Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Всё о российском еврействе

Рецензия

  • 1 июня 2012
  • просмотров 3670
  • комментариев 4
Лицевая сторона переплёта тома печатной «Российской еврейской энциклопедии» (РЕЭ)«Российская еврейская энциклопедия» (РЕЭ) — большой культурный и научный проект: «всё» о российском еврействе. Структура энциклопедии трехчастна, у каждой части свой объект рассмотрения, каждая часть построена по собственному принципу и состоит из нескольких томов.

Первая часть — биографическая (три тома), вторая — историко-географическая (четыре тома), третья — предметная (уж никак не меньше трех). И я совсем не удивлюсь, если появятся еще и дополнительные тома. Главный методологический вопрос биографической части: кто есть еврей? Отцы энциклопедии — Герман Брановер (главный редактор) и Зеев Вагнер (его заместитель) — люди в хасидском мире весьма известные, однако же сочли возможным не использовать в энциклопедии галахическое определение. В РЕЭ принято никак формально не зафиксированное, но распространенное в России мнение, что еврей — тот, у кого хотя бы один из родителей — еврей. Биографическая часть демонстрирует беспрецедентное участие евреев решительно во всех сферах российской жизни, беспрецедентное по масштабам и невероятной социальной активности.

Третья, еще не изданная, часть — предметная. Она должна вобрать в себя все аспекты еврейской жизни в России: с точки зрения собственно еврейского творчества и еврейских институтов, с точки зрения участия евреев в российской жизни, с точки зрения взаимодействия евреев с народами России и реакции этих народов на еврейское присутствие.

Теперь о второй — историко-биографической — части РЕЭ, которую, собственно, и завершает вышедший недавно седьмой том.

В концепции РЕЭ термин «Россия» вбирает в себя все земли, входившие когда-либо в состав хотя бы одного из российских государств от Киевской Руси до нынешней России. Каждая статья — еврейская история населенного пункта или целого региона (в этом томе — Сибирь, например). Динамика еврейского населения, занятия, учреждения, славные (и в хорошем и в плохом) жители — со ссылкой на первую, биографическую, часть РЕЭ. Охват поразительный: евреи везде и всюду, от Балтики до Тихого океана, от полюса холода до среднеазиатских пустынь. Пафос РЕЭ — не только увековечить признанные еврейские центры с богатой историей, но и зафиксировать каждую пядь земли, на которую ступала когда-либо нога еврея. В открывающем том башкирском городке Сибае проживали в 2002 году 4 (четыре!) еврея — теперь и они не забыты.

Трагические события Второй мировой войны нанесли по еврейским общинам России сокрушительный удар. Многие статьи завершаются словами: «Еврейское население <название места> было уничтожено в период Катастрофы». После падения железного занавеса евреи совершили из России исход. Оставшиеся рожают неохотно и охотно вступают в смешанные браки. Народ стареет. По всему выходит, что история евреев в России подходит к концу, — РЕЭ демонстрирует это с большой наглядностью. Но есть и другая, также зафиксированная в РЕЭ тенденция: «В конце 1980-х гг. в <...> началось возрождение еврейской культурной и общественной жизни» — типичная констатация с дальнейшим перечислением синагог, ешив, школ, газет, театров, обществ. Понятно, что для отдельного населенного пункта, как правило, без множественного числа и не по всем позициям.

Первый том РЕЭ вышел в 1994 году, седьмой, о котором я пишу, — в 2011-м. Если темпы издания сохранятся, последний, завершающий том увидит свет примерно к 2020 году.

Не всем участникам проекта довелось увидеть этот том. В каждом томе РЕЭ появляются новые траурные рамки. В одну из них заключено имя Льва (Арье) Годлина, зихроно ле-враха — научного консультанта по иудаизму. Дружеские отношения связывали нас десятки лет. Когда я пишу эти строки, я о нем думаю.
  • Теги
  • АЛЕФ
  • РЕЭ
  • Российская еврейская энциклопедия
  • Россия
  • СНГ
  • СССР
  • евреи
  • еврейство
  • том 7
  • энциклопедия
  • Библиографическое описание ссылки Горелик М. Всё о российском еврействе/ М. Горелик// АЛЕФ. Ежемесячный международный еврейский журнал. — 2012. — № 6 (1022).

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Главный методологический вопрос биографической части: кто есть еврей? Отцы энциклопедии — Герман Брановер (главный редактор) и Зеев Вагнер (его заместитель) — люди в хасидском мире весьма известные, однако же сочли возможным не использовать в энциклопедии галахическое определение. В РЕЭ принято никак формально не зафиксированное, но распространенное в России мнение, что еврей — тот, у кого хотя бы один из родителей — еврей. Биографическая часть демонстрирует беспрецедентное участие евреев решительно во всех сферах российской жизни, беспрецедентное по масштабам и невероятной социальной активности.
    Вообще, ситуация, когда создается масштабное справочно-энциклопедическое издание о некоем социокультурном феномене под названием « еврейство », и при этом сами «отцы» издания как бы «теряются» в попытках обозначить это более-менее адекватно — беспрецедентна. Такое ощущение, что авторы-отцы просто осторожничают, а потому проявляют предельную деликатность в этой пикантной теме.
    И не исключено, что именно вследствие такой неуверенности «отцов», выход издания в свет реально затянулся — да и профессиональные критики не слишком оптимистичны:
    Первый том РЕЭ вышел в 1994 году, седьмой, о котором я пишу, — в 2011-м. Если темпы издания сохранятся, последний, завершающий том увидит свет примерно к 2020 году.
    Печально
    P. S. Кстати, интересно, имеются ли сведения, КАК в данном случае определились столетие назад авторы классической Еврейской энциклопедии Брокгауза и Ефрона, если они вообще «заморачивались» этой темой?   Вопрос
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Автор рецензии справедливо подверг критике способ решения ключевого методологического вопроса биографической части: кто есть еврей. Понятно, что прими «отцы энциклопедии» определение по Галахе — еврейскому религиозному законодательству, энциклопедия получилась бы несколько другая. Но мне хочется привести цитату из статьи М. Горелика в журнале «ЛЕХАИМ», напечатанную в октябре 2012 г.:
    Однако же, если понять и принять общую концепцию РЕЭ, все становится на свои места. Пафос энциклопедии — учесть каждую пядь земли, на которую ступала отважная или же, напротив, робкая еврейская нога, запротоколировать и сохранить для потомков каждый ее шаг. Четыре безымянных, ничем не прославивших себя, не удостоенных миньяна сибайских еврея — вы нам дороги, вы не пропали, вы не растворились бесследно в необъятных башкирских просторах, волна забвения не накрыла вас, трава забвения не накрыла вас, вы не забыты, слышите ли вы нас? И четыре сибайских еврея, все, как на подбор, красавцы, в штраймлах, с длинными вьющимися пейсами, в праздничных, препоясанных гартлами китлах, в нарядных белых чулках, сидя рядком на низкорослых и выносливых башкирских лошадках, слегка привстав на стременах, согласно воскликнут из пребывающего в энциклопедической вечности 2002 года: слышим!
    Возможно, если понять, можно и простить недостатки изданию, ведь подобных еще не было.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Очень, очень интересное энциклопедическое издание. Авторы очень грамотно разработали  структуру энциклопедии: в данном случае именно изложение информации в трех направлениях дает возможность доступно и полно изложить материал и донести его до читателя.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Возникает чувство, что авторы РЕЭ намеренно выделяют евреев на фоне автохтонного населения России. От фразы «...и охотно вступают в смешанные браки» ощущается досада. Подобное подчеркивание значимости своей нации на каком-либо основании может не понравиться окружающим. Но вряд ли стоило ожидать иного от издания с названием «Российская еврейская энциклопедия».
    • 0/0