Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Издан 63-й том «Православной энциклопедии»

  • 8 Декабря 2021
  • просмотров 1713
  • комментариев 7
Лицевая сторона переплёта тома 63 «Православной энциклопедии» (2021)Вышел в свет 63-й том «Православной энциклопедии», информирует «Седмица.RU».

Новинка продолжает публикации на букву «С». Том открывает статья о настоятеле Вознесенской церкви в Кимрах, священномученике, протоиерее Сергии Константинове (в миру Сергей). В 1937 году церковнослужитель был приговорён к 10 годам заключения в исправительно-трудовом лагере (ИТЛ), а в 1941 году скончался в колонии на окраине города Коврова. Последняя статья — «Синаксарь»: в византийской традиции термин обычно применяется в отношении календарных сборников кратких агиографических текстов для чтения в дни церковных праздников.

Том характеризуется как прежде всего биографический. Имеются многочисленные статьи о православных мучениках, святых и подвижниках с именем Сергий. Так, материал о преподобном Сергии Радонежском занимает более 50 страниц: данные о редакциях жития (в том числе «Историческая выпись» Екатерины II), детали биографии, история почитания, гимнография, акафисты и иконография, а также множество иллюстраций. В биографиях широко освещается тема репрессий: критики политики властей — священномученик Сергий Кочуров (Сергей), что умер в ИТЛ в 1941 году, и военный священник, протоиерей Сергий Кротков (Сергей); священномученик, протоиерей Сергий Лебедев (Сергей), который был арестован за публикацию его фото в газете «Нью-Йорк Таймс»; священномученик, протоиерей, глава маросейской общины — при храме Святителя Николая в Клённиках на Маросейке — Сергий Мечёв (Сергей), тоже был арестован, в 1929 году из-за «непоминания» гражданских властей. Кротков, Лебедев и Мечёв были расстреляны, как и многие другие православные священники и подвижники. Нередко местом казни становился Бутовский полигон.

Затронута и тема репрессий в годы Гражданской войны в России (1918—1922). Например, в декабре 1918 года — после оккупации частями Красной армии города Везенберг (ныне Раквере, Эстония) — был арестован протоиерей Сергий Флоринский (Сергей) как «представитель старого реакционного режима и подозрительное лицо» и расстрелян в ближайшем лесу. Информация о некоторых жертвах крайне скудна, как о преподобномученике, послушнике Сергии Галине, который был расстрелян вместе с монахами Зилантова монастыря в Казани в 1918 году. Противоположный пример — известный как политический, так и религиозный деятель, архимандрит Сергий Шеин (Василий): депутат Государственной думы от Тульской губернии (1912—1917), член различных комиссий, участник Поместного собора Православной российской церкви (1917—1918) стал одним из основных подсудимых на Петроградском процессе «по делу о сопротивлении изъятию церковных ценностей», отказался молить о прощении «власть, которая умертвила моего государя», и был расстрелян в 1922 году.

Святые мученики, военнослужащие из Римской империи III века Сергий (Sergius) и Вакх (Bacchus) тоже стали темой для публикации, как и основатели Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, преподобные Сергий и Герман.

Среди текстов о древнерусских святых отмечаются биографии преподобного, иеросхимонаха Сергия Малопинежского (Симеон Неклюд) и подвижника благочестия Сергия (Ансимов).

Обстоятельная статья посвящена патриарху Московскому и всея Руси Сергию (Иван Страгородский). Автор — российский религиовед и историк, доктор исторических наук Сергей Фирсов, который написал монографию «Время в судьбе: Святейший Сергий, патриарх Московский и всея Руси. К вопросу о генезисе „сергианства“ в русской церковной традиции XX века» (1999).

Читатели могут узнать о патриархах константинопольских — распространителе монофелитства Сергии I и Сергии II, — патриархах иерусалимских, четырёх папах римских.

Как пример хорошо иллюстрированной указана публикация о русском писателе XVII века, архимандрите Сергии Шелонине (Семён Москвитин).

Другие «ключевые» имена тома — Силуан, Сильвестр, Симеон, Симон, Сим. Среди тем: преподобный, схимонах Силуан Афонский (Симеон Антонов); ученик Сергия Радонежского, преподобный, игумен Сильвестр Обнорский; игумен Михайловского Выдубицкого монастыря, епископ Переяславский Сильвестр; политический и литературный деятель XVI века, наставник Ивана Грозного, протопоп Сильвестр; митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Сильвестр (Косов); духовный писатель, книгохранитель, первый российский (славяно-русский) библиограф Сильвестр (Симеон Медведев), казнённый на Красной площади в 1691 году; архиепископ Новгородский и Псковский Симеон; приверженец исихазма и богословия святого Григория Паламы (Γρηγόριος Παλαμᾶς), архиепископ Фессалоникийский Симеон, он же Симеон Солунский (Συμεών Θεσσαλονίκης); первый епископ Тверской Симеон; болгарский царь Симеон I Великий (Симеон I Велики), эпоха которого известна как период расцвета национальной культуры; митрополит Киевский, Галицкий и всея Руси Симеон; небесный покровитель уральской земли, святой Симеон Верхотурский; благочестивый праведник Симеон Богоприимец; князь Московский, великий князь Владимирский и князь Новгородский Симеон Иоаннович Гордый; основатель династии сербских правителей Неманичей — Стефан I Неманя (Стефан Немања), он же преподобный Симеон Мироточивый; сын героя Пятикнижия Иакова (יַעֲקֹב), ветхозаветный партиарх Симеон (שמעון); старший сын библейского Ноя (נֹחַ), родоначальник семитских народов Сим (‏שֵׁם).

В биографиях освещена тема апостолов от семидесяти — последователей Иисуса Христа, которые проповедовали его учение в I веке (помимо двенадцати апостолов и апостола Павла): Сила (Σιλᾶς), Силуан (Silvanus) и Симеон (Σίμων).

Особенно отмечается возможность расширить познания о римском папстве: папы с именем Сикст (всего 5), Сильверий (Silverius PP.), Сильвестр I (Silvester PP. I), Сильвестр II (Silvester PP. II), Симмах (Symmachus PP.). Причём если в «Деяниях Сильвестра» I (Actus Silvestri, Vita Silvestri, Gesta Silvestri и т. п.) подробно описано крещение римского императора Константина I Великого, то Сильвестр II прославился не только как учёный своего времени, но и как чернокнижник Герберт Аврилакский (фр. Gerbert d'Aurillac, лат. Gerbertus Aureliacus). Имеется материал о Syllabus errorum («Список заблуждений») — форме осуждения Папским престолом ошибочных мнений с точки зрения католического вероучения.

В качестве знаковых тем для других биографических статей указаны: святой затворник VI века Сибар Ангулемский (фр. Cybard, лат. Eparchius), о котором пишет франкский историк Григорий Турский (фр. Grégoire de Tours, лат. Gregorius Turonensis); король Норвегии Сигурд I Крестоносец (Sigurðr Jórsalafari); галло-римский ритор V века Сидоний Аполлинарий (Apollinaris Sidonius); святой Римско-католической церкви (РКЦ; Ecclesia Catholica Romana), миссионер в Скандинавии Сигфрид Шведский (Sigfrid); лауреат Нобелевской премии мира 1930 года, шведский богослов Натан Сёдерблум (Nathan Söderblom). Справку о миссионере Сигфриде подготовил автор многочисленных энциклопедических статей, кандидат исторических наук, медиевист, игрок в «Что? Где? Когда?» Станислав Мереминский.

Новинка знакомит с рядом православных епархий и монастырей, прежде всего Русской православной церкви (РПЦ) и Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ). Среди монастырей отмечены: основанные при храмах преподобного Сергия Радонежского; Введенский Владычный женский в Серпухове; Святого Силуана Афонского (Le Monastère Saint Silouane) во французском департаменте Сарта (Sarthe); Симбирский Спасский женский. Среди епархий: Серовская и Краснотурьинская; Серпуховское викариатство Московской епархии; Сестрорецкое викариатство Ленинградской епархии; Сиднейская и Австралийско-Новозеландская РПЦЗ; Симбирская и Новоспасская; Симферопольская и Крымская.

Особое значение имеет статья «Символ веры» — краткое изложении основных догматов христианства. Среди значительных: «Сивиллины книги» (Libri Sibyllini) — о ритуальной античной поэзии, «сикхизм» (в.-пандж. ਸਿੱਖੀ) — о монотеистической религии на основе индуизма и ислама, которую основал гуру Нанак Дэв (в.-пандж. ਨਾਨਕ ਦੇਵ).

Традиционно статьи «Православной энциклопедии» сопровождаются обширным иллюстративным материалом: цветными картами и многочисленными фоторепродукциями портретов, произведений церковного искусства.

Экземпляры доступны к приобретению в Москве: на книжном складе-магазине (ул. Марии Ульяновой, д. 17, корп. 2), а также в выставочном зале ЦНЦ «Православная энциклопедия» (ул. Нижняя Сыромятническая, 10A).

О выпуске предыдущего — 62-го — тома энциклопедии сообщалось в сентябре 2021 года.

Об издании

«Православная энциклопедия» является специализированным справочным изданием, которое ставит перед собой 2 задачи — информировать как о 2000-летней истории и современном состоянии вселенского православия (#1), так и ознакомить с другими христианскими конфессиями, нехристианскими религиями, а также с явлениями науки, культуры, философии, искусства, политики, так или иначе связанными с религией (#2).

Проект финансируется государством.

В итоге энциклопедия должна составить 75 томов.

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • библеистика
  • биографии
  • история
  • персоналии
  • православие
  • Православная энциклопедия
  • ПЭ
  • религиоведение
  • религиозные общины
  • реликвии
  • страноведение
  • том 63
  • том LXIII
  • учебные заведения
  • христианство
  • ЦНЦ «ПЭ»
  • энциклопедия

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Этот проект не является исключительно религиозным. Он объединяет историю, филологию и другие общегуманитарные дисциплины, поэтому так ценен. Это отмечал филолог Александр Кравецкий в 2017 году.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Вызывают интерес статьи Сергея Фирсова: недаром его диссертация касалась отношений Церкви и светской власти в страшный период революции и переворота. Надеюсь, книгу можно будет найти на полках наших книжных магазинов и центров православной книги.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Александр Иняхин пишет:
    Этот проект не является исключительно религиозным. Он объединяет историю, филологию и другие общегуманитарные дисциплины, поэтому так ценен. Это отмечал филолог Александр Кравецкий в 2017 году.
    Это из без Александра Кравецкого было понятно, но непонятно по формату изложения. Да и не не только история и филология... Куда важнее философия, она тут является краеугольным камнем, особенно если в этом томе есть упоминание и описание жития Флоренского, на мой взгляд, одного из величайших богословов и философов прошлого столетия. Но непонятно одно:.. почему все только на бумаге и за весьма не бюджетные деньги? Очень жду оцифровки данной энциклопедии, если таковое, конечно же, будет.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    lisss пишет:
    Но непонятно одно:.. почему все только на бумаге и за весьма не бюджетные деньги? Очень жду оцифровки данной энциклопедии, если таковое, конечно же, будет.
    Часть статей имеется на сайте электронной версии «Православной энциклопедии».
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Сергей Волков пишет:
    lisss пишет:
    Но непонятно одно:.. почему все только на бумаге и за весьма не бюджетные деньги? Очень жду оцифровки данной энциклопедии, если таковое, конечно же, будет.
    Часть статей имеется на сайте электронной версии «Православной энциклопедии».
    Отвечу словами мультипликационного героя: «Маловато будет». С улыбкой
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    lisss пишет:
    Очень жду оцифровки данной энциклопедии, если таковое, конечно же, будет.
    На мой взгляд, новые тома энциклопедии нужно не оцифровывать, а сразу же выкладывать в Интернет. Ведь этот проект можно считать государственным, значительная часть книг расходится по библиотекам, чтобы у всех желающих был доступ к статьям. И получается, что коммерческий успех тут совсем не главное. А раз так, то и весь контент можно смело вывешивать в Сети для всеобщего доступа. Идея
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Лилия Тумина пишет:
    На мой взгляд, новые тома энциклопедии нужно не оцифровывать, а сразу же выкладывать в Интернет. Ведь этот проект можно считать государственным, значительная часть книг расходится по библиотекам, чтобы у всех желающих был доступ к статьям. И получается, что коммерческий успех тут совсем не главное. А раз так, то и весь контент можно смело вывешивать в Сети для всеобщего доступа.
    Ну вы сказали то, что и я думаю, только своими словами. Да, контент такого формата нужен в Сети. Почему не выкладывают все, лишь частями, как уже отметил уважаемый Сергей Волков, вопрос большой. Видимо, есть немало непростых, с точки зрения общества, моментов, которые могут вызвать споры и не очень нужные, с точки зрения РПЦ и власти, споры. Ну это не более, чем мое субъективное предположение.
    • 0/0