Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Понятие «власть» в советских и российских энциклопедиях

  • 10 августа 2012
  • просмотров 4714
  • комментариев 8
Власть как тип отношения между двумя живыми существами (или их группами), характерный тем, что одно (активный объект, субъект) побуждает к некоторым действиям другое (пассивный объект), возникла, вероятно, вместе с появлением жизни на Земле, задолго до появления Homo Sapiens. Однако либо по причине сложности проблемы, либо по причине нежелания власть имущих она не обрела формы единой научной теории до сего дня. Так, например, «Философская энциклопедия» (М., 1967 г.) вовсе не содержит статьи, посвящённой понятию «Власть». В статье же «Политика» речь идёт только о политической власти.

«Философский энциклопедический словарь» (М., 1989 г.) определяет власть в общем смысле, как способность и возможность осуществлять свою волю, оказывать определяющее воздействие на деятельность, поведение людей с помощью каких-либо средств — авторитета, права, насилия. Автор напоминает слова Ленина: «Коренной вопрос всякой революции, вопрос о власти в государстве». Утверждает, что к основным формам проявления власти относятся господство, руководство, управление, организация и контроль. Причём господство — это абсолютное или относительное подчинение одних людей (социальных групп) другим. Руководство — осуществление воли в различных прямых или косвенных формах.

«Философский словарь» под редакцией Фролова (М., 1991 г.) толкует власть как форму социальных отношений, характеризующуюся способностью влиять на характер и направление деятельности людей, социальных групп и классов посредством экономических, идеологических, организационных, правовых механизмов, а также с помощью традиций, авторитета, насилия.

Философский словарь для научных работников (М., 1961 г.) говорит, что власть в отличие от физического насилия, сила, оказывающая воздействие на тело, душу, ум, пронизывающая их, подчиняющая другого закону своей воли. По существу она подобна авторитету.

Философский словарь Э. Л. Радлова
(М., 1913 г.) статьи о власти вообще не содержит. Тоже и Словарь по этике.

Как и следовало ожидать, большую статью власти посвятил энциклопедический словарь «Политология» (М., 1993 г.) По своей специфике основное внимание он уделяет политической власти, но автор касается и власти в широком плане. По его мнению, власть — одна из древнейших и важнейших проблем политики, социологии, философии, искусства, однако исследования её ещё далеки от завершения.

<...>

Резюмируя подходы различных авторов к определению понятия «власть», можно уверенно сказать, что для двух объектов она характеризуется возможностью навязывать свою волю одним другому, будь то два человека, человек и группа людей, два сообщества или два государства. Из этого следует, что в общем случае власть — это насилие. В полном смысле добровольного подчинения невозможно хотя бы потому, что в психике человека заложена лень как способ сохранения энергии (не делать того, что не диктуется необходимостью), дух противоречия и т.п. Иными словами, власть основана на силе.

<...>
  • Теги
  • РФ
  • Российская Федерация
  • Россия
  • СССР
  • власть
  • понятие власти
  • признаки власти
  • энциклопедии

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.2)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    В западной философии к понятию власти есть два основных подхода: 1) власть как свойство личности (властный взгляд, властный голос), и тогда это отношение (господство-подчинение) человек может проявлять и в случае взаимодействия с животным,  чье поведение основано на инстинктах; 2) власть как отношение между людьми, осознающими себя, т.е. человек понимает, почему надо подчиниться, а другой понимает, зачем он влияет на поведение другого. Отсюда трактовка источников власти, ресурсов власти, способов властвования, типов власти. Второй подход был подробно разработан немецким ученым Максом Вебером в начале ХХ в.  В наших словарях этот подход и закреплен.
    В дополнение к тексту статьи могу прибавить, что власть кроме силы основана на авторитете (родительская власть), на деньгах (власть работодателя), на законе (праве) (многие автолюбители уже останавливаются перед идущим через дорогу пешеходом) и др. М. Вебер пишет об этом более подробно.
    И еще хочу прибавить точку зрения З. Фрейда. Он считал, что в природе человека есть склонность не только властвовать, но и подчинятся. Часто люди жаждут найти себе хозяина. Искусные политики вполне сознательно могут использовать эти наши неосознанные влечения.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Из современных российских отраслевых энциклопедий здесь почему-то выбрана только одна. А вот толкование, например, в «Геополитическом словаре-справочнике» 2009 г. и.:
    «Власть — политическая сила, в отличие от физического насилия, оказывает воздействие на тело, душу и ум, пронизывает их и подчиняет другого закону своей воли. По своему существу подобна авторитету...»
    ...или не менее подробное толкование власти в 3-м издании «Большого юридического словаря» 2007 г. и., где, кстати, очень четко прописаны особенности ее форм — политическая ли, государственная и т. п.

    Впрочем, эти примеры ничуть не противоречат сказанному относительно трактовки самого понятия «власть».  Идея
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Понятие власти — это вообще философское понятие, которое крайне сложно вставить в четко сформулированное и краткое определение. Это мое мнение, и определения из энциклопедий, которые приводятся выше, только подтверждают мое мнение. Однако, если опустить широкое определение, то можно сказать, что власть — это наличие права на насилие, которое делегировано либо добровольно, либо по принуждению теми, над которыми она стоит.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Прежде всего мне интересно понять, к чему вообще эта статья? Что ее создатели хотели нам показать? Я вообще не понимаю, как это относится к энциклопедичным новостям. Это уже скорее похоже на краткую статью по политологии или социологии. Каждый человек думает по своему и создатели энциклопедий не исключение. Я думаю, это все знают.
    P. S. Хочу отметить, что своим высказыванием ни в коем случае никого не хотел обидеть, просто выразил свое недоумение.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Caecys пишет:
    Прежде всего мне интересно понять, к чему вообще эта статья? Что ее создатели хотели нам показать? Я вообще не понимаю, как это относится к энциклопедичным новостям. Это уже скорее похоже на краткую статью по политологии или социологии. Каждый человек думает по своему и создатели энциклопедий не исключение. Я думаю, это все знают.
    P. S. Хочу отметить, что своим высказыванием ни в коем случае никого не хотел обидеть, просто выразил свое недоумение.
    ОК.
    Разъясняю.
    Во-первых, конкретно ЗДЕСЬ речь идет о трансформации самого понятия ВЛАСТЬ во времени (хотя в принципе, такой компаративный анализ можно было бы произвести С ЛЮБЫМ общественно-политическим термином! Идея)
    И во-вторых, как следствие — именно в энциклопедических справочных изданиях (в отличие, например, от толковых или двуязычных словарей) эта самая трансформация наиболее очевидна, поскольку она подвергается регулярной корректировке с поправкой на историческое время! Идея
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Был и там, был и тут, и у власти, и над властью, наслаждался и тем и другим, прочитал понятия и определения, нового открыл для себя очень мало, разве что только вспомнил учебники философии. А вот если бы составить энциклопедию знаменитых правителей, то, думаю, энциклопедия пользовалась бы спросом: включить туда и Ленина, и Гитлера, и Чингисхана, и Сталина, всех видных и властных людей, в принципе, у каждого своя история восхождения к власти и ее потеря, и нагляднее представляется понятие власти на конкретных примерах.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    То, что власть основана на силе, верно, и она, мне кажется, базируется на разных методах: и честных, и нечестных. При власти могут быть и обещания, и вымогательство, и насилие, и обман, и все этому подобное. В основном, понятие «власть» носит политический характер, хотя иметь власть может кто угодно. В энциклопедическом издании «Политология» автор правильно заметил, что это понятие еще точно не исследовали, но оно действительно является важной проблемой и в политике, и в философии, и в искусстве.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    А все-таки власть — это действия человека/группы или отношения между людьми? В комментариях в основном в первом значении понятие используют (кроме т. Павлодарского — у него власть — стасус, право и возможность управления, опять же с помощью насилия: уж очень одиозные фигуры приведены как примеры). Почему наши люди видят во власти, прежде всего, чужую, враждебную силу? Власть, основанная на насилии, это политическая власть; да, действительно в истории России часто интересы элиты и низов не совпадали. Но власть, основанная на авторитете, доверии — священник, родители (когда без ремня), спортивный тренер и др.? Власть, основанная на законе, деньгах — работодатель дает задание сотруднику, следит за соблюдением графика рабочего дня. Разве здесь насилие? Человек руководствуется чужими интересами, но подчиняется своей воле. Может, работнику лучше признать, что это и его интересы, а не ругать своего начальника за бестолковость или непоследовательность. Нет, когда действительно начальник — кретин, этот случай не рассматриваю...
    Возможно. стоит признать свой инфантилизм и начать от него избавляться, глубже размышляя о природе власти? Заранее прошу прощения, если кого-то задела. Я пишу об этом, т. к. окружена на работе именно такими людьми и не принимаю их позиции.
    Отношения власти, ИМХО, — это отношения взаимодействия, а не только подчинения чужой воле. Если я не согласна подчиняться, то у властвующего человека власть исчезает, взаимодействие прекращается (любой гос. переворот, революция, забастовка — из массовых, вот еще Овод вспомнился — литературный герой из романа Войнич). Поэтому я за толкование М. Вебера: суть власти — управление, основанное на согласии подчиненных подчиняться.
    • 0/0