Рецензия
- 19 февраля 2016
- просмотров 3799
Языки народов России. Красная книга: Энцикл. слов.-справ. = The red book of the languages of Russia: The encyclopedia/ Рос. акад наук, Ин-т лингв. исслед., Московский гос. лингв. ун-т, Центр языков и культур Северной Евразии им. кн. Н. С. Трубецкого [и др.]; [Редкол.: Р. Г. Абдулатипов, Р. А. Агеева, М. Е. Алексеев и др.; Гл. ред. В. П. Нерознак]. — М.: Academia, 2002 (Тип. ВИНИТИ). — 385 с.: ил.; 21 см. — Указ. языков и диалектов: С. 376-382. — 5000 экз. — ISBN 5-87444-149-2 (в пер.). Недавно мне в руки попала «Красная книга языков народов России» («
Языки народов России. Красная книга» —
Мир энциклопедий). Это «Энциклопедический словарь-справочник» 2002 года издания.
В книге читаю: «Язык каждого этноса самоценен, и уже в силу этого обстоятельства нуждается в тщательном изучении и бережном сохранении. Такова главная идея, которой руководствовались авторы справочника». Книгу можно подолгу не выпускать из рук, погружаясь в небольшие научные статьи, посвященные абазинскому, бесермянскому, алеутскому, ительменовскому, нанайскому, удэгейскому, чулымскому, эвенскому, югскому, энецкому и многим другим языкам России, узнавать о том, что есть диалекты: амухский, верхоленский, ербогаченский, ижорской, корякский, капучинско-гунзибский, мрасский, нижнеамурский, паренский, рикванинский. В череде этих языков и диалектов и языки народов Дагестана – агульский, андийский, арчинский, ахвахский, багвалинский, бежтинский, ботлихский, гинухский, годоберинский, гунзибский, кайтагский, каратинский, кубачинский, рутульский, татский, тиндинский, хваршинский, цахурский, цезский, чамалинский. А научное изыскание в свою очередь включает информацию о языке, народе, принадлежности языка к той или иной генетической общности языков, о численности этноса, количестве говорящих на родном языке и качестве владения им, диалектном членении, наличии письменности, литературной и фольклорной традиции.
Вот, например, отрывок из статьи, посвященной рутульскому языку: «...Первые сведения о рутульском языке приводит в своем сводном труде
Р. Эркерт (535 слов и 168 словосочетаний). Специальное исследование по рутульскому языку опубликовал
А. М. Дирр. Рутульскому и цахурскому языкам посвящены многие статьи и монография
Е. Ф. Джейранишвили (в основном в 50-60-е гг.). В настоящее время изучением рутульского языка занимаются в различных научных центрах Дагестана, Москве, за пределами России – в Южнокалифорнийском университете (США). Рутульский язык функционирует так же, как язык фольклора и ашугской поэзии. Известны, в частности, такие ашуги, как
Кор Раджаб,
Джанмисаб Саларов и другие, нередко пишущие и на азербайджанском языке...».
Конечно, энциклопедия рассказывает и об истории вопроса. В связи с этим можно узнать, что, например, в 1994 году нашей страной была принята резолюция «О подготовке и проведении Международного десятилетия коренных народов мира», что в 2000 году был также установлен «Единый перечень коренных малочисленных народов», обозначена и проблема: из малочисленных народов Кавказа в «Единый перечень» включен лишь абазинский язык. Однако в п. 2. постановления особо оговорено: «Правительству РД подготовить и представить в Государственный Совет РД предложения о проживающих на территории РД коренных малочисленных народах для последующего включения их в Единый перечень».
В заключение «Красная книга» советует создать для исчезающих языков программу ревитализации, возрождения их к жизни, их сохранения и развития. А если языки исчезают, то необратимо создать срочную научно-исследовательскую программу фиксации памятников речи, организовать издание уже собранного материала.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи