Справочник по мусульманской жизни Татарстана страдает недостатком внутренней логики
Рецензия
- 6 декабря 2017
- просмотров 2488
Ислам в Татарстане: энцикл. слов./ Сост. и отв. редактор А. Ю. Хабутдинов. — М.: Изд. дом «Медина», 2017. — 308 с.: ил.; 24 см. — (Ислам в Российской Федерации; вып. 7). — ISBN 978-5-9756-0139-1.
Духовное управление мусульман (ДУМ) РФ вместе с Московским исламским институтом и Казанским федеральным университетом в рамках финансируемой из бюджета программы подготовки специалистов в области ислама выпустило энциклопедический словарь «
Ислам в Татарстане», ставший седьмым изданием такого типа. Главным редактором серии словарей является первый зампред ДУМ РФ
Дамир Мухетдинов, а составителем и ответственным редактором конкретного тома прописан казанский историк
Айдар Хабутдинов.
В коллектив авторов словаря вошли многие серьезные ученые, как российские, так и зарубежные. Естественно, что в словаре есть много интересного. Но
одной важной вещи в нем нет — логики. Энциклопедии и энциклопедические словари имеют существенное отличие от сборников статей. При их подготовке нужно составить логичный словник — например, в энциклопедии российских городов следует не забыть упомянуть все города и предусмотреть в зависимости от их размера или известности объем статей. И вот эта тонкость категорически не дается редакторам энциклопедических словарей по исламу. В томе «Ислам в Татарстане» отсутствие внутренней логики заметно особенно сильно. Так, Татарстан славится большим количеством известных мечетей,
одна из которых — Кул Шариф — стала его символом. Но статьи про нее мы в словаре не найдем, хотя казанская мечеть Марджани удостоилась даже
двух статей — «Мечеть Марджани» и «Мечеть Марджани в советский и постсоветский период». В разделе «Мечети Казани» описано ровно
11 мечетей, которых распределили не по алфавиту, а по внутренней нумерации дореволюционных времен. Больше достойных упоминания мечетей в Татарстане авторы словаря не нашли, хотя ранее отдельно писали о мечетях, например, Вольска и Хвалынска.
Крупнейшим муфтиятом в России по количеству зарегистрированных приходов является ДУМ Республики Татарстан, которому авторы словаря уделили только полстраницы, а вот давно ликвидированной паломнической организации «Идель-хадж» отвели страницу. Еще больше внимания было уделено экстремистской секте файзрахманитов, но вот статью про Совет муфтиев России, который ранее включал в себя Казанский муфтият, а сейчас является соучредителем Российского исламского университета и Болгарской академии, в словник включить забыли. Не повезло и
одному из крупнейших в России издательств религиозной литературы — «Хузуру», — хотя дореволюционной книготорговой фирме
Каримовых выделили
две статьи.
Столице Татарстана в словаре посвящена
единственная статья «Казань средневековая», историю же этого города после XVI века, видимо, нужно искать в других книгах. В словаре есть статьи про мусульманское образование в советский и постсоветский период, однако про дореволюционное образование раздела нет.
Авторы словаря настолько упорно избегают темы ваххабизма и терроризма, что порой это выглядит абсурдно. Так, в биографии богослова
Валиуллы Якупова не написано, что он был убит именно террористами, а в биографии муфтия
Илдуса Файзова вообще проигнорирован факт его тяжелого ранения той же террористической группой. Самое известное татарстанское медресе «Йолдыз» в Набережных Челнах, ликвидированное за подготовку боевиков, упоминается лишь мельком, хотя обо всех других современных медресе написаны отдельные разделы. О подрывах трубопроводов, поджогах церквей, минировании святых источников, ваххабитских бандах, впервые в России применивших ракетное оружие, автопробегах «Хизб ут-Тахрира» сносе ваххабитских мечетей, массовых увольнениях радикальных имамов написана ровно
одна фраза: «В 2012–2013 годы было объявлено о ликвидации и арестах ряда представителей радикалов, но в целом ситуация продолжала оставаться стабильной» (С. 106).
Значительную часть объема словаря занимают маленькие, на
пять-шесть строчек, статьи об имамах дореволюционного периода, о большинстве из которых точно известны только даты жизни и место служения. Вот их типичный пример: «Абдулгаффар б. Адельшах б. Халил (? — 1852) — рел. деятель. Имам и мударрис в с. Балтаси (ныне райцентр). Учителя — Сагид б. Ахмад б. Хусаин аш-Ширдани, Рахматулла б. Иманкол аль-Мамяши, Нигматулла б. Рахматулла ан-Наласави». Складывается ощущение, что таким нехитрым способом просто набиралось нужное число страниц. Современным мусульманским деятелям повезло значительно меньше — в словник не попали муфтии Татарстана по линии Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ)
Габдельхамит Зиннатуллин,
Фарид Салман Хайдаров и
Фанавиль Шаймарданов, видные деятели ДУМ РТ
Сулейман Зарипов и
Наиль Сахибзянов. А вот ваххабитский проповедник
Камаль Зант попал и удостоился большой благожелательной статьи. В маленькой статье про главу ЦДУМ
Талгата Таджуддина подробно изложены перипетии его обучения в Бухаре, однако про избрание верховным муфтием и шейх-уль-исламом нет ни слова.
В статье «Исламоведение в Татарстане» перечислены
десятки ученых, однако отдельных разделов из них удостоилось меньше половины. Среди современных исламоведов забыты
Лариса Усманова,
Дамир Шагавиев,
Рафаэль Хакимов,
Ринат Беккин,
Раис Сулейманов, да и сам действующий муфтий республики
Камиль Самигуллин. Может быть, стоило написать пару слов о Болгарской исламской академии и ее профессоре
Абдурразаке ас-Саади — все-таки он сейид, прямой потомок пророка
Мухаммеда.
В заключение хотелось бы отметить, что целевую аудиторию вышеописанного словаря определить затруднительно. Высококвалифицированные специалисты, конечно, разберутся в его запутанной структуре, однако ничего нового для себя не почерпнут, а вот все остальные никакого целостного представления об исламе в Татарстане из этой книги не составят. Потому как, по сути, она не словарь, а сборник разнотипных статей, большая часть которых просто перепечатывает списки имамов из сборника «Асар» муфтия
Ризы Фахретдинова.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Силантьев Р. [А.] Исламский словарь не отличается энциклопедичностью/ Роман [Анатольевич] Силантьев. — Текст: электронный// Независимая газета. — 2017. — 6 декабря. — URL: https://www.ng.ru/printing/2017-12-06/15_433_tatarstan.html (дата обращения: 19.07.2024). — Рец. на кн.: Ислам в Татарстане: энцикл. слов./ Сост. и отв. редактор А. Ю. Хабутдинов. — М.: Изд. дом «Медина», 2017. — 308 с.: ил.; 24 см. — (Ислам в Российской Федерации; вып. 7). — ISBN 978-5-9756-0139-1.