Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Codex Seraphinianus» как самая странная энциклопедия в мире

Рецензия

  • 3 января 2014
  • просмотров 4727
  • комментариев 4

Страница «Codex Seraphinianus» Луиджи Серафини (Luigi Serafini)

«Codex Seraphinianus» Луиджи Серафини (Luigi Serafini)
Пара любовников превращается в крокодила. Рыбьи глаза какого-то странного создания плавают на поверхности моря. Мужчина едет верхом на собственном гробу. Эти сюрреалистичные изображения сопровождает рукописный текст на совершенно непонятном языке, похожим на древние, неизвестные науке письмена. Все это — экстравагантная вселенная «Codex Seraphinianus», самой странной энциклопедии в мире.

Похожий на путеводитель по инопланетной цивилизации, «Codex Seraphinianus» [1]1 — это 300 страниц описаний и толкований воображаемого мира, целиком написанных уникальным (и нечитаемым) алфавитом, и дополненных тысячами рисунков и графиков. Впервые изданная в 1981 году Франко Мария Ричи (Franco Maria Ricci) книга годами была желанной добычей для коллекционеров, но с развитием Интернета ее популярность пережила внезапный скачок. В связи с этим совсем недавно вышло новое улучшенное издание, а 3000 копий были распроданы по предварительным заказам еще до публикации.

Страница «Codex Seraphinianus» Луиджи Серафини (Luigi Serafini)

«Codex Seraphinianus» Луиджи Серафини (Luigi Serafini)
Автор «Codex Seraphinianus», итальянец Луиджи Серафини (Luigi Serafini), родился в Риме в 1949 году. Когда-то Серафини переквалифицировался из архитектора в художника. Также он успел поработать промышленным дизайнером, иллюстратором и скульптором, сотрудничая с некоторыми из самых выдающихся фигур в культурной жизни современной Европы. Сам Ролан Барт (Roland Barthes) с радостью согласился написать пролог к книге, но после его внезапной кончины выбор пал на итальянского писателя Итало Кальвино (Italo Calvino), который упомянул «Кодекс» в своем собрании эссе «Коллекция песка» («Collezione di sabbia»). Еще одним известным почитателем был итальянский режиссер Федерико Феллини, для которого Серафини сделал серию рисунков по фильму «Голос Луны» («La voce della Luna»), последнему в карьере режиссера.

Страница «Codex Seraphinianus» Луиджи Серафини (Luigi Serafini)

«Codex Seraphinianus» Луиджи Серафини (Luigi Serafini)
Мастерская Серафини, расположенная в самом сердце Рима, всего в двух шагах от Пантеона, раскрывает все секреты его фантастического мира. Бродить по ней — все равно что взять тур по лезергиновой версии съемочных площадок Стэнли Кубрика или среди декораций для пиротехнического шоу по мотивам «Алисы в стране чудес». Воображаемое пространство «Кодекса» захватывает реальный мир эффективнее, чем любые современные 3D-технологии.

Страница «Codex Seraphinianus» Луиджи Серафини (Luigi Serafini)

«Codex Seraphinianus» Луиджи Серафини (Luigi Serafini)
Пожалуй, самый подходящий эпитет для «Кодекса» — «психоделичный». Логично возникает вопрос о том, какую роль в создании книги сыграли стимулирующие вещества. Художник не скрывает, что употреблял мескалин (наркотик, который широко использовался в XX веке для «расширения сознания»), но добавляет, что это никак не повлияло на творческий процесс: «Под воздействием мескалина ты теряешь способность мыслить критически. Тебе кажется, что ты создаешь шедевр, но когда трезвеешь, понимаешь, что работа ничего не стоит. Творчество — это процесс, который зиждется на мелких деталях, таких как игра слов. Приходится быть сосредоточенным, тут нет короткого пути».

Страница «Codex Seraphinianus» Луиджи Серафини (Luigi Serafini)

«Codex Seraphinianus» Луиджи Серафини (Luigi Serafini)
Серафини видит связь «Codex Seraphinianus» с современной «цифровой» культурой в том, что он — продукт поколения, которое предпочло создавать сети и субкультуры вместо того, чтобы убивать друг друга на войне, как это делали их отцы: «Я просто отвергал реальность абсолютного разрушения Второй мировой войны и горел энтузиазмом исследовать мир и познавать вещи».

Страница «Codex Seraphinianus» Луиджи Серафини (Luigi Serafini)

«Codex Seraphinianus» Луиджи Серафини (Luigi Serafini)
Художник добавляет, что «Кодекс» был своего рода «прото-блогом»: «Я пытался достучаться до ровесников, точно так же, как сейчас делают блоггеры. Я в каком-то смысле предчувствовал появление сети, делясь своей работой с максимально возможным количеством людей. Я хотел, чтобы «Кодекс» был напечатан в виде книги, чтобы выйти за пределы тесного круга художественных галерей».

Страница «Codex Seraphinianus» Луиджи Серафини (Luigi Serafini)

«Codex Seraphinianus» Луиджи Серафини (Luigi Serafini)
Какими бы фантастическими ни были рисунки Серафини, эстетика старых рукописных энциклопедий по естественной истории передана удивительно точно. Для сравнения — собрание иллюстраций научно-исследовательской библиотеки Нью-Йорка [2]2.

Литература

  1. Codex Seraphinianus. — Текст: электронный// Википедия — свободная энциклопедия. — URL: https://ru.wikipedia.org/wiki/Codex_Seraphinianus (дата обращения: 10.08.2023).
  2. Естественная история в картинках: выставка научной иллюстрации в Нью-Йорке/ Olya Luba. — Текст: электронный// Культурология.РФ. — 2013. — 9 декабря. — URL: https://kulturologia.ru/blogs/091213/19469/ (дата обращения: 10.08.2023).

  • Теги
  • Codex Seraphinianus
  • Luigi Serafini
  • Кодекс Серафини
  • Луиджи Серафини
  • визуальная энциклопедия
  • имитация
  • имитация энциклопедии
  • псевдоэнциклопедия
  • сюрреализм

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.1)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    «Codex Seraphinianus» как самая странная энциклопедия в мире
    Да уж...
    Действительно — оригинально.
    Интересно, авторы второй здесь иллюстрации не являлись ли в прошлом художниками-аниматорами, участвующими в создании учебных мультфильмов для уроков биологии?  8)  
    А если серьезно, то даже если не принимать во внимание неандертальский язык, на котором сделаны подписи, очень смутно представляется, потребность В КАКОЙ информации может возникнуть, чтобы пришлось обратиться к данному изданию? Вопрос
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    YA_HELEN, это вообще не энциклопедическое издание, просто «творческий выбрык» очередного «непризнанного», который просто взял оформление «а-ля» энциклопедия «для красоты». Как маленькие дети, которые, учась рисовать, свои «каляки-маляки» объясняют очень вдумчиво и философски. Не стоит относиться к этому великовозрастному дитенку серьезно. С улыбкой Если уж говорить о справочных изданиях, посвященным придуманным мирам, то игровые издания по вселенной, к примеру «Warhammer 40k.» больше заслуживают «взрослого» эпитета «энциклопедия», чем приведенное в статье дурошлепство под «глубокосмысленно-философским» соусом. Широкая улыбка
    • 2/0
  • Ссылка на комментарий
    Я, честно говоря, до прочтения статьи про эту энциклопедию считал самым глупым художественно-культурным творением картину «Чёрный квадрат» Малевича, но там художник хоть не потратил много краски и времени на свое творение. А эта, нужно честно признать, хорошо иллюстрированная книга, наверняка, забрала уйму времени и немало средств у своих издателей. И все для того, чтобы как-то заявить про себя.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Более подходящим эпитетом для этой энциклопедии был бы «абсурдная». По моему повседневному восприятию энциклопедичность предполагает описание сколько-нибудь материальных предметов и явлений. Вымысел к таковым не относится.
    • 0/0