Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

«Энциклопедия российского уличного искусства» или инвентаризация красок на карте будней

  • 14 Февраля 2020
  • просмотров 283
  • комментариев 6
Вышла в свет «Энциклопедия российского уличного искусства». О первом опыте максимального учета произведений и предельно широкого охвата авторов рассказали соосновательницы объединения «Артмоссфера» Юлия Василенко и Сабина Чагина.

Издания, посвящённые отечественному стрит-арту, появляются всё чаще — упомянем хотя бы двухтомный фотоальбом «Части стен» или недавнюю книгу Алисы Савицкой и Артёма Филатова «Краткая история нижегородского уличного искусства». Но до сих пор никто не брался за формат энциклопедии. Теперь такой проект наконец реализован. Во вступительном слове к изданию основательницы творческого объединения «Артмоссфера» рассказали, что ими двигало и как собирался материал для статей энциклопедии. Приводим этот текст с некоторыми сокращениями.

Андрей Fav. «Привет. Андрей». Иваново, 2018

Андрей Fav. «Привет. Андрей». Иваново, 2018. Фото: предоставлено автором
Если кратко, мы низовая инициатива, творческое объединение, состоящее из двух человек и небольшой команды единомышленников, которые когда-то «на кухне» придумали и учредили единственную в мире биеннале, представляющую уличных художников в формате большой международной выставки. Биеннале состоялась в Москве в 2014, 2016 и 2018 годах.

Энциклопедия не могла появиться без всей предшествующей работы творческого объединения «Артмоссфера», одной из немногих российских культурных институций, сосредоточенных на уличном искусстве. Ведь именно во время работы над выставками, граффити-джемами, муралами и паблик-арт-проектами мы глубоко и на собственном опыте изучили тему, аккумулировали внутри объединения большое количество знаний и информации о российской сцене уличного искусства, сформулировали ее ключевые тенденции, описали процессы и собрали биографии ее знаковых представителей.

Потребность обобщить уникальный материал и поделиться им с другими назрела давно — не хватало лишь толчка. Им послужила встреча с нашими давними партнерами — благотворительным фондом «ОМК-Участие», для которого уличное искусство является средством развития территории, а именно города Выкса в Нижегородской области, где много лет проводится фестиваль «Арт-овраг». Оказавшись на внутренней стратегической сессии, мы предложили фонду издать книгу об уличном искусстве, в которую войдет в том числе коллекция муралов, созданных в Выксе с участием «Артмоссферы» и без него. Благодаря нашим партнерам из проектной группы «8 линий», кураторам фестиваля «Арт-овраг», мы смогли стать составителями и разработчиками энциклопедии как фундаментального издания, аналогов которому нет сегодня в русскоязычном пространстве.

Понимая всю сложность процесса и ограниченность ресурсов нашей команды, мы долго сомневались, но в то же время и четко осознавали, что если энциклопедию не выпустим мы, то в ближайшее время этого не сделает никто. До опыта энциклопедии мы выпускали в основном каталоги — здесь же нам предстояла принципиально иная работа. Чем больше вопросов мы себе задавали, тем больше понимали, что не справимся с этой работой в одиночку. Так появилась наша редколлегия — с первой встречи в библиотеке, что символично, до чата, который не умолкает уже два года. Именно столько времени ушло у команды на сбор текстового и визуального контента, написание текстов, отбор фотографий, факт-чекинг и редактирование материала, который лег в основу издания.

Совместно мы придумали структуру, разработали разделы и сузили наш фокус до трех основных: хронологии ключевых событий, повлиявших на развитие уличного искусства в России, глоссария основных терминов и главного формообразующего раздела энциклопедии — биографических статей о художниках и командах. Нами велась работа над еще одним разделом — интервью с ключевыми участниками сцены, которые мы приберегли для будущих переизданий, поскольку были ограничены в объеме. Глоссарий, содержащий актуальную терминологию уличного искусства, был разработан Институтом исследования стрит-арта, который незадолго до этого провел в Санкт-Петербурге симпозиум по терминологии уличного искусства.

Все шло планомерно и понятно, пока мы не начали работу над биографическим разделом. Дело в том, что текстов об уличной сцене, зародившейся в 1990–2000-е, нет ни в интернете, ни в архивах об искусстве, ни в других открытых источниках. Источником информации об уличных художниках в русскоязычном пространстве зачастую служит сам сайт «Артмоссферы», что иллюстрирует аналитика нашего сайта с запросами на страницы с биографиями художников. Кроме того, в Сети успела осесть информация о художниках из пресс-материалов объединения, сгенерированная нами и прошедшая медиатизацию в СМИ. Таким источником также служат статьи и интервью о проектах «Артмоссферы», инициированные нами самими. Тем не менее этого было недостаточно, на месте андерграундной сцены уличного искусства зиял большой пробел.

Возникла необходимость самостоятельного сбора информации о почти двух сотнях фигурантов биографического раздела. Вместе с редактором биографического раздела Мартой Пакните мы проанализировали, какая информация должна входить в биографические справки, чтобы у читателя возникло цельное представление о художнике и чтобы тексты было не скучно читать, разработали анкету и «гайды», регламентирующие формат текстов. Эти опросники наши волонтеры беспрестанно рассылали по художникам, но именно здесь мы столкнулись с разочарованием: на половину писем никто не отвечал, кто-то отвечал невнятно или заполнял анкеты лишь частично. Ряд художников вставлял в анкеты биографии, которые мы же и написали о них для других проектов, а кое-кто просто присылал аудиорассказ о себе в WhatsApp (художники не любят писать тексты, на связь выходят не всегда оперативно). 

Тем временем стартовала работа по написанию биографических статей, которая требовала бесперебойной поставки текстового и фотоматериала. Здесь мы столкнулись со сложным выбором. Мы собирали материал буквально по крупицам, что может быть заметно по неполноте некоторых статей. Некоторых художников мы просто не смогли включить в энциклопедию — они или не выходили с нами на связь, или отказывались от участия. Это отнюдь не значит, что мы не ценим их вклад в развитие или трансформацию уличной культуры. Надеемся, после выхода книги они (и другие художники, не вошедшие в первое издание) откликнутся, и мы расскажем о них в переиздании.

  • Теги
  • 8 линий
  • Арт-овраг
  • Артмоссфера
  • биографии
  • Институт исследования стрит-арта
  • история энциклопедии
  • ОМК
  • ОМК-Участие
  • Россия
  • современное искусство
  • составление энциклопедии
  • стрит-арт
  • уличное искусство
  • энциклопедия

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Ой, вот за такую красоту отдельный респект создателям энциклопедии!!! Ведь, действительно, иногда такие шедевры на стенах зданий можно увидеть... Так что было бы интересно такую книгу почитать. И вот ее как раз можно и в онлайне продавать, только с учетом, что фотки можно будет увеличить, чтобы поррасматривать творчество уличных художников.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Очень радует, что наконец и в нашей стране стрит-арт перестали считать вандализмом и порчей имущества. Хочется надеяться, что такое яркое направление современного искусства благодаря данной энциклопедии станет ближе и понятнее широкому кругу читателей, т.к. среди произведений уличного искусства есть настоящие шедевры.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Галина Филь пишет:
    И вот ее как раз можно и в онлайне продавать, только с учетом, что фотки можно будет увеличить, чтобы поррасматривать творчество уличных художников.
    Тогда уж лучше сделать энциклопедический сайт такого же плана. И его создатели как раз на фотографиях смогут заработать. Простой просмотр можно сделать бесплатным, а вот скачивать фото в хорошем качестве в виде обоев на рабочий стол — это уже за денежку. Думаю, покупать будут, если это интересно и уникально.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Наверное, одно из самых необычных существующих энциклопедических изданий.
    Справочник по стрит- арт — звучит даже вызывающе: ведь не все согласятся, что это искусство. Тем не менее для кого-то это будет энциклопедией, а для кого-то — пособием к действию, ведь столько воплощенных идей здесь собрано! Восклицание
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Появление подобной энциклопедии — это свежая струя среди классических энциклопедий, шанс для уличных художников получить нового зрителя, а для читателя расширить свой кругозор.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Лилия Тумина пишет:
    Галина Филь пишет:
    И вот ее как раз можно и в онлайне продавать, только с учетом, что фотки можно будет увеличить, чтобы поррасматривать творчество уличных художников.
    Тогда уж лучше сделать энциклопедический сайт такого же плана. И его создатели как раз на фотографиях смогут заработать. Простой просмотр можно сделать бесплатным, а вот скачивать фото в хорошем качестве в виде обоев на рабочий стол — это уже за денежку. Думаю, покупать будут, если это интересно и уникально.
    В Екатеринбурге уже запустили онлайн-ресурс.
    Правда, про скачивание фото работ для обоев на рабочем столе речь там не идёт.
    • 0/0