Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Энциклопедия для школьников и студентов» поможет даже при экзаменах

Белорусская энциклопедия
  • 4 апреля 2013
  • просмотров 7483
  • комментариев 11
Мир энциклопедий. Выдержки из статьи «Букварь для технаря», посвящённой круглому столу в редакции «Советской Белоруссии» («СБ»), на котором обсуждались перспективы технического образования в Белоруссии и новый том «Энциклопедии для школьников и студентов» — «Мир техники». Участники: директор издательства «Белорусская энциклопедия» им. Петруся Бровки» (Беларуская энцыклапедыя) Татьяна Белова; заведующий кафедрой метрологии и стандартизации Белорусского государственного университета информатики и радиоэлектроники (БГУИР), доктор физико–математических наук, профессор Александр Гурский; директор Института прикладных физических проблем им. А. Н. Севченко при БГУ (НИИ ПФП БГУ), доктор физико–математических наук Петр Кучинский; член–корреспондент НАН, заместитель директора Физико–технического института НАН, доктор технических наук Александр Ласковнев; профессор кафедры физики полупроводников и наноэлектроники БГУ, доктор физико–математических наук, профессор Николай Поклонский; руководитель проекта 12-томной «Энциклопедии для школьников и студентов», профессор кафедры теоретической физики и астрофизики БГУ, доктор физико–математических наук, профессор Василий Стражев; проректор БГУ по учебной работе, доктор физико–математических наук, профессор Алексей Толстик.

«СБ»: Некоторые участники держат в руках 4–й том энциклопедии под названием «Мир техники». Чем можете удивить читателей?

Н. Поклонский: Вкладом наших земляков в мир техники. Вот несколько имен... Казимир Семенович изобрел конструкцию многоступенчатой ракеты в середине XVII века! Казимир Черновский (1791 — 1847) — один из изобретателей подводной лодки. По проектам Карла Шильдера в 1838 — 1848 гг. изготовлены первые морские мины. Иван Барановский в 1851 году разработал устройство для печати в несколько красок, систему автоматической сигнализации на железной дороге. Сигизмунд Юрковский — изобретатель мгновенного (1882) и шторно–щелевого (1883) затворов фотоаппарата. Сигизмунд Врублевский в 1883 году впервые получил жидкий кислород и азот, окись углерода в измеримых количествах. Нашим землякам принадлежат открытия в самых разных направлениях науки и техники. Они ставили первые в мире опыты по радиосвязи, созданию системы градоотводов, техники для аэрофотосъемки, впервые осуществили термоядерную реакцию в лабораторных условиях...

Они участвовали в разработке советского ядерного оружия, создании реактивных самолетов, топлива для космических кораблей, электроники и лазерной техники. Кстати, динамическая голография и обращение фронта световой волны — тоже приоритет белорусской школы лазерной физики и техники. Я как редактор 4–го тома «Мир техники» направляю его к уму и сердцу юного читателя — будущего белорусской инженерии.

<...>

В. Стражев: Падение интереса к техническим наукам и профессиям наблюдается не только у нас.

Т. Белова: Нужно поднимать этот интерес. И начинать со школы. Когда у нас вышел второй том «Энциклопедии для школьников и студентов» — «Физика и математика», интерес к нему проявили даже китайцы. Книга, скажу вам, не имеет аналогов на всем постсоветском пространстве. Этот том я показала доктору физико–математических наук одной из соседних стран — он час ее листал! Потом сказал, что книга очень хорошая, полезная, но в его стране вряд ли найдется более двух–трех молодых людей, способных освоить этот материал, — до такой степени упростили школьное образование. Вот какая сегодня ситуация с техническими кадрами.

Может быть, это прозвучит крамольно, но если наши вузы готовят кадры для зарубежных фирм, то не потребовать ли с них компенсацию? Они ведь там, а не у нас платят налоги и поднимают экономику. Не слишком ли мы расточительны в использовании кадрового потенциала, если специалистов внутри страны становится все меньше? Если ты платишь за дошкольные учреждения, школы, вузы, можешь ехать куда угодно, на кого угодно работать: ты государству ничего не должен. Либо, уезжая, возмести затраты налогоплательщиков на твою подготовку. Как это принято при переходах спортсменов из одного клуба в другой.

