Энциклопедия как очень мощный инструмент формирования сознания
Интервью
- 22 марта 2006
- просмотров 1895
Когда Россия звалась СССР и была самой читающей страной, Большая Советская энциклопедия (далее — БСЭ) пользовалась огромным авторитетом. Держать её в шкафу считалось у руководителей хорошим тоном. Теперь новое время, другие начальники, иные энциклопедии.
Научное издательство «Большая Советская энциклопедия» (современное название — «Большая Российская энциклопедия») было основано в 1926 году. Оно пришло на смену акционерному издательскому обществу Брокгауза-Ефрона, выпустившему
первую русскую универсальную энциклопедию, но переставшему существовать с началом первой мировой войны.
За
80 лет в «БСЭ» вышло
800 энциклопедий, в том числе
Медицинская,
Философская,
Химическая и др. Но вехами являются все же
три издания универсальной БСЭ, за которыми закрепились народные названия — «
сталинская», «
хрущёвская» и «
брежневская».
«Немецкие» энциклопедии самые скучные
— Хотя работа над «хрущёвской» началась ещё при
Сталине, — уточняет ответственный секретарь издательства
Сергей Кравец, — для учёных же, которые пишут статьи в энциклопедии, издания «БСЭ» ассоциируются с главными редакторами: энциклопедии
Шмидта,
Вавилова,
Прохорова и сейчас —
Осипова.
С самого начала создатели БСЭ стояли на распутье. В мире
два типа универсальных энциклопедий — немецкий и англо-американский.
— Немецкий вариант отличается большей капитальностью, фундаментальностью, я бы даже сказал — скучностью, — разъясняет Сергей Леонидович. — Англо-американская версия характеризуется большей доступностью и менее глубокой проработкой тем. Но поскольку Россия — страна, получившая энциклопедические знания из Германии, тогда пошли по немецкому пути. Сегодня при работе над БРЭ мы пытаемся, сохранив фундаментальность, добиться максимальной актуальности.
Не превратить энциклопедию в пыльный исторический справочник очень сложно. Приходится обновлять почти во всех сферах устаревшую информацию. Произошедшие за последние
35 лет изменения — столько длился перерыв между третьим изданием Советской и первым
Российской — сделали почти невозможным наследование сведений. Поэтому вполне логично, что объяснение телевизора как «новейшего электронного устройства» современного читателя уже не устраивает.
Цензуру компенсировали деньги и машины
— Энциклопедия — очень мощный инструмент формирования сознания, — замечает Кравец. — В нашей стране степень доверия к энциклопедическому изданию, начиная с Энциклопедии Брокгауза, очень высока. Это большой научно-информационный ресурс. Поэтому по каким-то формулировкам всегда можно отличить человека, воспитанного на БСЭ. Если у кого-то при упоминании
Тютчева всплывает в голове «реакционный поэт», значит, это читатель
первого издания БСЭ.
И хотя энциклопедия не призвана выставлять оценки — в текстах не приняты определения «великий» или «выдающийся», — она, несомненно, делает это уже тем, что помещает рассказ о человеке. Что и о ком говорить, в советское время решал коммунистический ЦК: тогда БСЭ находилась под жёстким его кураторством. С одной стороны, на издательство оказывалось жесточайшее давление, с другой — оно было едва ли не самым привилегированным в бывшем СССР. Работников «БСЭ» обеспечивали высокой зарплатой, хорошими санаториями, машинами.
— Главным благом для редакторов в то время была престижность опубликования в БСЭ, — вспоминает нынешний ответсек. — Каждый автор понимал, что если ему заказывают статью — это уже обсуждено. За годы перестройки мы потеряли это благо, что сегодня сильно затрудняет работу. Раньше автор боялся сорвать сроки сдачи статьи, а теперь редакторы иногда приезжают к нему домой и сидят на кухне до тех пор, пока тот не отдаст статью.
Остается только с ностальгией вспоминать прежние времена, когда учёные приносили целые полотна. В издательстве сохранилось письмо научного редактора
Валентина Асмуса, адресованное философу
Лосеву, написавшему статью о
Платоне: «Алексей Филиппович, дело не только в том, что ваша замечательная статья несколько превышает запланированные объёмы, а именно в
33 раза. Дело в том, что в предыдущем томе прошла статья «Ленин». Статья «Платон» не может быть больше статьи «Ленин»...»
«Самое сложное – описать перестройку»
— В истории БСЭ есть примеры и более жёсткого вмешательства. Первые тома второго издания выходили, когда
Лаврентий Берия был ещё выдающимся партийным деятелем, — рассказывает Кравец. — А следующие — когда он уже стал врагом народа. В результате всем подписчикам была разослана команда вырезать статью о Берии и вклеить на её место страницу про Берингов пролив. В третьем издании БСЭ Берии нет. Зато в БРЭ о нём помещена подробная статья. — В данном случае мы исходим не из партийной принадлежности, а из влияния, которое деятель оказал на исторические процессы. Тот же Лаврентий Павлович предстает у нас и как один из инициаторов репрессий, и как организатор атомного проекта.
Но наибольшую сложность представляют события 1980-90-х годов: по ним нет даже устойчивого набора фактов. Сейчас на работу БРЭ «сверху никто не давит». Порукой тому — многоступенчатая система прохождения рукописей и редакционный совет.
— Не представляю, каким образом на нас может быть осуществлено давление, — утверждает Сергей Кравец. — Особенно если учесть, что большую часть научно-редакционного совета составляют академики. А Академия наук даже в советское время была мало регулируемым сообществом.
В апреле увидит свет
четвёртый том БРЭ, а до конца 2006 года будет выпущено ещё два. Пока тираж невелик — всего
65 тысяч экземпляров, львиная доля которых распространяется по подписке. Стабильность выхода — единственное средство борьбы с недобросовестными конкурентами, которые, печатая альтернативные энциклопедии, пытаются очернить БРЭ.
— На своем интернет-сайте одно издательство распространило клевету: мол, БРЭ по сей день черно-белая, да и печатают ее чуть не на коленке в России, — возмущается Кравец. — Да у нас в каждом томе до
700 цветных иллюстраций! А полиграфия в России действительно не приспособлена для печати подобных изданий, поэтому тираж мы делали в Германии.
Интернет, кстати, самый могущественный враг энциклопедий. В поисках короткой справки люди всё чаще прибегают к услугам Всемирной сети. Зато теперь, утешают себя авторы БРЭ, её будут приобретать только самые любознательные и благодарные читатели, ради которых они все эти
80 лет и стараются.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Сабурова О. [Н.] «Платон» не должен быть больше «Ленина». БРЭ правдивей БСЭ?/ [Интервьюер Ольга Николаевна Сабурова; Респондент Сергей Леонидович Кравец]. — Текст (визуальный): электронный: непосредственный// Собеседник. — 2006. — 20 марта (№ 11). — URL: http://www.sobesednik.ru/issues/107/rubr/1400/marka/?3521 (дата обращения: 18.11.2007).