Интервью
- 6 июля 2016
- просмотров 2061
«
Энциклопедия народов Крыма» готовится к выходу 1 августа. Издаётся на средства
президентского гранта социально значимых проектов в гуманитарной сфере. Миссия проекта: просвещение, воспитание, патриотизм. Издание подготовлено авторским коллективом философского факультета Крымского федерального университета (КФУ) при участии Международной академии духовных наук (МАДН) и при поддержке крымских ведомств: Минобразования и науки, Минкультуры, Госкомстата и этнографического музея.
«Принцип юлы» — абсолютная неустойчивость в статике и полное равновесие в движении — так авторы «Энциклопедии народов Крыма» предлагают рассматривать сосуществование этносов полуострова. Если национальным отношениям придать нужный импульс, они раскручиваются, как юла, вращаясь вокруг оси и при этом твёрдо удерживаясь в одной точке — точке консенсуса.
Особую роль в творческой работе авторского коллектива сыграли главный редактор «Энциклопедии» доктор философских наук, профессор
Олег Габриелян и его заместитель — доктор философских наук, профессор
Ольга Грива.
О. Грива:— Мы и раньше работали в этой теме, но предыдущие проекты закончились вместе с украинским периодом в Крыму. А в прошлом году приняли участие в конкурсе на получение гранта в Российской Федерации. Тема — история и культура народов Крыма, форма — энциклопедия. Проект реализуется при поддержке общества «Знание». Это не только издание «Энциклопедии», но и комплекс мероприятий, направленных на улучшение межэтнического общения в поликультурном Крыму.
О. Габриелян:— Наша книга — это всё-таки энциклопедия не в классическом виде. Понимаете,
178 национальностей Крыма — это миф. Можно говорить о 178 представителях разных национальностей. Тех же народов, которые смогли организовать диаспоральную жизнь, не так много. Чтобы община жила, она должна иметь способность к самоорганизации. «Энциклопедия» рассказывает о народах, привязанных к Крыму культурно и духовно, при этом хранящих свою самобытность.
— И по какому принципу отбирались народы для книги?О. Грива:— Вот именно по этому принципу — кто организован и активен в общинной жизни. Обратившись в Госкомстат, мы получили список национальностей и расположили их по численности. Стали знакомиться с общинами, причём начали с малых. И тут началось!.. Ох, не у всех царят мир и согласие.
— Например?— Накал страстей в караимском сообществе такой, что искры летят!
Михаил Кизилов, известный крымский историк, специализирующийся на народах иудейского вероисповедания, отнёс караимов к части еврейского народа. Вопрос действительно существует: кто караимы — евреи или нет? Часть общины не идентифицирует себя с евреями, даже воспринимает это с обидой. Представьте, наша редколлегия получила письмо, что съезд караимской общины принял резолюцию: мол, никакие мы не евреи! И если вы разместите в книге публикацию этого автора, мы подадим в суд. Вот так.
О. Габриелян:— Да, пришлось идти путём третейского судьи. Я сам написал статью, где отразил обе точки зрения на происхождение караимов. Кстати, не меньшие страсти кипели между армянами и азербайджанцами. Статья, посвящённая армянской общине, оказалась длиннее, чем об азербайджанцах. Причина такого «неравенства» простая: армяне за
1000 лет успели, простите, много «наследить» на крымской земле! Но я пошёл навстречу азербайджанским друзьям и предложил им дополнить текст. Только попросил, чтобы он был о крымской общине, а не обо всём азербайджанском народе, о котором можно написать не одну энциклопедию.
О. Грива:— А когда стали работать с историей русской культуры в Крыму, вдруг выяснилось, что русские — самый малоизученный народ. До сих пор нет единого мнения даже по поводу времени появления здесь русской культуры. Тут, кстати, тоже разгорелись страсти. Моя коллега, например, настаивала на том, что это время наступило с момента крещения
Владимира в Херсонесе. Ведь полуостров не случайно зовут колыбелью русского православия. А я предлагала следовать более традиционной точке зрения: вот когда присоединила
Екатерина Великая Крым к империи, тогда и начинается русская история республики. В сёлах Мазанка и Изюмовка отставные солдаты получили от императрицы первые наделы. Приехали и стали строиться на крымской земле, им привезли жён из южных губерний — Орловской, Ростовской, Полтавской.
— Если были жёны из Полтавщины, значит, уже тогда украинцы «зародились» в Крыму?О. Грива:— И с украинцами была проблема. Готовя статью о них, мы работали с материалом, привезённым за много лет из разных этнографических экспедиций по полуострову. До 1917 года украинцев здесь вообще не выделяли как народ. Источники сообщают нам только о великороссах и малороссах.
— Почему в национальном вопросе всегда заключён конфликт?О. Габриелян:— Потому что каждой нации и народности хочется видеть себя первой и лучшей. И, кстати, эта конкуренция стимулирует их развитие. Смотрите, если бы у армян не было на
две страницы больше, азербайджанцы не стали бы так глубоко заниматься своей историей. После выхода «Энциклопедии» мы надеемся, общины будут активно создавать сайты, изучать свою историю. Вот в том числе на это направлен наш проект. А сейчас мы разослали статьи в национально-культурные общины: пусть до выхода книги произойдут все конфликты, отшумят все ссоры. В «Энциклопедии» должно состояться примирение.
— Чего же хочет каждая нация?О. Габриелян:— А чего хочет каждый человек? Быть самим собой. Жить в гармонии с миром. Вот в государственной политике есть принцип большинства — демократия. Но её нельзя применять в национальной политике, иначе большие народы переиграют малочисленные, и конфликт неминуем. В национальном вопросе нужен консенсус. Нельзя считаться, кто больше — кто меньше, кто раньше — кто позже, мы должны прийти к согласию. Вот, например, спрашиваю на лекции у студентов: назовите что-нибудь из вашего дома, что отражает национальную культуру? Тут же в спор бросаются крымская татарка и армянка — знаете из-за чего? Из-за кофе! Каждая его приписывает своей культуре. Я говорю: а как же арабы, итальянцы, турки? Они тоже претендуют на кофе! Так мы приходим к консенсусу: кофе — часть культуры разных народов.
— Есть ли в Крыму национальности, которые могут ассимилироваться?О. Габриелян:— Если ты устал сохранять собственную культуру в инокультурной среде, ты ассимилируешься. Другое дело, если тебя дискриминируют, вынуждают принять иные культурные коды — здесь возникает почва для конфликта. Например, в армянской общине больше всего межэтнических браков:
60% у мужчин,
40% — у женщин. Эти показатели ведут к ассимиляции армян, и это говорю вам я, в прошлом глава армянской общины. Таковы глубинные тенденции, нужно признавать их.
— А есть ли у нас общины, не чувствующие себя частью русского мира?О. Грива:— Это непростой вопрос. Но вот пример. Долгие годы эстонская национально-культурная автономия получала от Эстонии хорошую поддержку: издавали газету, открывали мемориальные доски, организовывали мероприятия, в том числе большие и значимые. После возвращения Крыма в Россию эстонцы одни из первых зарегистрировались как национально-культурная автономия в РФ. И тут же потеряли все виды помощи от Эстонии. Чувствуют ли они себя частью русского мира? То, что они активны в обновлённом Крыму, даёт утвердительный ответ. К слову, такой выбор сделали не все национальные общины. Но это не было критерием отбора для «Энциклопедии народов Крыма».
О. Габриелян:— Возможно, не все крымские татары это чувствуют. Однако объективно они уже часть русской культуры. Русское слово сегодня не заменить никаким другим инструментом межнационального общения. Так что, хотят они того или нет, крымские татары уже вошли в поле русской культуры.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Данилова Е. [П.] «178 национальностей Крыма — это миф»/ [Интервьюер Елена Петровна Данилова; Респонденты: Олег Аршавирович Габриелян, Ольга Анатольевна Грива]. — Текст: электронный// Крымское время. — 2016. — 6 июля. — URL: http://krvr.ru/index.php?newsid=931 (дата обращения: 06.07.2016).