Недавно я представляла 4–й том энциклопедии в одном из крупных банков. Сотрудники, услышав слово «энциклопедия», выразили желание приобрести ее для своих детей–старшеклассников. Но когда прочли название, энтузиазм тут же сменился разочарованием. Какой–то «Мир техники»... Кому это нужно сегодня!

<...>

В. Стражев: У Беларуси большой технический, производственный и научный потенциал. Выпускать литературу, подобную энциклопедии «Мир техники», необходимо! Не будет такой литературы, не будет и образования.

<...>

Н. Поклонский: Но чтобы учиться, нужно разбудить интерес к наукам. Для того мы и работаем над нашей энциклопедией для школьников и студентов. Что касается тома второго — «Физика. Математика» — и четвертого — «Мир техники»,  то это совершенно оригинальный печатный труд, в котором использованы самые последние научно–технические знания. О том, что уже есть и работает, и новом в науке и технике, что только-только просматривается. При поездках на научные конференции в Россию, другие страны СНГ всегда беру с собой несколько экземпляров. Коллеги смотрят и не верят, что мы в Беларуси смогли книги такого качества издать. Но не случайно же наши школьники в 2012 году на международной олимпиаде по физике завоевали 2 золотые, 2 серебряные и 2 бронзовые медали.

«СБ»: Значит, резюмируя, можно сказать, что с популяризацией знаний по физике и технике у нас все в порядке?

П. Кучинский: Как сказать... Включаешь телевизор — говорят о чем угодно. Ни одной передачи естественнонаучного направления. О разработках наших ученых — ни слова. Два аппарата, разработанных в нашем институте, работают в космосе. Один — внутри станции, другой — вне ее. Сейчас готов к запуску третий. Кто об этом знает?

В. Стражев: Зато о Ксении Собчак и ей подобных говорят чуть ли не на всех каналах.

Т. Белова: Значит, нужны новые подходы. Надеюсь, наша энциклопедия дает тому пример. Он позволяет школьнику, обнаружившему склонность к естественным наукам, найти более глубокие знания.

«СБ»: Что в остальных томах?

Т. Белова: Первый том «Информационное общество. XXI век» вышел общим тиражом 10 тысяч экземпляров. Это с учетом дополнительных переизданий. В содержании нет никакой компиляции, все тексты оригинальные. В них есть все, чтобы заинтересовать молодежь: материалы по 5 информационным революциям, много иллюстраций. По оценкам лицеистов, студентов вузов, материал дается в простом, доступном виде. Более сложен том «Физика. Математика», но и он излагает многие вещи даже более доступным языком, чем учебники. Третий называется «Земля и Вселенная». В четвертом — «Мир техники» — практически все отрасли: от простых устройств до авиационной и космической техники. Описываются перспективные направления, по которым развиваются и будут развиваться наука и техника.

«СБ»: Насколько связаны книги с программой школы, вузов?

В. Стражев: Энциклопедия рассчитана на школьников, которые тянутся к наукам. И на всех студентов. И даже экзамены поможет сдавать!

  • Теги
  • Беларусь
  • Белоруссия
  • Белорусская энциклопедия
  • Мир техники
  • Советская Белоруссия
  • Энциклопедия для школьников и студентов
  • естественные науки
  • круглый стол
  • техника
  • том 4
  • энциклопедия для студентов
  • энциклопедия для школьников

(Голосов: 3, Рейтинг: 3.48)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Что-то выпуск этого самого "помощника" несколько затянулся...
    Впрочем, не суть.

    Мне вообще не понятен подход издателей (по поводу которого я здесь уже как-то высказывалась, но повторюсь):
    В них есть все, чтобы заинтересовать молодежь: материалы по 5 информационным революциям, много иллюстраций. По оценкам лицеистов, студентов вузов, материал дается в простом, доступном виде. Более сложен том «Физика. Математика», но и он излагает многие вещи даже более доступным языком, чем учебники.
    Господа, а с чего вы взяли, что информация в справочно-энциклопедическом издании должна быть "интересна" и "более чем доступна"??? В нем как раз всё должно быть предельно конкретно, а не беллетризированное описание космического аппарата, которое непременно привлечет внимание школьников! Со злостью
    (Кстати, я, кажется, начинаю находить ответ на свой вопрос, почему приоритетными для авторов оказались тематики естественно-научно-компьютерного цикла: сложно себе представить, НАСКОЛЬКО абстрактны будут статьи гуманитарные Удивлённо)
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Когда-то давно мне приходилось сдавать экзамен по истории физики. Там изучали, кто когда что открыл и изобрел в области физики. Учебник был очень большой, но под свитер помещался, и, хотя было уже лето, на экзамен пришлось прийти в свитере. Преподаватели не были садистами. Экзамен был успешно сдан. Да, к чему я это... Да вот думаю, четыре тома, блин... Широкая улыбка
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Николай Карпенко пишет:
    Когда-то давно мне приходилось сдавать экзамен по истории физики. Там изучали, кто когда что открыл и изобрел в области физики. Учебник был очень большой, но под свитер помещался, и, хотя было уже лето, на экзамен пришлось прийти в свитере. Преподаватели не были садистами. Экзамен был успешно сдан. Да, к чему я это... Да вот думаю, четыре тома, блин... Широкая улыбка
    Это, конечно, шутка, а если без шуток, то собрание энциклопедических знаний, необходимых для сдачи экзамена, в одном издании, что нельзя не признать полезным для школьников и студентов.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Максимо пишет:
    Николай Карпенко пишет:
    Когда-то давно мне приходилось сдавать экзамен по истории физики. Там изучали, кто когда что открыл и изобрел в области физики. Учебник был очень большой, но под свитер помещался, и, хотя было уже лето, на экзамен пришлось прийти в свитере. Преподаватели не были садистами. Экзамен был успешно сдан. Да, к чему я это... Да вот думаю, четыре тома, блин... Широкая улыбка
    Это, конечно, шутка, а если без шуток, то собрание энциклопедических знаний, необходимых для сдачи экзамена, в одном издании, что нельзя не признать полезным для школьников и студентов.
    Вообще-то, для подготовки к экзамену собственно сами энциклопедии листать поздновато... Очень грустно
    Просто очень жаль, что все же происходит некая "подмена понятий":
    • или это полноценное справочно-энциклопедическое издание, содержащее описание терминологии, входящей в максимально полный тезаурус общеобразовательного этапа высшего профессионального образования;
    • или же — "сборник шпаргалок" (типа "сборника сочинений по русской литературе", кои, кстати, многие "предприимчивые" тоже проносили на ВЭК под различными элементами нижней одежды Здорово).
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Смысл поднимать интерес школьников к технике, когда технические профессии сейчас не пользуются спросом. Большинство заводов переделаны в торговые центры. Ведь даже при большом интересе толку от этого все равно не будет. Скептически
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Знаю одного 12-летнего мальчика, который из разных запчастей, собранных по всей деревне, собрал трактор и пашет на нём огороды... сейчас, кстати. И в 12 лет он твёрдо знает, что в своё время будет поступать в Бауманское. Думаю, для такого ребёнка, даже если это один из тысячи, подобная энциклопедия — лучшая настольная книга.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Выпуск такой энциклопедии — хорошее дело, однозначно. Да, мало пока интереса вызывают такие издания, но все равно в школах есть умные дети,  которые этим интересуются. А кто-то просто в руки возьмет, полистает и тоже увидит что-то для себя новое. Чем плохо?

    "Но когда прочли название, энтузиазм тут же сменился разочарованием. Какой–то «Мир техники»... Кому это нужно сегодня!" Нельзя же только Донцову издавать только потому, что она более читаема.

    Alisa Petrova
    Смысл поднимать интерес школьников к технике, когда технические профессии сейчас не пользуются спросом. Большинство заводов переделаны в торговые центры. Ведь даже при большом интересе толку от этого все равно не будет.
    Такое положение вещей не может длиться бесконечно, и, когда появится надобность в технических профессиях, поздно будет энциклопедии издавать.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Вряд ли с помощью энциклопедии можно массово вернуть в детское сознание интерес к техническим профессиям. Нужно начинать с более простых вещей. Помню, во 2-3 классе читала с увлечением книгу, называлась "Нолик, Единичка и папа Минус", автора не помню, но на фоне интересного сюжета много занимательных математических проблем. Потом стала математиком.
    P. S. Нолик — собачка, Единичка — девочка-первоклассница, Папа — ее папа-математик, но потому что он всегда куда-то отлучался, его прозвали Минус. Может быть, кому-то попадалась, подскажите, хочется отыскать по автору. Вопрос
    • 2/0
  • Ссылка на комментарий
    Думаю, что эта многотомная «техническая» энциклопедия — хорошая новость. К сожалению, не имела возможности ознакомиться с тем, как в ней подана информация. Как говорят авторы, она рассчитана и на школьников и на студентов. Тогда либо для детей младшего школьного возраста материал будет не доступен, либо слишком упрощен для студентов, если, конечно, они учатся на технических специальностях. Возможно, авторы несколько слукавили касательно обширности своей аудитории. Было бы неплохо, если бы это издание привлекло интерес школьников, чтобы в будущем они остановили свой выбор на технической специальности. Ведь действительно, СМИ постсоветского пространства постоянно акцентируют внимание на нехватке инженеров и переизбытке юристов, экономистов и менеджеров. Хотя дело не только в том, что дети не интересуются техникой, а в том, что они задумываются о своем дальнейшем трудоустройстве и материальном благополучии. А госзаказ на технические специальности вроде бы и есть — на бумаге, а в реальной жизни пойди-найди хорошую должность инженера со стабильной и не минимальной зарплатой.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Дина Балабаева пишет:
    Вряд ли с помощью энциклопедии можно массово вернуть в детское сознание интерес к техническим профессиям. Нужно начинать с более простых вещей.<...>
    Нолик — собачачка...
    Вот с этих вещей нужно начинать (выделено), тогда есть шанс дойти и до энциклопедии, и до интереса к техническим дисциплинам. А покуда в мозгах детей да и молодежи такие вот лошадиные иконы в зеленых окладах, мы будем уступать дорогу китайцам.

    А ещё мне ох как вот вот это понравилось: "Если ты платишь за дошкольные учреждения, школы, вузы, можешь ехать куда угодно, на кого угодно работать: ты государству ничего не должен. Либо, уезжая, возмести затраты налогоплательщиков на твою подготовку."
    Честно, я, даже как налогоплательщик, искренне порадуюсь за того человека, который смог хоть раз кинуть наше государство.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    YA_HELEN

    Господа, а с чего вы взяли, что информация в справочно-энциклопедическом издании должна быть "интересна" и "более чем доступна"???
    А с чего вы взяли, что — нет!?

    Сейчас стало очень модно вздыхать об упадке образования под лозунгом "В советское время вода была зеленее, трава — мокрее". Широкая улыбка

    А ведь общеизвестно, что, к примеру, школьная программа каждые 10 лет удваивается в объеме... Нагрузку-то информационную на молодежь никто просчитывать не стремится...  Лучше по-модному повздыхать... Со злостью

    Поэтому, чем более увлекательно будет изложен учебный материал, тем лучше. Благо средств для этого в современном интерактивном и мультимедийном мире — валом. Было бы желание.  А преподавателей, считающих, что единственным качеством любых справочно-энциклопедических материалов должно быть снотворное, единственным стилем изложения — научный "канцелярит", нужно изолировать если не от общества, то от молодежи — точно. Сажать в клетку для кроликов, сдавать в музей, расстреливать, приговаривать к конспектированию БСЭ пожизненно — что угодно, только к молодежи не подпускать! Широкая улыбка
    • 1/0