Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Путешествие в страну Весьегонию

Рецензия

  • 5 февраля 2011
  • просмотров 6796
Ларин Г. А. Весьегония: слов.-справ. — М.: Ключ-С, 2010. — 450, [1] с., [12] л. цв. ил.: ил., портр.; 26 см. — Библиогр.: С. 430-434 (170 назв.). — Указ. имен: С. 435-449. — 1000 экз. — ISBN 978-5-93136-135-2.
Лицевая сторона переплёта словаря-справочника «Весьегония» (2010)В последние годы у нас в области1 вышло в свет немало краеведческих изданий энциклопедического характера. Книги эти посвящены не только отдельным личностям, событиям, явлениям, авторы пытаются охватить историю целых регионов, земель. Одной из таких книг, взошедших на читательском небосклоне, безусловно, станет энциклопедический словарь-справочник «Весьегония» Геннадия Ларина, вышедшая в конце 2010 года в московском издательстве «Ключ»2.

Признаюсь, при визуальном поверхностном знакомстве меня несколько озадачило название этой книги: «Весьегония».

Толстенный том цвета морской волны, без указания автора на обложке, с утками, летящими над водохранилищем, вероятно, Рыбинским. Все это венчало искусственное, как мне показалось, даже претенциозное название-неологизм. Я взялся мысленно выстраивать словесный ряд по аналогии — космогония... Патагония... Взяв увесистый том в руки, решил, что название родилось, наверное, от Патагонии, всемирно известной природной области Аргентины, уникальной злаково-кустарниковой полупустыни. Здесь речь шла всего лишь о Весьегонском районе Тверской области, одном из самых отдаленных от Твери, где нет ни нефтедобычи, как в той же Патагонии, ни знаменитого овцеводства. И даже прочтя в предисловии автора, что «так называл весьегонскую землю — маленький уголок великой России — Дмитрий Иванович Шаховской», друг В. И. Вернадского, депутат I Государственной думы, князь, отказавшийся от эмиграции и посвятивший себя возрождению России, создававший в 1920-е годы советскую кооперацию, а в 1930-е — Госплан, подумал: «Нет, все равно для названия рисково претенциозно». Вон сколько отменных книг издано об этом крае, в том числе и справочно-энциклопедического характера: «Весьёгонск» Б. Ф. Купцова в двух книгах, «Весьегонский край» и «Краеведческий словарь Весьегонского района» самого Г. А. Ларина, книги Н. М. Шеховцова...

И только углубившись в чтение, сдался, понял, что книга Г. Ларина не только оригинальна, неординарна, своеобразна, но и добавляет многое к известному нам о весьегонском крае. Книга профессионально составлена, добротно иллюстрирована, хорошо издана, и, что немаловажно для краеведческой и справочной литературы, зачастую написанной книжным суконным языком, она и написана с увлечением, интересно и нескучно, что делает ее не только прикладной, справочной, но и читабельной.

Об авторе. Геннадий Андреевич Ларин работает учителем Б.-Овсяниковской школы Весьегонского района. Окончил исторический факультет Московского государственного заочного педагогического института (ныне — Московский государственный гуманитарный университет им. М. А. Шолохова). Вся его жизнь связана с Весьегонией. Здесь, в деревне Слуды, он родился, окончил школу, здесь и работает более 40 лет. Своим учителем по краеведению считает одного из патриархов тверского краеведения — Д. В. Куприянова. За эти годы выпустил две книги, о которых сказано выше, собран огромный архивный материал по истории Весьегонии, ранее нигде никем не использованный и вошедший в новую книгу.

Теперь о книге. Автору и составителю книги удалось найти такой угол зрения на события весьегонской истории, что уже известное и открытое авторитетной школой весьегонского краеведения гармонично сочетается с новыми архивными материалами, добытыми автором за три десятилетия научных бдений и трудов. Биографии весьегонцев, выполненные Лариным, уверен, привлекут внимание и специалистов, и любителей чтения, потому что в изложении их четко улавливается «эмоциональная составляющая» — литературный стиль. Сказалась, думается, профессия автора, ведь он учитель, и слово в его понимании не только средство передачи информации, но и инструмент воздействия на душу человека. Автор в подаче материалов нередко участник и свидетель событий, о которых пишет и которые излагает. Многие словарные статьи связаны своеобразными мостиками с другими статьями, а персонажи книги (даже не вяжется в этом контексте профессиональное «персоналии»), как в жизни, с другими персонажами, что придает изложению единство, а жанру справочника — повествовательность. Думаю, такие привязки, как «На этом история деревни Андрейково заканчивается, но начинается история сельца Андрейково» (см. главу «Усадьбы»)», а также указания на родственные, событийные, исторические, общественные, политические связи насельников этой книги только добавят к ней интереса. Информация заставит читателя и взволноваться, и задуматься.

Вот светило советской математической школы П. П. Коровкин. Одинокая мать Павла была вынуждена отдать его в Весьегонский детский приют, где он воспитывался до 1920 года. После окончания средней школы он чернорабочий в Ленинграде. Но это не мешает сироте стать студентом Ленинградского университета, окончить аспирантуру, защитить кандидатскую диссертацию, стать преподавателем высшей школы. В 1941 году ученый Коровкин уходит на фронт, не нашлось за него ходатаев, да и не нуждался он в этом. На войне вырос от командира взвода до начальника ПВО фронта! Участник советско-японской войны 1945 года. Награжден боевыми орденами и медалями. Война и армия не помешали ему в 1948 году стать доктором наук, получить звание заслуженного деятеля науки РСФСР. Преподавал высшую математику в МГУ, заведовал кафедрой в МАДИ, автор учебников по математическому анализу, которые востребованы и сегодня.

А вот краткое жизнеописание весьегонца И. Е. Мокина (1877—1978), бывшего комиссара труда, промышленности, торговли и обложения в первых составах Весьегонского уисполкома, анархиста по убеждениям. Это он в 1918 году высказал идею привлечения буржуазии к налаживанию промышленности и торговли, которая была высоко оценена Лениным и вскоре нашла прямое применение в нэпе. Мокин никогда не скрывал своих политических убеждений, на праздничных демонстрациях в 1918—1919 гг. шел только под черным знаменем, верность анархизму сохранил до конца дней. Репрессирован не был. И, как вспоминал народный артист России Лев Дуров, лично знавший Мокина, старик хлопнул дверью одного из московских райкомов партии, когда, решив облагодетельствовать старика персональной пенсией, кто-то из членов бюро назвал убеждения Мокина ложной романтикой анархизма.

Сегодня они под одной обложкой «Истории России»: сирота, благодаря образовательной политике государства ставший выдающимся математиком ХХ века, научные идеи которого и сегодня востребованы в США, Китае, Индии, Германии и других цивилизованных странах; внук декабриста Ф. П. Шаховского князь Д. И. Шаховской, один из основателей «Союза освобождения», депутат I Государственной думы, министр государственного призрения Временного правительства, расстрелянный в 1938 году в 77-летнем возрасте органами НКВД, и анархист Мокин, не продавший своих убеждений за прибавку к пенсии. И еще около двухсот персоналий выдающихся личностей Весьегонии. Среди них народник О. В. Аптекман, крупнейший специалист по истории скифов, хазар и ранних славян, директор Государственного Эрмитажа М. И. Артамонов, русский художник и книжный иллюстратор И. Я. Билибин, тверской книжный график Г. П. Клюшин, краевед М. М. Верхоланцев, поэт русской эмиграции Н. П. Гронский, историк-архивист Н. С. Зелов, герой Чесменского сражения Д. С. Ильин, выдающийся специалист по оптике и физике лазеров Н. И. Калитиевский, известный пушкинист, доктор филологических наук, преподаватель ТвГУ Ю. М. Никишов, Маршал Советского Союза Н. В. Огарков, 1-й секретарь Весьегонского РК КПСС в 1967—1985 гг. В. А. Смородин, князья Ухтомские и Шаховские, командарм РККА А. И. Тодорский и многие другие. Те, кому выпала честь родиться, вырасти, а кому и работать в стране Весьегонии. Книга возбуждает в нас и нравственное чувство, тоску по утерянному единству, по утраченному братству.

Кроме того, книга содержит исчерпывающую информацию о самых значимых природных объектах весьегонского края, всех селах и деревнях, в том числе и исчезнувших, о промышленных предприятиях, некогда составлявших честь и гордость района, прослеживает историю и развитие образования, здравоохранения и культуры края.

Книга Геннадия Ларина, на мой взгляд, выношена автором, в ней гармонично сочетаются уже известные материалы, основанные на открытиях весьегонского краеведения, у истоков которого стоят такие исследователи, как А. А. Виноградов, А. Н. Виноградов, Н. С. Зелов, Б. Ф. Купцов, М. М. Верхоланцев, В. М. Воробьев, Н. М. Шеховцов. Книгу эту можно с полным основанием назвать определенным итогом краеведческих изысканий и самого автора, и его коллег-историков. Ведь история — коллективный труд, что лишний раз подтверждается внушительным списком использованных источников и литературы. Их около двухсот!

Основные издания новости


  • Теги
  • Весьегония
  • Весьегонский район
  • Ключ-С
  • Тверская область
  • биографии
  • краеведение
  • региональная энциклопедия
  • регионы России
  • энциклопедический словарь
  • энциклопедический справочник
  • Библиографическое описание ссылки Петров М. [Г.] Путешествие в страну Весьегонию// Тверская Жизнь. — 2011. — 5 февр. — С. 5.

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация