Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Роман Лейбов (Тартуский университет): «Энциклопедию «Мифы народов мира» ... достать было невозможно»

Интервью

  • 21 Декабря 2019
  • просмотров 792
  • комментариев 3
Мир энциклопедий. Из интервью интеллектуальному журналу «Нож» одного из пионеров Рунета, филолога и профессора Тартуского университета (Tartu Ülikool), ученика Юрия Лотмана Романа Лейбова.

Роман Григорьевич Лейбов, филолог и профессор Тартуского университета, один из инициаторов Московско-тартуской школы по digital humanities

Роман Григорьевич Лейбов, филолог и профессор Тартуского университета, один из инициаторов Московско-тартуской школы по digital humanities
Российские филологи с начала ХХ века пытаются превратить литературоведение в «нормальную науку» по образцу естественных. Еще до революции возникло Общество изучения поэтического языка, ставшее ядром русского формализма. В 1960-х его идеи продолжил разрабатывать литературовед Юрий Лотман. Его летние школы по вторичным моделирующим системам в эстонском Кяэрику стали местом, где формировалась актуальная гуманитарная культура и Московско-тартуская семиотическая школа.

В середине 2010-х точное литературоведение снова вошло в моду, на этот раз уже в мировом масштабе. Роман Лейбов играет в «новой точной филологии» важную роль: он стал одним из инициаторов Московско-тартуской школы по digital humanities — ведущего научно-образовательного мероприятия России в области цифровых гуманитарных наук.
— Расскажите о тартуских школах по вторичным моделирующим системам1. Чем они были для вас?

— Для меня это скорее исторический разговор, чем реальный. Я застал школу на излёте — единственная школа в Кяэрику, которая прошла 1980-е годы, это была уже мемориальная штука. Настоящая живая движуха — это 1960–1970-е годы, когда Якобсон2 прорывался в Эстонию, когда всякие люди, которых мы сейчас знаем как маститых учёных, приезжали совсем молодыми людьми. Сергей Юрьевич Неклюдов3 рассказывал, как он в Кяэрику попал совсем юным учёным. Это были люди из разных сфер, им всем было интересно друг с другом, это была не литературоведческая среда, а то, что потом называлось семиотической культурой.

Для меня Тарту — это постоянно присутствующий за окнами пейзаж, в том числе и ментальный. Для советского общества тогда это была возможность познакомиться с работами серьёзных учёных, которые не твердили, как попугаи, формулы, не хотели идеологически мимикрировать. Это были смелые и неожиданные подходы к тому, что казалось хорошо известным.

В 1970-е годы в интеллигентской среде были страшно популярны декабристы: красивая жизнь, противостояние власти, Пушкин где-то рядом. Я был школьником, когда читал работу Лотмана «Декабрист в повседневной жизни» о поэтике бытового поведения декабриста. В ней ты видел живых людей, не таких как ты, людей, которые не боялись смерти, творили чёрт-те что — на балу появлялись, не снимая шпор. На балу положено танцевать — а они в шпорах, нарушители спокойствия, как хиппи. У Лотмана, конечно, был не тот Пушкин, которого нам в школе показывали.

Это касалось всего на свете. Был сборник Института балканистики и славяноведения «Текст: семантика и структура», в нем была опубликована совершенно безумная статья Топорова4 «Пространство и текст». Она была, как всегда у Владимира Николаевича, с какими-то жуткими параллелями неизвестно из каких текстов и культур, с цитатами без перевода на всех возможных языках, и ее читали и обсуждали младшие научные сотрудники, выпускники технических вузов, кто угодно.

Энциклопедию «Мифы народов мира», которая была наполнена статьями участников тартуских школ, достать было невозможно. Кому она нужна была бы сейчас? Стояла бы во всех книжных, да она и стоит, кажется, её всё время переиздают, а тогда это был прорыв. Очень всех достала унылость интеллектуального советского пейзажа.

  • Теги
  • Tartu Ülikool
  • вторичные моделирующие системы
  • мифология
  • мифы народов мира
  • Московско-тартуская семиотическая школа
  • семиология
  • семиотика
  • Советская энциклопедия
  • Тартуский университет
  • филология
  • формализм
  • энциклопедия

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Энциклопедию «Мифы народов мира», которая была наполнена статьями участников тартуских школ, достать было невозможно. Кому она нужна была бы сейчас? Стояла бы во всех книжных, да она и стоит, кажется, её всё время переиздают, а тогда это был прорыв. Очень всех достала унылость интеллектуального советского пейзажа.
    Я, конечно, понимаю, что переполненность чувством гордости за свое детище так и распирает уважаемого заморского гостя, и поспешу его уверить: упоминаемое издание весьма востребовано (по крайней мере, в России) и сегодня, несмотря на то, что современный «интеллектуальный пейзаж» вряд ли можно сравнивать с «советским» по качеству, но «унылым» его уж точно не назовешь. Восклицание Более того, крайне сомнительно, что взяться за такой мощный труд ученых в свое время подвигли исключительно политические соображения. Скептически
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Лично мне энциклопедия «Мифы народов мира» кажется книгой на все времена. И сейчас этим тоже интересуются подростки, пусть и меньше, чем раньше — читают вообще меньше сейчас.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Мифы народов мира изучают в школах, так что хотя бы уже по этой причине энциклопедия пользуется спросом. Школьники ищут ее в интернете и спрашивают в библиотеках для подготовки к нужному уроку. Другое дело, что за последние 20 лет появилось много альтернатив — в том числе и не самые удачные сокращенные и облегченные версии тех же мифов.
    • 0/0