Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Исламский словарь не отличается энциклопедичностью

Справочник по мусульманской жизни Татарстана страдает недостатком внутренней логики

Рецензия

  • 6 декабря 2017
  • просмотров 2488
  • комментариев 2
Ислам в Татарстане: энцикл. слов./ Сост. и отв. редактор А. Ю. Хабутдинов. — М.: Изд. дом «Медина», 2017. — 308 с.: ил.; 24 см. — (Ислам в Российской Федерации; вып. 7). — ISBN 978-5-9756-0139-1.
Лицевая сторона переплёта энциклопедического словаря «Ислам в Татарстане» (2017)Духовное управление мусульман (ДУМ) РФ вместе с Московским исламским институтом и Казанским федеральным университетом в рамках финансируемой из бюджета программы подготовки специалистов в области ислама выпустило энциклопедический словарь «Ислам в Татарстане», ставший седьмым изданием такого типа. Главным редактором серии словарей является первый зампред ДУМ РФ Дамир Мухетдинов, а составителем и ответственным редактором конкретного тома прописан казанский историк Айдар Хабутдинов.

В коллектив авторов словаря вошли многие серьезные ученые, как российские, так и зарубежные. Естественно, что в словаре есть много интересного. Но одной важной вещи в нем нет — логики. Энциклопедии и энциклопедические словари имеют существенное отличие от сборников статей. При их подготовке нужно составить логичный словник — например, в энциклопедии российских городов следует не забыть упомянуть все города и предусмотреть в зависимости от их размера или известности объем статей. И вот эта тонкость категорически не дается редакторам энциклопедических словарей по исламу. В томе «Ислам в Татарстане» отсутствие внутренней логики заметно особенно сильно. Так, Татарстан славится большим количеством известных мечетей, одна из которых — Кул Шариф — стала его символом. Но статьи про нее мы в словаре не найдем, хотя казанская мечеть Марджани удостоилась даже двух статей — «Мечеть Марджани» и «Мечеть Марджани в советский и постсоветский период». В разделе «Мечети Казани» описано ровно 11 мечетей, которых распределили не по алфавиту, а по внутренней нумерации дореволюционных времен. Больше достойных упоминания мечетей в Татарстане авторы словаря не нашли, хотя ранее отдельно писали о мечетях, например, Вольска и Хвалынска.

Крупнейшим муфтиятом в России по количеству зарегистрированных приходов является ДУМ Республики Татарстан, которому авторы словаря уделили только полстраницы, а вот давно ликвидированной паломнической организации «Идель-хадж» отвели страницу. Еще больше внимания было уделено экстремистской секте файзрахманитов, но вот статью про Совет муфтиев России, который ранее включал в себя Казанский муфтият, а сейчас является соучредителем Российского исламского университета и Болгарской академии, в словник включить забыли. Не повезло и одному из крупнейших в России издательств религиозной литературы — «Хузуру», — хотя дореволюционной книготорговой фирме Каримовых выделили две статьи.

Столице Татарстана в словаре посвящена единственная статья «Казань средневековая», историю же этого города после XVI века, видимо, нужно искать в других книгах. В словаре есть статьи про мусульманское образование в советский и постсоветский период, однако про дореволюционное образование раздела нет.

Авторы словаря настолько упорно избегают темы ваххабизма и терроризма, что порой это выглядит абсурдно. Так, в биографии богослова Валиуллы Якупова не написано, что он был убит именно террористами, а в биографии муфтия Илдуса Файзова вообще проигнорирован факт его тяжелого ранения той же террористической группой. Самое известное татарстанское медресе «Йолдыз» в Набережных Челнах, ликвидированное за подготовку боевиков, упоминается лишь мельком, хотя обо всех других современных медресе написаны отдельные разделы. О подрывах трубопроводов, поджогах церквей, минировании святых источников, ваххабитских бандах, впервые в России применивших ракетное оружие, автопробегах «Хизб ут-Тахрира» сносе ваххабитских мечетей, массовых увольнениях радикальных имамов написана ровно одна фраза: «В 2012–2013 годы было объявлено о ликвидации и арестах ряда представителей радикалов, но в целом ситуация продолжала оставаться стабильной» (С. 106).

Значительную часть объема словаря занимают маленькие, на пять-шесть строчек, статьи об имамах дореволюционного периода, о большинстве из которых точно известны только даты жизни и место служения. Вот их типичный пример: «Абдулгаффар б. Адельшах б. Халил (? — 1852) — рел. деятель. Имам и мударрис в с. Балтаси (ныне райцентр). Учителя — Сагид б. Ахмад б. Хусаин аш-Ширдани, Рахматулла б. Иманкол аль-Мамяши, Нигматулла б. Рахматулла ан-Наласави». Складывается ощущение, что таким нехитрым способом просто набиралось нужное число страниц. Современным мусульманским деятелям повезло значительно меньше — в словник не попали муфтии Татарстана по линии Центрального духовного управления мусульман (ЦДУМ) Габдельхамит Зиннатуллин, Фарид Салман Хайдаров и Фанавиль Шаймарданов, видные деятели ДУМ РТ Сулейман Зарипов и Наиль Сахибзянов. А вот ваххабитский проповедник Камаль Зант попал и удостоился большой благожелательной статьи. В маленькой статье про главу ЦДУМ Талгата Таджуддина подробно изложены перипетии его обучения в Бухаре, однако про избрание верховным муфтием и шейх-уль-исламом нет ни слова.

В статье «Исламоведение в Татарстане» перечислены десятки ученых, однако отдельных разделов из них удостоилось меньше половины. Среди современных исламоведов забыты Лариса Усманова, Дамир Шагавиев, Рафаэль Хакимов, Ринат Беккин, Раис Сулейманов, да и сам действующий муфтий республики Камиль Самигуллин. Может быть, стоило написать пару слов о Болгарской исламской академии и ее профессоре Абдурразаке ас-Саади — все-таки он сейид, прямой потомок пророка Мухаммеда.

В заключение хотелось бы отметить, что целевую аудиторию вышеописанного словаря определить затруднительно. Высококвалифицированные специалисты, конечно, разберутся в его запутанной структуре, однако ничего нового для себя не почерпнут, а вот все остальные никакого целостного представления об исламе в Татарстане из этой книги не составят. Потому как, по сути, она не словарь, а сборник разнотипных статей, большая часть которых просто перепечатывает списки имамов из сборника «Асар» муфтия Ризы Фахретдинова.
  • Теги
  • ДУМ
  • КФУ
  • МИИ
  • Медина
  • Россия
  • Татария
  • Татарстан
  • ислам
  • история России
  • краеведение
  • критерии формирования словника
  • мусульманство
  • подбор фактов
  • региональная география
  • региональная энциклопедия
  • регионы России
  • словник
  • энциклопедический словарь
  • Библиографическое описание ссылки Силантьев Р. [А.] Исламский словарь не отличается энциклопедичностью/ Роман [Анатольевич] Силантьев. — Текст: электронный// Независимая газета. — 2017. — 6 декабря. — URL: https://www.ng.ru/printing/2017-12-06/15_433_tatarstan.html (дата обращения: 19.07.2024). — Рец. на кн.: Ислам в Татарстане: энцикл. слов./ Сост. и отв. редактор А. Ю. Хабутдинов. — М.: Изд. дом «Медина», 2017. — 308 с.: ил.; 24 см. — (Ислам в Российской Федерации; вып. 7). — ISBN 978-5-9756-0139-1.

(Нет голосов)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    ...целевую аудиторию вышеописанного словаря определить затруднительно. Высококвалифицированные специалисты, конечно, разберутся в его запутанной структуре, однако ничего нового для себя не почерпнут, а вот все остальные никакого целостного представления об исламе в Татарстане из этой книги не составят. Потому как, по сути, она не словарь, а сборник разнотипных статей, большая часть которых просто перепечатывает списки имамов из сборника «Асар» муфтия Ризы Фахретдинова.
    Я стесняюсь спросить...
    А ЗАЧЕМ тогда, по мнению уважаемого исламоведа — автора сей публикации, создавался труд? Вопрос
    Нет, я, конечно, не понаслышке знаю о его подвигах, но может быть, данный «разгром» — всего лишь «научная ревность»? Вопрос
    Тогда всё это — печально...  Печально
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Не особенно понятна претензия автора новости к избеганию в издании «темы ваххабизма и терроризма». Причины могут быть различными. От рекомендации силовых структур «не раскачивать лодку» до совершенно объяснимого нежелания затронуть чьи-то интересы.
    • 0/0