Рецензия
- 7 ноября 2008
- просмотров 9050
Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: [в 10 т.]/ В. Г. Власов. — СПб.: Азбука-классика, 2004—2010. — ISBN 5-352-01119-4 (в пер.).
Т. 8: Р — С. — 2008. — 843 с.: ил. — ISBN 978-5-352-02228-3.
Т. 9: Ск — У. — 2008. — 765 с.: ил. — ISBN 978-5-91181-919-4.

Вновь возвращаюсь к
словарю Виктора Власова по
нескольким причинам. Во-первых, восхищает автор, осуществивший свой грандиозный замысел (он же подобрал иллюстрации, ему же принадлежат многочисленные рисунки в тексте). Во-вторых, нельзя не приветствовать издательский дом «Азбука-классика», взявшийся за книжное воплощение словаря и проделавший это в короткие сроки (осталось выпустить
завершающий том) и с высоким полиграфическим качеством. Можно, разумеется, сожалеть, что большинство многочисленных иллюстраций не цветные, а чёрно-белые, но надо быть реалистами. И по своему замыслу, и по содержанию труд
Виктора Георгиевича Власова имеет явный просветительский характер, а при сложившихся ценах на книги цена комплекта и в нынешнем исполнении тянет на сумму, значительную даже для библиотек.
Но назову «в-третьих». Листая том за томом труд Власова, пользуясь изданием уже
несколько лет, должен заметить, что помимо сугубо информационной помощи чувствую и силу авторской воли, энергию его принципов отбора материала, направленность его поиска. Представляется, что Власов занимался единственно плодотворным делом: готовил такую книгу, которой ему самому не хватало в жизни, делал словарь
для себя. Он выступает хранителем удивительного музея мирового искусства, подчеркну, не только изобразительного. Вроде бы просматривалась опасность — такой хранитель-индивидуал что хочет, то и покажет, а нелюбимое задвинет подальше. Но словарная объективность выдерживается на самом достойном уровне. По своим узким научным интересам специалист по петровскому барокко, а также автор
трёхтомника «Стили в искусстве», Власов утверждает в своём начинании принципы подлинного художественного вкуса.
Вот злободневный пример. Недавно благодаря усилиям историков, подвизающихся на педагогической ниве, мы узнали, что в нашей стране вроде бы и не существовал
один из самых жестоких тоталитарных режимов за всю историю человечества. Наверное, это не единственные
открытия чудные, заготовленные для юного поколения держащими власть посткоммунистами-«просветителями» (
ещё плодоносить способно чрево, которое вынашивало гада — это не «Дракон»
Шварца, а
Брехт в переводе
Е. Г. Эткинда, если кто забыл), но за читателей труда В. Г. Власова я спокоен. В словаре целый комплекс статей, в которых с эстетическим изяществом и прокурорской убедительностью показаны и тоталитарная суть большевизма, и его практика управления искусством (см. статьи «Агитационное искусство», «План монументальной пропаганды», «Советский ампир», «Социалистический реализм» и мн. др.). В этих статьях, к слову, проявляется
одно из существенных отличий и достоинств словаря: излагая факты, Власов даже интонационно постоянно напоминает читателю, что речь идёт не о каких-то застывших камнях и пыльных холстах, а о творческих выражениях человеческих чувств, не всегда благих, но всегда представляющих живой интерес, даже если они порождены омертвляющими идеями тоталитаризма. Вот что, например, пишет В. Г. Власов о проекте Дворца Советов: «Утопичность подобной идеи, обернувшейся фарсом в социальной жизни, в художественном отношении заключалась в том, что ирреальные символы пытались заключить в реальном пространстве и архитектурных формах, которые требовали функционального, конструктивного и технологического обоснования». И далее о сталинских «высотках»: «Образ «здания социализма» разбился на
сотни осколков, размножился и распространился в пространстве. Идею, невыполнимую в границах
одного здания, перенесли в поднебесье, превратили в архитектуру миража. Силуэты «высоток» призваны были изобразить «счастливое небо новой жизни» (архитектура стала изобразительным искусством!)». А в завершение статьи «Советский ампир» В. Г. Власов пишет о нынешних архитектурных предпочтениях нашей посткоммунистической власти: «В 1990—2000-х гг. произошёл новый поворот. В период идеологического и художественного кризиса постсоветского общества архитекторы, главным образом в Москве, стали проектировать и строить здания в стиле «нового ампира» (четвёртого по счёту). Вторичность, подражательность, бутафорность этой архитектуры, выглядящей особенно грубо в сравнении с памятниками подлинного Ампира, Классицизма и Барокко, также очевидна» (т. IX, С. 84, 86-87).
Должен подчеркнуть, что статьи в словаре Власова, освещающие политические стороны взаимоотношений искусства и власти, явно не главная ценность для автора. Они важны для всех нас, ибо на протяжении
десятилетий тема «государство и художественное творчество» в подцензурной печати сколько-нибудь адекватно не осмысливалась. А для самого Власова, наверное, самыми дорогими и даже сердечными были статьи, где он пишет не о мутациях, а об эстетических вершинах изобразительного искусства, о шедеврах, о памятниках вечной красоты. Таковы, например, статьи «Торопец» — о памятниках архитектуры тверского городка, «Сфумато» — об особо мягкой живописной манере, «Розарий» — о типах композиций, изображающих
Мадонну на фоне цветущего сада, — да, впрочем, большинство статей словаря уносят нас в мир вечно прекрасного...
В завершение должен назвать и «в-четвёртых». По мере выхода словаря Власова всё острее начинаю ощущать, насколько не хватает подобного издания по истории и теории литературы, словесности. Конечно, материалы многих статей у Власова — прекрасное подспорье для подготовки уроков по литературе (особая ценность — статьи по разряду «искусство и религия»), но всё же проблема специализированного издания остаётся.
Когда выход
десятитомника будет завершён, надо бы вернуться к более широкому обсуждению проблем современной справочной литературы, её форм, доступности и, разумеется, содержания.
Сергей Дмитренко
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Дмитренко С. [Ф.] Словарь Виктора Власова/ Сергей [Фёдорович] Дмитренко// Литература. — 2008. — 7 ноября (№ 21 (717)). — Рец. на кн.: Власов В. Г. Новый энциклопедический словарь изобразительного искусства: [в 10 т.]/ В. Г. Власов. — СПб.: Азбука-классика, 2004—2010. — ISBN 5-352-01119-4 (в пер.). Т. 8: Р — С. — 2008. — 843 с.: ил. Т. 9: Ск — У. — 2008. — 765 с.: ил.