Интервью
	
	
		- 28 сентября 2012
- просмотров 4477
 Мир энциклопедий. Интервью «Коммерсанту» 
Галины Ульяновой (на фото), эксперта Русфонда и руководителя нового проекта организации «
Энциклопедия российской благотворительности», ведущего научного сотрудника Института российской истории РАН (ИРИ РАН), доктора исторических наук. Пока ресурс включает только 
пять статей. В ближайшие 
два-три года организаторы рассчитывают издать первый том энциклопедии, приглашая к совместной работе ученых из академических институтов и университетской науки, краеведов и читателей-благотворителей.
   — Меня поразила одна из первых ваших статей — о законе 1816 года «О непринятии от порочных людей пожертвований и о ненаграждении их за оные». Уже 200 лет назад ставились проблемы морали, о которых мы спорим и сегодня.
— Меня поразила одна из первых ваших статей — о законе 1816 года «О непринятии от порочных людей пожертвований и о ненаграждении их за оные». Уже 200 лет назад ставились проблемы морали, о которых мы спорим и сегодня.   — Не только ставились, но и решались. Если не знать истории, не интересоваться своим и чужим опытом благотворительности, наши споры рискуют оказаться вечными и бесплодными, мы будем вновь и вновь изобретать велосипед. Между прочим в названии того закона 
200-летней давности есть прямое указание на государственные награды жертвователям. Вот для чего мы и затеяли «Энциклопедию...» — она должна помочь узнавать и понимать благотворительность как один из способов физического, духовного и культурного выживания человеческой популяции.   
— Это особенно важно для нашей страны, где филантропические традиции еще не укоренены, где масштабы благотворительности существенно скромнее, чем во многих странах Европы или в той же Америке.   — Вы и правы и неправы. Да, в начале ХХ века в России приходилось 
9 благотворительных копеек на душу населения, а в Великобритании в пересчете — 
3 руб., во Франции — 
1,2 руб., в Германии — 
90 коп. Нынче, судя по известному, хотя и сомнительному, на мой взгляд, мировому рейтингу от британского фонда CAF, Россия по частной благотворительности вообще на 130-м месте. В масштабах мы и в самом деле отстаем. Но ведь нельзя не учитывать особенности истории. Сложившаяся к ХХ веку благотворительная традиция в России была насильственно прервана на долгие годы, слово «милосердие» пренебрежительно объявлено «поповским». Думаю, если бы не это обстоятельство, даже в том рейтинге CAF
1 сегодняшняя Россия смотрелась бы иначе. Сейчас на наших глазах происходит бурное возрождение этих былых традиций, и важно, чтобы они именно возрождались, наследовались, а не изобретались заново. Наша с Русфондом затея мне и видится такой вот нитью, связующей времена и события. Впрочем, это вообще роль истории.   
— «Энциклопедия...» вам видится как чисто исторический труд? Но у нас ведь многие еще не различают понятий «волонтер» и «фандрайзер», «спонсор», «меценат» и «благотворитель»...   — Историческая часть очень важна. Мы расскажем читателям о выдающихся российских филантропах — от князей Древней Руси до миллионеров и министров XIX — начала ХХ века. Свои Морозовы, Третьяковы и Мамонтовы были почти в каждой губернии. До сих пор во многих городах России стоят здания больниц и школ, богаделен и детских приютов, построенные 
100-200 лет назад на пожертвования граждан. Но наши современники почти не знают о судьбе их создателей, о мотивах их поступков. А ведь такие уроки прошлого могли бы стать еще одним стимулом к свершению добрых дел и осознанию того факта, что благотворительность, как и сама жизнь, в России начинается не на пустом месте. Но вы правы, не менее важно обратиться к современным проблемам, понятиям, методам, терминологии и, разумеется, к современному опыту. Это непременно будет сделано.   
— Как строится «Энциклопедия...» Предполагается алфавитный подход?   — Нет, не только алфавитный, уже сейчас статьи делятся на тематические разделы — «Люди», «Явления. События», «Ведомства. Типы учреждений», «Заведения», «Законодательство. Статистика». Но я уверена, что это не окончательное деление, число разделов может увеличиваться в зависимости от накапливающегося материала, особенно в современной части. Мы хотим, чтобы «Энциклопедия...» в ее онлайновом виде и в виде будущей книги была максимально удобна и полезна для читателя.   
— Это первый опыт составления энциклопедии российской благотворительности?   — В таком всероссийском масштабе да. Хотя на сайте Фонда имени Дмитрия Сергеевича Лихачева есть весьма интересный региональный проект — «
Энциклопедия петербургской благотворительности».   
— И вы не единственный автор будущих статей нашей «Энциклопедии...»?   — Первые пять статей мои. Но уже сейчас мы привлекаем к этой работе ученых из академических институтов и университетов крупнейших городов страны, краеведов. Пользуясь случаем, хочу пригласить к сотрудничеству теоретиков и практиков, знатоков современной благотворительной деятельности, сотрудников фондов и общественных объединений. Делитесь идеями и материалами, коллеги! Для нашего общего дела это очень важно.	
	
		
	
	
		
			
	
			
																					
						Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи