Рецензия
- 2 апреля 2002
- просмотров 826
Славянская мифология: энцикл. слов.: А — Я/ Рос. акад. наук. Ин-т славяноведения; [Редкол.: С. М. Толстая (отв. ред.), Т. А. Агапкина, О. В. Белова, Л. Н. Виноградова, В. Я. Петрухин]. — 2-е изд., испр. и доп. — М.: Междунар. отношения, 2002. — 509, [1] с.: ил. — Библиогр.: С. 7. — Указ. ил. неупорядоченный: С. 502-504. — Список ст.: С. 505-509. — 5000 экз. — ISBN 5-7133-1069-8 (в пер.).
С того момента, как к ней стали проявлять сколько-нибудь последовательный интерес, и по наше время количество додуманного, непонятого или откровенно вымышленного превысило объем доподлинно известного на порядок. Часто неудачно сформулированное замечание, неаккуратно высказанное предположение, неверная интерпретация факта переходят из издания в издание, обрастая все новыми и новыми неточностями. Ещё чаще «мифологи», не утруждая себя старательным анализом источников, отдают предпочтение собственной фантазии. И чем более издание рассчитано на «широкого читателя», тем менее оно достоверно.
В такой ситуации трудно оказаться честным перед читателем. Поскольку то, что мы знаем о славянской мифологии доподлинно, совсем не так привлекательно и красочно, как то, что ей приписывается. И ничего удивительного здесь нет. Просто получилось так, что ко времени принятия славянами христианства этот народ — ещё очень молодой — находился в стадии формирования религиозного мировоззрения, которое оказалось направленным в другое русло, так и не успев сложиться в язычество наподобие античного, например. Это, правда, не помешало славянской народной культуре сохранить и развивать верования, связанные с так называемой «низшей мифологией», то есть верования в духов, демонов, нечистую силу.
В этом смысле под славянской мифологией следовало бы понимать вообще систему взглядов славян на окружающий мир, представлений о законах его существования и формах взаимодействия с ним. Именно такой угол зрения избран коллективом авторов словаря «Славянская мифология» (
второе издание,
первое, менее полное, вышло в свет в 1995 году). Поэтому свое место в словаре нашли не только известные по письменным источникам боги —
Перун,
Велес,
Свентовит и др. — или разные виды нечистой силы наподобие водяного, русалок, балканских каракон-джулов, вера в которых и по сей день жива, но и ряженые, погодные и небесные явления, пища, растения и даже домашняя утварь, составляющие и мифологию, и религию, и жизнь древних, а отчасти и современных славян.
Среди «персонажей» словаря можно встретить имена и названия, на первый взгляд, не относящиеся ни к славянской, ни к мифологии. Казалось бы, как с ней связаны, например, христианские святые, праздники христианского календаря, иконы? Однако же связаны. На протяжении многих веков христианство сосуществовало с народными, «языческими» верованиями. Это соседство называют по-разному: то двоеверием, то бытовым или народным христианством. И христианские святые, праздники, предметы вошли составной частью в систему народных верований и приобрели не присущие им изначально черты, роли, значения.
Работавший над книгой коллектив, собранный покойным академиком
Н. И. Толстым, состоит из солидных учёных, каждому из которых принадлежит не один десяток работ по разным вопросам народной культуры, известен далеко за пределами России. И его детище тоже. В прошлом году версия этого же словаря вышла по-сербохорватски в Белграде. Ведь словарь не ограничивается русской мифологией, а одинаково внимательно описывает и верования других славян.
Издание представляет собой более популярную версию хоть верно, но уж очень медленно выходящего в свет пятитомного словаря «
Славянские древности». «Популярный» тут не означает «несерьёзный», «неглубокий». Скорее — понятный и интересный неспециалисту. Такая популярность удачно сочетается с научной точностью, доказательностью, множеством интересных примеров, иллюстраций. Рассказывая нам о славянских мифах и преданиях, о вере в богов и в демонов, о колдунах и ряженых, о магическом использовании предметов, о том, как в представлениях славян текло время и как было организовано пространство, и т. д., авторы не только (и не столько) тешат нас интересными байками, предлагая этакую фэнтези, одетую в словарную форму, но стараются вместе с читателем посмотреть на мифологию глазами людей, для которых она была вовсе и не мифологией, а насущной, повседневной жизнью, с её трудностями, обязанностями, сложностями, которые они, правда, решали несколько иными путями, чем мы теперь.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Мороз А. Самый большой миф славянской мифологии — это сама славянская мифология/ А. Мороз// Библио-Глобус. Журнал-обозрение. — 2002. — Апрель. — С. 5. — Рец. на кн.: Славянская мифология: энцикл. слов.: А-Я/ Рос. акад. наук. Ин-т славяноведения; [Редкол. С. М. Толстая (отв. ред.) и др.]. — М.: Междунар. отношения, 2002. — 509, [1] с.: ил. — 5000 экз. — ISBN 5-7133-1069-8.