Корреспондент «Инфо-Цес» успел приобрести первый том уникальной четырехтомной энциклопедии «Актеры отечественного кино» на книжной выставке в Доме художника
Интервью
- 8 октября 2012
- просмотров 4276
В Москве прошли две презентации по случаю выхода из печати
первого тома (А—Д) уникальной четырехтомной энциклопедии «
Актеры отечественного кино». Первая — на Международной книжной ярмарке в Центральном доме художника, где авторов и книгу представил выдающийся российский киновед директор Музея кино
Наум Клейман, и
вторая — в рамках российской программы Московского международного кинофестиваля, куда пришли герои книги — актеры российского кино. На очереди — третья, теперь уже по поводу выхода из печати
второго тома (Е—К). Предполагается, что он появится в продаже в начале зимы. Работу над двумя другими томами авторы энциклопедии
Алексей Тремасов (на фото) и
Марина Кравченко планируют завершить в будущем году. Предисловие к книге написали
Никита Михалков и первый президент Гильдии актеров кино России
Евгений Жариков. В четырех томах представлены биографии и фильмографии свыше пяти тысяч персоналий. Такой труд выполняет обычно группа авторов во главе с научным советом. Этот же четырехтомник издали два энтузиаста. Книга издана по респектабельным академическим канонам: на мелованной бумаге, в дорогом переплете.
Справка «Инфо-Цес»: Алексей Тремасов — сотрудник Государственного центрального музея кино. Родился в подмосковном городе Электросталь, где и живет сегодня. Учился на литературном факультете Орехово-Зуевского педагогического института. Сейчас — студент четвертого курса сценарно-киноведческого факультета ВГИКа. Очерки об актерах начал публиковать в 2004 году на сайте Сергея Капкова «Характерные актеры российского кино», после закрытия которого создал свой — авторский сайт Алексея Тремасова, на котором сегодня представлено почти 350 персоналий. Алексей — лауреат премии имени Александра Гимельфарба, которую он получил на кинофестивале «Новое кино Италии-2011» как подающий надежды студент ВГИКа.
Нереальная идея
— В предисловии к первому тому вы написали, что вдохновила вас на этот труд исполнительный директор Гильдии актеров кино России Валерия Гущина. Как это произошло? — Так получилось, что и Марина, и я делали нечто похожее. А познакомились мы в гостевой книге сайта Сергея Капкова «Характерные актеры российского кино» и стали переписываться. Марина мне предложила объединиться и начать что-то делать вместе. Я скептически тогда отнесся к ее предложению, сомневаясь, что у нас что-то выйдет.
— Времена не те? — Да, мне казалась идея совершенно нереальной. Что-то мы могли собрать для себя, но чтобы выпустить книгу! Но спасибо Марине — она идеей загорелась и пошла в Гильдию актеров кино. Конечно, ее не сразу там приняли с распростертыми объятиями, подумав, наверное: пришла какая-то чудачка и предлагает непонятно что. Но Марина не отступила, она приходила еще и еще. Для Валерии Гущиной был распечатан макет, она его полистала и сказала: «Как здорово! Продолжайте работать, а мы будем вам помогать».
— Работа над энциклопедией шла параллельно с основной вашей работой? — Естественно. Она начиналась на энтузиазме. Никто нас не поддерживал финансово. Но возникшая идея была превыше всего. Это все происходило осенью 2004 года, когда проходил очередной съезд кинематографистов. Тогда мы и получили добро от Валерии Александровны. Если бы она тогда не сказала «да», возможно, у нас бы ничего не получилось: мы бы немножко вместе поработали, а потом бы разошлись и начали работать порознь. На тот момент ни я, ни Марина, ни наша работа не были связаны с кино. Марина — педагог, а я занимался неинтересным делом, абсолютно противоположным искусству. Я просто кормил свою семью, зарабатывая деньги. Ходил на работу, а вечером — бегом домой, чтобы заняться хобби. Домашние сначала к моему увлечению относились как к чудачеству. Но постепенно все поняли, что это не простое увлечение, а страсть с детства! И сегодня хобби стало моей профессией.
Дело принципа
— Вы на презентации сказали, что принципиально ушли от попсовости. И даже не намекнули в биографических справках, кто чья жена, кто чей муж, а такой информацией сейчас неплохо зарабатывают коммерческие издания. Почему вы отказались от пикантностей? Ведь в этом случае у энциклопедии был бы и тираж побольше, и продать ее можно было дороже… — Это мой принцип. У Марины еще были какие-то сомнения на этот счет. Тогда я сказал, что вычеркну свою фамилию из соавторов. И отстоял свою позицию. Меня многие поддержали, особенно сотрудники Музея кино, куда я пришел работать.
— Стало быть, присутствие Наума Клеймана на презентации не было случайным? Он так трогательно говорил о вас. — Я ему очень благодарен. С его подачи я пошел учиться во ВГИК. Наум Ихильевич предложил мне войти в штат Музея кино, потому что был уверен, что у меня уже есть вгиковское образование. И он, и другие сотрудники музея заметили, что, взглянув на ту или иную старую фотографию, я по актерам, на ней изображенным, мог определить, из какого фильма сделан кадр. Он очень удивился, узнав, что у меня нет кинообразования, и сказал: «Алексей, мой вам совет: обязательно идите учиться во ВГИК». Я, конечно, призадумался, потому что мне было уже не двадцать лет. Но в итоге решил попробовать. И как-то все получилось: я поступил, совершенно не ожидая и не надеясь. Это не значит, что я не был подготовленным. Напротив, я думал: а зачем мне идти во ВГИК, ведь я много знаю: историю отечественного кино, актеров, режиссеров. Что мне там делать? Но в процессе учебы понял, что не так уж много я знаю. За годы учебы ВГИК мне дал очень много. Он и мой стиль выровнял. Сейчас я уже умею мысли свои направлять в нужном направлении, формулировать, меньше разбрасываться. Я и читателей прошу, чтобы меня не хвалили, а ругали, если заметили неточность. Стараюсь быть самокритичным и прислушиваюсь всегда к людям, чтобы знать, над чем мне надо еще поработать.
— А не было идеи включить в энциклопедию зарубежных актеров, часто снимавшихся в советских и российских фильмах: Барбару Брыльску, Эву Шикульску, Вилле Хаапасало? — Нет, сразу было решено ограничиться пределами бывшего СССР. Когда мы только начинали работу, я предложил было сделать два раздела: «Российские актеры» и «Актеры бывших советских республик». Марина поддержала меня, но когда мы начали собирать информацию, то поняли, что разделить нереально. Актеры из республик снимались в России, а наши — работали в республиках. Так и получилось, что все снова оказались вместе. Даже название энциклопедии мы выбрали самое, на наш взгляд, точное —
«Актеры отечественного кино». А если бы остановились на советском кино, были бы другие рамки, на российском — третьи. Слово «отечественное» объединило всех начиная с 1908 года по наши дни.
По крупицам
— Какой период истории был самым трудным? Наверное, дореволюционный? — Трудно было, конечно, и с дореволюционным периодом — это все-таки очень далекое время. Крупицы информации, особенно об артистах. Но по дореволюционному периоду нам очень помог петербургский киновед
Петр Багров. Потому что его специализация — именно немое кино и довоенное. Он сам на протяжении многих лет собирает свой справочник «Актеры немого кино». Он у него уже есть в электронном виде. Но он его пока не выпускает как книгу, постоянно дополняет и дорабатывает. Мы с ним познакомились в Музее кино. Петр проникся нашей идеей объять необъятное. И предложил присылать ему по немому кино нашу информацию для сверки с его архивами. Он добавлял информацию и сам предлагал неизвестных нам актеров. Так постепенно набиралась база. Но даже теперь я не могу сказать, что мы учли всех из немого кино, потому что есть артисты, имена которых неизвестны. Иванов В., предположим. Что за «В», как его звали? Хотя можно было бы и таких артистов упомянуть, но мы старались все-таки включать тех, чьи имена известны. А есть и такие, чьи даты жизни неизвестны — ни рождения, ни смерти.
И была трудность по артистам 70—80-х годов. Потому что некоторые снялись в двух-трех фильмах, а потом исчезли из виду. Мне приходилось расследования проводить, чтобы выйти на след. А это уже отдельная страница поисковой работы, я потратил на нее очень много времени. Но я очень упорный: если начинаю искать о ком-то информацию, то иду до конца. Многие артисты уходили из театра или штата киностудии, и никто ничего о них дальше не знал. Приходилось искать родственников, а если таковых не находилось, то я делал запросы в архивы загсов, и для меня по записям искали даты смерти. Это была отчаянная мера, но без нее порядка ста артистов остались бы без даты смерти.
Без остановки
— Меня ваша работа восхитила еще и потому, что актеры — народ капризный, часто трудный в общении. Другие бы на вашем месте махнули рукой, устав выслушивать отказы… — Может быть, вам покажутся мои слова слишком громкими и пафосными, но я считаю, что Бог вдохнул в меня при рождении, наверное, эту идею. Меня актеры интересовали с самого раннего детства, лет с семи-восьми. Чем дальше я взрослел, тем больше окунался в стихию кино, мне становилось интересно: а кто в кадре на втором, на третьем плане?
— У вас была своя картотека? — Да. До сих пор храню свою рукописную энциклопедию. Я покупал школьные тетрадки формата А4 и вручную в них записывал информацию. Фильмы отслеживал, покупал «Советский экран», «Спутник кинозрителя», у меня до сих пор подшивки дома. И телевизионные фильмы смотрел, которые не показывали в кинотеатрах. Переписывал титры, стараясь не упустить всех, кто снимался. В общем, эта история давняя, из детства. И я не могу никак остановиться.
— Вышел только первый том, но и его уже можно переиздавать, потому что каждый год появляются в кино новые лица… — Да, это так. И нам даже звонят артисты, которые не попали в книгу. Не попавших мы, наверное, пристроим в
четвертом томе, в разделе «Дополнения».
— Возможно, к окончанию работы и четырех томов окажется мало. — Я боюсь загадывать, честное слово!
— У вас есть ощущение первооткрывателя? — Вы знаете, я такой человек, что очень сомневаюсь всегда. Вышла книга, а все равно сомневаюсь: все ли там правильно? Когда начал вычитывать книгу, то всякий раз вздрагивал, если замечал опечатку. Недели две или три в этом состоянии пребывал, но потом успокоился, поняв, что не все можно поправить. Но за содержание и за то, как выглядит книга, мне не стыдно. И мы во втором томе сделаем список с поправками. Надеюсь, он будет небольшим. При этом я понимаю, что мы вытащили из небытия огромное число людей.
— А каков был, кстати, принцип отбора? Актеры у вас все равны независимо от вклада в киноискусство. Почему так? — Мой принцип такой: внимания достоин каждый артист. Люди, когда шли в эту профессию, не думали, что будут сниматься в эпизодах, мелькать на заднем плане. Каждый, наверное, воображал себя
Гамлетом,
Анной Карениной. Но жизнь сложилась иначе. И это не значит, что они бездарные. Конечно, кто-то более талантлив, кто-то — менее, но я напрочь отхожу от этого принципа. Если артист пришел в профессию и не сыграл главных ролей, ярких и заметных, но при этом его лицо узнаваемое, то почему его игнорировать? Когда шел процесс уточнения, я обращался к очень многим артистам за тем, чтобы они почитали свои биографии и убедились, все ли точно и правильно. Были и такие, которые отказывались. Но мы и их включили в энциклопедию.
— Впервые в истории отечественного кино в энциклопедии появились актеры-дети, которые во взрослой жизни артистами не стали: Лина Бракните, Ирина Волкова… — Это идея Марины. Она любит детский кинематограф и лучше меня их знает. Кого удалось найти — тех мы вставили.
— Кто вам помогал, помимо самих артистов? — Все наши помощники перечислены в предисловии. Их очень много. Но основным источником информации явились личные дела артистов, которые были членами Союза кинематографистов СССР. Слава Богу, все документы бережно хранятся в архиве союза. А более подробные биографии неоткуда было взять. К сожалению, с распадом СССР закончилось и кино в некоторых республиках. Поэтому пришлось воспользоваться личными делами, которые датировались 1991 годом. Понятно, что с тех пор в биографиях могло что-то поменяться. Но мы постарались найти информацию хотя бы о тех, кого уже нет в живых. А в Казахстане нам помог
Ментай Утепбергенов, который подарил энциклопедию «Кино Казахстана. Кто есть кто» и Музею кино, и мне, откуда мы почерпнули очень много информации. Ментай Смагулович ведь, помимо того, что актер замечательный и коллекционер самозабвенный, стал еще и историком кино, о чем свидетельствует его книга «Каталог Ментая». Очень талантливый человек.
— На подходе второй том. Вы мне сообщите, когда он выйдет из печати? — Обязательно!
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи