «Мордовская музыкальная фольклористика», «Мордовский фольклор в русских периодических изданиях», «Музыкальная публицистика и критика», а также в персоналиях о
Т. М. Ананичевой,
В. М. Беляеве, Н. И. Бояркине,
Л. В. Бражник,
Н. Е. Булычевой,
Н. И. Ворониной,
И. А. Галкиной, Е. В. Гиппиусе,
И. И. Земцовском,
М. Н. Нигмедзянове,
Т. И. Одиноковой,
Ф. А. Рубцове,
Г. И. Сураеве-Королеве и других исследователях. Специфический интерес для российского читателя могут представить впервые собранные под одной обложкой статьи об учёных Австрии (
Р. Лах), Финляндии (
П. Вапаавуори,
А. Вяйсянен,
Х. Паасонен,
И. Саастамойнен,
А. Шёгрен), Венгрии (
Л. Викар), Эстонии (
У. Кольк,
И. Рюйтель), уделяющих немало внимания мордовской народной музыкальной культуре. Эта тема обобщена и в статье «Мордовская музыка в трудах зарубежных учёных».
Одной из сквозных тем ММЭ является тема музыкального финно-угроведения, о чём можно судить по статьям «Взаимосвязи мордовского и финно-угорского фольклора», «Ленинградское общество исследователей культуры финно-угорских народностей», «Финно-угорское общество», «Общество «Финно-Угрия»; причём в последних из названных статей возникает ощущение некоторой избыточности этнокультурной информации, не относящейся непосредственно к музыке.
О национальных особенностях многовековой устной певческой и инструментальной традициях мордвы можно узнать из статей «Лады мордовской народной музыки», «Многоголосие народное», «Инструментальная народная музыка (жанровая система)» и «Инструменты музыкальные народные и звуковые орудия (систематика)». Это, кажется, наиболее разработанная в Мордовии часть этномузыковедения, что подтверждается, в частности, статьями «Многомикрофонные звукозаписи мордовской народной музыки» и «Партитурные аналитические нотации произведений мордовской народной музыки», а также описаниями отдельных жанровых разновидностей песен и музыкальных инструментов (например, «Байдяма, люляма», «Балалайка», «Гармони(й)ка», «Гивгор, килей цёков», «Дорама, торама», «Кальхциямат, кальцаемат» и т. д., всего более
двадцати статей о народных инструментах). Большое место отведено характеристикам музыкальных культур локальных этнических и территориальных групп (см. «Левженская музыкальная традиция», «Мокша-мордовская песенная культура», «Песенная культура эрзянских переселенцев Среднего Заволжья», «Музыкальный быт мордвы-духоборов», «Песенное искусство мордвы Сибири и Дальнего Востока», «Терюхано-мордовская песенная культура», «Шокша-мордовская песенная культура»).
Именно здесь становится заметной сравнительная молодость мордовского этномузыковедения, быстро осваивающего поле родной культуры сразу во многих направлениях. Даже не обращая внимания на необъяснённый понятийно-терминологический «разнобой» (так, для описания
семи групп использовано
четыре термина: «музыкальная традиция», «песенная культура», «музыкальный быт», «песенное искусство»), читатель вправе задать вопросы: почему не даётся целостная характеристика музыки
одного из важнейших компонентов этноса — мордвы-эрзи, а говорится только об эрзянах-переселенцах. Почему нет общей статьи о региональных музыкальных традициях вообще, а есть статья «Региональные традиции мордовского народного многоголосия» (впрочем, понятно — многоголосие в трудах Н. И. Бояркина изучалось наиболее основательно; но при этом отсутствует и увязка со статьёй «Многоголосие народное», хотя бы в виде ссылки). Равным образом хотелось бы видеть и обобщающую статью под названием «Мордовская народная музыка», которая охватила бы все аспекты, связав разнообразные данные из множества других статей в целостную картину.
Статьи о современном музыкальном искусстве в ММЭ занимают столь же большое место. Помимо огромного количества персоналий, оно представлено почти в
двух десятках статей о жанрах, культивируемых в творчестве композиторов республики (см. «Вокально-хореографическая сюита», «Детская хоровая музыка», «Духовая музыка», «Духовная хоровая музыка», «Камерно-инструментальная музыка», «Кантата, оратория», «Музыка для русских народных инструментов», «Обработки мордовских народных песен», «Театральная музыка», «Песни», «Романсы» и т. д.). Уделено внимание истории и деятельности Союза композиторов Республики Мордовия и его предшественника — Объединения композиторов Мордовской АССР. Отражена деятельность исполнительских коллективов, как профессиональных («Государственный камерный оркестр РМ», «Государственный камерный хор РМ», «Государственный музыкальный театр им. И. М. Яушева», «Мордовская государственная филармония»), так и учебных, любительских и фольклорных хоров, ансамблей и оркестров. Развитие музыкального образования показано на примере Мордовского республиканского культурно-просветительного и Саранского музыкального училищ. Есть сведения о
нескольких российских консерваториях, которые оканчивали посланцы Мордовии. Вместе с тем было бы нелишне дать также представление о начальном (детские музыкальные школы и школы искусств) и высшем звеньях специального музыкального образования в самой республике. Последнее, насколько известно (например, по упоминанию в статье «Народно-хоровая капелла Мордовского государственного университета»), представлено в виде информации о деятельности Института национальной культуры Мордовского государственного университета им. Н. П. Огарёва. К сожалению, эти стороны музыкального образования в энциклопедии не раскрыты.
Несомненно, читателю будет интересно узнать и об этнических корнях таких известных в русской культуре музыкантов как
Лидия Русланова,
Надежда Кадышева, композитор
Александр Аверкин. Солидный и современный вид однотомнику придают иллюстрации: он щедро оснащён нотными примерами, фотопортретами персонажей, тематическими репродукциями, рисунками — цветными и чёрно-белыми. В приложениях представлены дискография мордовской музыки, этномузыкальный терминологический словарь, библиографические списки.
***
Естественно, в ММЭ можно обнаружить и простые неточности и пробелы. Например, в статье «Фестиваль музыки композиторов автономных республик Поволжья и Приуралья» пропущены данные о фестивалях 1992 г. в Ижевске и 2005 г. — в Чебоксарах. Читая любопытные статьи «Христианские хоровые традиции в быту мордовского народа» и «Церковно-певческое образование в Мордовском крае», не встречаешь имени
С. В. Смоленского — выдающегося музыканта, оставившего заметный след в культуре народов Поволжья. Он, несомненно, заслуживает в ММЭ не только упоминания, но и персоналии, хотя бы потому, что среди его непосредственных учеников были и такие выдающиеся фигуры просвещения мордвы, как
Авксентий Юртов и
Макар Евсевьев4.
В текстах статей недостаточно использована система перекрёстных ссылок. Непоследовательно выстроен сам словник энциклопедии. Например, вне непосредственной проблематики данного тома статьи «Финно-угорское общество» и «Прозаические жанры мордовского фольклора» (вместо последней естественно было бы написать иную: «Музыка в прозаических жанрах мордовского фольклора»). Зато в словнике практически не представлены обобщённые музыкально-теоретические категории. Если и появляется тот или иной музыкальный термин, то исключительно в частном значении, в составе единичного понятия. Смотрим единственную статью, начинающуюся со слова
музыка. Оказывается, она — об определённого рода сочинениях («Музыка для русских народных инструментов»). Точно так же статья, начинающаяся со слова
ансамбль, посвящена творческой истории инструментальной группы государственного ансамбля «Умарина». Понятие
аранжировка отсылает к статье «Обработка...» и касается только народных песен, только мордовских и только для хора. Статья о
ладах обсуждает их проявления только в мордовской музыке. Дефиниции подобных общеупотребительных понятий, если и имеются, то в виде цитат из иных авторов, что не принято в энциклопедических текстах
5. Статей о таких фундаментальных понятиях теории музыки как
гармония,
мелодия,
полифония,
гетерофония,
монодия,
диатоника,
пентатоника,
метр,
ритм,
форма,
композиция,
фактура и т. п., без которых нельзя обойтись при анализе мордовской (как и любой другой) музыки, в словнике нет вообще. А ведь в свете тех или иных особенностей национальной культуры универсальные категории музыкознания могли бы «заиграть» новыми гранями, специфическими для неё. Но автор ММЭ как бы не решается взять на себя ответственную задачу определять их самостоятельно. Можно предполагать, что это — последствия пока ещё не преодолённого комплекса «краеведческого» музыковедения. Но ведь, согласно народной мудрости, коли назвался груздем — полезай в кузов! Называешь свой труд энциклопедией — будь ласка, соответствуй!
Однако взглянем на этот увесистый том с высоты птичьего полёта. Несомненно, что «Мордовская музыкальная энциклопедия» вводит в общедоступный научный и практический оборот большой российской культуры новый обширный и ценный материал. Сохраняя в своем содержании отчётливый музыкально-этнографический и краеведческий оттенок, она обобщает основные достижения современного мордовского музыкознания и является крупным вкладом в развитие музыкально-энциклопедической работы всего Волго-Уральского региона. Разумеется, первый опыт «культуры-неофита» в столь сложном жанре в принципе не может быть идеальным. В любом случае, смелая и в целом успешная попытка автора «Мордовской музыкальной энциклопедии» взять эту высоту заслуживает уважения и одобрения.
Примечания
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Кондратьев М. [Г.] «Мордовская музыкальная энциклопедия» в энциклопедическом пространстве России/ Михаил [Григорьевич] Кондратьев// Музыкальная академия. — 2012. — № 2 (738). — С. 113-115.