Пресс-релиз
- 18 февраля 2013
- просмотров 8728
Армянская архитектура и памятники армянской культуры сохранились на той земле, где обитали армяне с древних времён и на территориях всех стран и континентов, где армяне находили пристанище. И, едва найдя, начинали создавать школы, строить церкви, расписывать стены своих и даже чужих церквей, и вообще, строить и создавать.
К сожалению, именно на той территории, которая осталась нам после большевиков, их намного меньше. Но знакомство с непревзойдёнными образцами работы армянских искусных умельцев и мастеров неожиданным образом происходит в исследованиях коренных жителей этих стран.
Исполнить давнюю мечту Габриеляна Гагика помог «свой человек» из Научно-исследовательского института теории архитектуры и градостроительства Российской академии архитектуры и строительных наук (НИИТАГ РААСН), доктор искусствоведения, зав. Отделом архитектуры Древнего мира и Средних веков Армен Казарян. Про Армена стоит сказать отдельно, несмотря на скромность, это специалист высокого класса и на него отдел культуры САР возлагает особые надежды. Достаточно сказать, что следующая встреча будет посвящена Ани. И можно не сомневаться, это будет поэма, прочитанная архитектором-искусствоведом. Недаром говорят, что архитектура — это застывшая музыка.
Ирина Гаюк рассказала, как она начинала свой титанический многолетний труд, как создавала свою бесценную «Энциклопедию».
— Армянская диаспора в Украине, — сказала она, — принадлежит к числу не только крупнейших, но и старейших в Европе. Ее богатое культурное наследие довольно значительно: это недвижимое армянское культурное наследие и движимое культурное наследие, отображенное в предметах культуры, ремесленных изделиях и письменных памятниках. Сюда относятся архитектурные памятники — дома, церкви, приюты, колодцы и так далее, которые или принадлежали армянам, или были построены по заказу на средства армян. Условно к этой группе можно отнести памятники, в строительстве которых принимали участие армянские каменщики, и памятники, построенные по проекту польских, украинских или русских армян..
Светская, как и церковная архитектура армян — это богатейшее культурное наследие: армянские жилые дома, дворцы, торговые здания, бани, колодцы, школы. Изучение, систематизация и каталогизация армянских кладбищ и захоронений даст ценнейший материал для изучения армянских родов, генеалогии, взаимосвязей армян разных регионов Украины, прослеживания миграционных потоков армян в разные периоды.
Интересные и значимые как в плане историческом, так и в художественном, армянские захоронения находятся во Львовском историко-культурном музее-заповеднике «Лычаковское кладбище». Здесь похоронены выдающиеся представители известных армянских родов Абгаровичей, Барончей, Исаковичей, Кшечуновичей, Ромашканов, Стефановичей, Теодоровичей, Тировичей. Здесь также представлены и работы именитых армянских художников, в частности, Тадеуша Баронча, Юлиана Захаревича, Людвига Тировича-старшего.
По документам известно не такое уж малое количество имен армянских живописцев XVI–XVIII вв. (В. Кеверович, А. Стефанович, Г. Туманович, А. Хидирович, Камчиц, братья Фаруховичи и др.). Наиболее известными львовскими армянскими художниками конца XVI–XVIII вв., безусловно, были Богушовичи, Христофор Захария Захнович и отец и сын Шимоновичи.
Размеры фолианта, объём выполненной кропотливой научной работы и качество столь внушительны, что присутствующие не могли найти слов от восхищения, бесконечно повторяя: «Спасибо вам, спасибо спонсорам!» Спонсор, Георгий Александрович Казарян, по словам Ирины, хорошо изучил проект и не поскупился, книга получилась, действительно, достойной.
Труд Ирины Гаюк, в самом деле,колоссальный и имеет колоссальное значение для арменоведов и искусствоведов.
Он открывает новые возможности для изучения армянского искусства в близлежащих, примыкающих к Украине территориях, Польше, где неоценим вклад живущих там около 200 000 армян-католиков (ассимилированных, кстати, скорей всего, по причине перехода в католицизм), в Молдове, Румынии. Далее везде. Остаётся уповать на энтузиастов-профессионалов, подобно Гаюк, чтобы продолжили и переняли эстафету.
С коротким докладом выступил Армен Казарян, который,собственно, и открыл нам Ирину Гаюк. Вначале оба доклада были представлены научной общественности в НИИ Архитектуры и Градостроения.
Армен Казарян отметил, что с научной точки зрения «Энциклопедия» безупречно составлена, исследовано 40 музеев и их запасников. Это поистине огромный труд. Сам Армен немного рассказал о б Армянской церкви во Львове.
Армянский собор во Львове (1356–1363) — самое древнее сохранившееся сооружение армян Западной Украины и на всей исторической территории Речи Посполитой. На протяжении веков собор неоднократно ремонтировался, приобретая интерьеры и внешний облик, соответствующие вкусам разных эпох. По заключению О.Х. Халпахчьяна, «Армянский собор Львова выстроен в традициях национального зодчества, перенесенных во Львов не непосредственно из Армении, а через Кафу, или, что менее вероятно, через известную с XII в. армянскую колонию в Галиче. Поскольку ктитором, как и в случае с армянским собором Николая в Каменце-Подольском, являлся армянин из Кафы, видимо, оттуда был и архитектор – автор собора, по проекту которого каменных дел мастер Доринг при помощи армянских ремесленников выполнил строительство».
Было представлено много иллюстраций на экране. Некоторые из них приводим на сайте.
В ответ на восторженные отзывы присутствующих Ирина Гаюк и Армен Казарян выразили благодарность Союзу армян России и Гагику Вагаршаковичу Габриеляну за неоценимую помощь в организации мероприятия. А Гагик Вагаршакович многозначительно смотрел на членов общины, обдумывая новые темы своего проекта: «Армянские архитектурные и культурные памятники». Пожелаем ему успеха, а нам всем соприкосновения к прекрасному, а также углублению знаний о нашей древней культуре.
Мир энциклопедий. Презентация «Иллюстрированной энциклопедии армянской культуры в Украине» в Москве была
анонсирована в начале января 2013 года. Представить издание должны были в конце того же месяца.
Фотогалерея
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи