Рецензия
- 5 ноября 2014
- просмотров 5592
Барбан Е. С. Джазовый словарь. — СПб.: Композитор—Санкт-Петербург, 2014. — 364 с. — ISBN 978-5-7379-0784-6.
В советские годы с работами виднейшего джазового теоретика и критика
Ефима Барбана был знаком только очень узкий круг любителей джаза. Машинописный журнал «Квадрат», выходивший в Ленинграде почти целиком (а с 1971 года – без всяких «почти») усилиями Барбана, и книга «Черная музыка, белая свобода» распространялись только в самиздате. Исключение составляет лишь сборник «Советский джаз. Проблемы. События. Мастера», вышедший под редакцией
А. Медведева и
О. Медведевой в московском издательстве «Советский композитор». В нем помещены две большие теоретические статьи Ефима Барбана, и его же материалы о творчестве
Юрия Парфенова и трио
Вячеслава Ганелина, а также об истории развития джаза в Ленинграде.. Насколько мне известно, доступными более широкому кругу читателей стали только эти фрагменты той огромной работы по осмыслению феномена джаза и анализу его развития, которую он вел с конца 50-х годов, когда в Ленинграде появился первый в СССР джазовый клуб Д-58. Сборник был издан в 1987 году, в разгар перестройки. Еще за пару лет до того появление статей Барбана в официальной печати было бы немыслимо, так как в 1984 году он эмигрировал в Великобританию.
Понадобилось уехать из страны, много лет проработать джазовым обозревателем Би-Би-Си в Лондоне, стать свидетелем распада СССР и радикального изменения политической карты мира, чтобы, уже в XXI веке, вновь вернуться своими старыми и новыми работами ко всем русскоязычным любителям джаза с помощью издательства «Композитор – Санкт-Петербург». С 2006 года в нем были выпущены «Черная музыка, белая свобода» (вторым изданием), «Контакты», «Джазовые опыты», «Джазовые диалоги», «Джазовые портреты» (в 2-х книгах), сборник «Современный джаз в музыкальной культуре». Самой свежей работой Ефима Барбана, увидевшей свет в этом издательстве стал «
Джазовый словарь» (2014).
Еще в 1981 году, учинив жестокий, но справедливый разгром выпущенному в том году в Киеве «Лексикону джаза» (эта статья под названием «Страсти по лексикону» вошла в «Джазовые опыты»), Барбан не просто анализирует фактические ошибки, содержащиеся в этой книге, но и указывает на те необходимые статьи, которые в «Лексиконе» просто отсутствуют: «...бросается в глаза отсутствие таких, крайне необходимых любому серьезному джазовому справочнику, статей: 1) джазовый стиль (теоретический аспект), 2) джазовая фразировка, 3) джазовое звукоизвлечение, 4) джазовый метроритм, 5) мелодика джаза, 6) джазовая композиция, партитура, нотация, 7) парландо в джазе (что шире, чем джазовый вокал), 8) отдельные статьи, посвященные национальным школам джаза — английской, французской, голландской, польской, японской и т.д. 9) стиль Нью-Йорк, 10) свободная импровизация, 11) джазовая опера, 12) джазовая педагогика, 13) джазовая критика, 14) джазовая литература, 15) джазовые организации, 16) перкуссивные инструменты (куда следует отнести все мелкие ударные.»
Убежден, что вся архитектоника собственной книги подобного типа уже тогда была совершенно ясна автору «Джазового словаря». Я не случайно привел столь длинную цитату из статьи Барбана более чем тридцатилетней давности. Практически все, что упомянуто выше, вошло в «Джазовый словарь» 2014 года в виде отдельных статей (автор лишь отказался от «парландо» в пользу статьи «джазовый вокал» и не стал выделять «стиль Нью-Йорк»). Разумеется, есть здесь и такие базовые статьи, как «джаз», «импровизация в джазе», «свинг», «семантика джазовая» и так далее. «Джазовый словарь» я бы назвал квинтэссенцией взглядов Е. Барбана на любимую музыку. Здесь он в наиболее концентрированной форме формулирует свое видение и теории джаза, и его истории, и его будущего. А вот для того, чтобы понять,
как он это делает, я бы предложил будущим читателям книги начать ... со статьи «критика джазовая». В ней автор справедливо разграничивает понятия «теоретик», «критик» и «журналист». Но дело в том, что сам Ефим Семенович органично сочетает в своем творчестве все три понятия. За чеканными барбановскими музыковедческими формулировками почти всегда стоит умный, едкий и наблюдательный критик, а чисто информационные статьи словаря вполне могут служить образцом джазовой журналистики.
Автор не скрывает сложности определения самого понятия «джаз», анализируя соответствующие версии разных специалистов, указывает на размытость понятий «направление», «стиль», «течение» в джазе. По Барбану, в джазе можно выделить три направления: традиционное, современное и авангард (фри-джаз). Джаз-рок, а шире — музыку фьюжн со всеми ее разновидностями, автор выносит за скобки, аттестуя ее этаким «бастардом», лишенным «джазового наследства». С такой позицией можно соглашаться или нет, но автор весьма аргументировано отстаивает свою точку зрения, посвятив при этом целый ряд статей словаря различным вариантам фьюжн. Есть в словаре и весьма важная статья «свободная импровизация» — о явлении не тождественном фри-джазу, но практически трудно отличимом от последнего и, в то же время, близком академическому авангарду.
Приемам игры в джазе, практически каждому инструменту, применяемому в джазе, в книге посвящены отдельные статьи. Здесь, среди прочего, Барбан не просто перечисляет мастеров, игравших в разные периоды на том или ином инструменте, но и дает краткие, в несколько абзацев, но весьма содержательные характеристики наиболее выдающихся исполнителей. Кстати, о персоналиях. В «Джазовый словарь» автор включал только статьи о наиболее известных джазовых ансамблях, отечественных и зарубежных. Посему книгу хорошо иметь в домашней библиотеке вместе с двухтомником «Джазовых портретов», где Е. Барбан разместил двести очерков-эссе о виднейших музыкантах джаза. «Словарь» и «Портреты» вместе составляют своеобразную энциклопедию джаза, но не бесстрастно-нейтральную, а живую, острую, отражающую, помимо прочего, яркую индивидуальность автора этих книг.
Что я не увидел в «Словаре»? Говоря о джаз-роке, автор пишет о его возникновении в недрах джаза, а не рока и оставляет роковую составляющую этого явления за пределами словаря. Уважая позицию Е. Барбана по этому вопросу, отмечу, что на мой взгляд, движение на рубеже 70-х тут было двухсторонним, и в роке тенденции сближения с джазом прослеживаются в творчестве британских прог-роковых коллективов Colosseum, Soft Machine, King Crimson и Gentle Giant, американцев Chicago (на раннем этапе), Blood, Sweat & Tears и
Фрэнка Заппы. Сожалею, что посвятив короткую заметку, скажем, эсид-джазу, автор оставил за рамками словаря другую «гибридную разновидность оджазированной музыки» (Е. Барбан) — смус-джаз. Лапидарное определение этой музыки Ефимом Семеновичем совсем не помешало бы: увы, слишком многие сегодня совершенно серьезно считают смус-джаз полноценным джазовым стилем... И еще маленькое уточнение информационного характера, важное не столько для читателя «Словаря», сколько для автора этих строк: шеф-редакторами минского журнала «Jazz-Квадрат» (1997-2009) до
Алеся Островцова были также
Евгений Долгих, а затем
Татьяна Замировская, общее же руководство журналом, а сейчас — возникшим на его руинах сайтом jazzquad.ru осуществляет шеф минского издательства «Нестор»
Анатолий Кирюшкин.
Вернемся к «Словарю». Барбан отмечает стилистическую исчерпанность джаза. Значит ли это, что у джаза нет будущего? Отнюдь. И в статьях «Словаря», и в
интервью, которое Барбан дал «Радио Свобода» в связи с выходом этой книги, он видит пути развития джаза в творчестве его исполнителей, в новых интерпретациях этой замечательной музыки, по аналогии с современным этапом развития музыки академической. Другой вопрос, что гениев масштаба
Армстронга,
Эллингтона,
Паркера,
Колтрейна,
Майлса Дэвиса сегодня на горизонте не видно. Но горизонт, как известно, линия условная, и она имеет свойство расширяться по мере нашего движения вперед. Американский политолог и философ
Фрэнсис Фукуяма в начале 90-х годов вбросил звонкий лозунг «конца истории». Что сегодня, в середине 10-х годов XXI века, осталось от его пророчеств? Так что, говорить о «конце джаза» также нет никаких оснований. Каждое из обозначенных в «Словаре» направлений джаза живет, в каждом есть и появляются новые яркие исполнители, кипят страсти, возникают разнообразные тенденции развития.
Разобраться в этом джазовом «море» человеку, малознакомому с джазом, но искренне им интересующемуся, нелегко. В море нужен надежный компас. Такой «компас» вручает всем желающим своим «Джазовым словарем» Ефим Семенович Барбан.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи