Рецензия
- 16 марта 2022
- просмотров 2024
Есенинская энциклопедия, 1895–1925/ Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН; Научн. и отв. ред. Н. И. Шубникова-Гусева. — Константиново: ГАУК «Государственный музей-заповедник С. А. Есенина», 2020—.
Вып. 1: Памятные места и литературная география/ [Редкол.: Б. И. Иогансон, Н. В. Корниенко, С. А. Серегина, М. В. Скороходов (ред.), С. И. Субботин (ред.); Авт. ст.: Н. Н. Бабицына, А. А. Николаева, Т. К. Савченко, Е. А. Самоделова, С. А. Серегина, М. В. Скороходов, Н. М. Солобай, С. И. Субботин, Н. И. Шубникова-Гусева]. — 2020. — 412 с.: ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-6043346-9-0 (в пер.).
Среди изданий последнего времени великолепным эдиционным качеством и научной обстоятельностью отличается представленная выше Есенинская энциклопедия. Выпуску этого издания предшествовали тома «Летописи жизни и творчества С. А. Есенина»
1.
Первый выпуск рецензируемой здесь весьма солидной «Есенинской энциклопедии» посвящён местам на планете, где побывал поэт
Сергей Александрович Есенин. В статьях, посвящённых биографическим топонимам, указано, с какого по какое время поэт находился в обозначенном месте, когда появлялся там снова, возвращался туда, с кем встречался, какие произведения сочинил. Значительная часть энциклопедических статей содержит описание истории географических названий, которые С. А. Есенин упомянул в своих письмах, статьях, поэмах, стихотворениях, где иногда оставил след в виде фотодокумента или коротких кадров киносъёмки, подтверждающих пребывание поэта на той или иной территории. Свидетельством о деятельности поэта в освещаемых составителями выпуска местах являются письма поэта и его адресатов к нему, газетные репортажи о вечерах и выступлениях С. А. Есенина и его спутников с чтением стихов, воспоминания друзей, знакомых или случайных свидетелей, записавших свои наблюдения и впечатления, а также квитанции, расписки и прочие документы, значительные и пустяковые, подтверждающие, что поэт присутствовал в тех или иных странах, городах, деревнях, монастырях, гостиницах, передвигался на пароходах, в поездах, на автомобилях, с помощью гужевого транспорта и пешим ходом, в обуви и босиком...
В
357 статьях, составивших энциклопедию, упоминаются или подробно освещаются
442 топонима. Это по преимуществу географические названия стран, городов, сёл, деревень, гор, рек и морей, океанов и материков, которые он реально посетил и описал в стихах или прозе. Получают систематическое освещение также места действия персонажей в стихотворениях, поэмах, драмах. Некоторые топонимы (и микротопонимы) нередко воспринимались исчезнувшими из исторического обихода уже при жизни С. А. Есенина, а то и были созданы его творческой фантазией.
В предисловии к основному корпусу статей составителями тόма упоминается также о микротопонимах, ставших предметом некоторых информаций (адреса улиц, площадей, домов, памятников, мемориальных досок, барельефов, музеев, библиотек, театров, концертных залов, консерваторий, поэтических центров, школ, институтов).
Наибольшее внимание уделено пребыванию С. А. Есенина в Москве, Петрограде (Ленинграде), Константиново и Рязани, путешествиям в пределы Западной Европы, Азии и Америки, на Север, Восток и Юг России (на Соловки, в Самарканд, Азербайджан и Грузию).
Замечательным достоинством энциклопедии являются иллюстрации. В первую очередь, это ксерокопии портретов Есенина и его родных и близких, а также снимки сельских и городских пейзажей, мостов, плотин, скромных домиков и величественных зданий, концертных залов, монастырских строений, храмов, часовен... Изобразительный ряд выполнен на основе профессионально изготовленных фотографий, любительских карточек, картин и рисунков, географических карт и схем, почтовых открыток, памятных знаков, удостоверяющих, что когда-то в этом месте было поселение, проходила шоссейная или железная дорога, были церкви, базары, дома священников, учебные заведения, жилье приятелей поэта... Значительный ряд составляют групповые фотографии, лица женщин, с которыми был связан С. А. Есенин любовными, дружескими или деловыми отношениями, снимки друзей, родных, членов семьи, детей поэта и их матерей, адресатов лирики и посвящений.
Здесь можно встретить ксерокопии дарственных надписей и черновиков произведений, изображения памятников, барельефов, живописных картин и графических изображений, в том числе портретов поэта и иллюстраций к его произведениям.
Обстоятельностью, даже скрупулезностью отличается большинство статей.
Иногда это информативные, строго освещающие сведения о географическом пункте с кратким указанием на источники полученных сведений.
Наибольшее пространство энциклопедии занимают аналитические литературоведческие статьи, исследующие не только своеобразие восприятия той или иной географической точки, но и мировоззрение поэта в период путешествия или проживания в той или иной местности. Приводятся яркие факты и формы его участия в литературной борьбе эпохи, различные переклички с мнениями и убеждениями единомышленников и оппонентов, места, где произошло переосмысление прежних убеждений, изменились взгляды, проиллюстрированы некоторые собственные или групповые декларации, произошли повороты в позициях, смены идей и оценок.
Авторами многих статей являются специалисты Есенинской группы ИМЛИ имени А. М. Горького РАН, сотрудники Рязанского государственного университета имени С. А. Есенина и музея-заповедника С. А. Есенина, члены Международного Есенинского общества «Радуница».
Натальей Игоревной Шубниковой-Гусевой написано
55 статей (плюс
6 статей в соавторстве);
Максимом Владимировичем Скороходовым 61 статья (и
9 в соавторстве),
Еленой Александровной Самоделовой —
52 статьи (плюс
7 в соавторстве),
Аллой Александровной Николаевой —
43 статьи (плюс
4 в соавторстве);
Ниной Максимовной Солобай —
36 статей (плюс
7 в соавторстве);
Татьяной Константиновной Савченко —
17 (плюс
2 в соавторстве)... Все географические названия и поэтические топонимы расположены по алфавиту. Это создаёт калейдоскопически пёструю общую панораму географических пунктов, в которые вписан С. А. Есенин. Научную достоверность подкрепляют подробные списки справочной литературы и литературоведческих трудов, подкрепляющих позиции интерпретаторов.
Немало внимания уделяется священным местам, воспетым или упоминаемым С. А. Есениным. Впечатляют контрастные переходы от
Германии к
Голгофе, а затем к
Гомелю, от
Солотчинского Рождества Богородицы мужского монастыря к
Сочи, от
Китая — к
Китежу.
Константиново располагается рядом с
Константинополем,
Лион с подмосковным
Литвиново,
Люберцы — с
Ляояном. Волнует экзотическое соседство
Самарканда и
Сан-Франциско,
Соединённых Штатов Америки и
Соловков,
Перми и
Персии,
Павловска и
Падуи,
Новочеркасска и
Нью-Йорка,
Алатыря и
Америки,
Африки и
Багдада,
Бердичева и
Берлина,
Брюсселя и
Брянска,
Калифорнии и
Калуги,
Кандалакши и
Канзас-Сити.
Символически неслучайным воспринимается расположение рядом
Елеона — и
Есенинской Руси...
Топоним «Русь» в есенинском поэтическом мире имеет богатый ряд эпитетов, среди которых определения общеязыковые и индивидуально есенинские:
древняя, смиренная, убогая, святая, метафизическая, белая, златая, отжившая, ложноклассическая, кабацкая... Русь представлена несколькими статьями (автор —
Светлана Серегина2), в широком историко-литературном контексте, с привлечением образов, созданных поэтами и прозаиками ХIХ в. (
В. А. Жуковским,
П. А. Вяземским,
Ф. И. Тютчевым,
Н. В. Гоголем,
Ф. М. Достоевским), фольклористами и этнографами, художниками и композиторами, а также современниками С. А. Есенина (
К. Д. Бальмонтом,
А. А. Блоком,
С. М. Городецким,
Н. А. Клюевым,
П. В. Орешиным...).
Распадение единой Руси отозвалось в энциклопедии наличием отдельных статей с названиями «Русь бесприютная», «Русь советская», «Русь уходящая» (все статьи написаны С. А. Серегиной). «Русь бесприютная» выведена поэтом в заголовок поэмы о детях-беспризорниках, в которых С. А. Есенин видел «тяжёлый укор» всем взрослым, в особенности благополучным «членам совнаркома», не замечающим горестного существования детей, из которых могли бы сформироваться гениальные поэты, творческий потенциал нации.
Некоторые статьи могли бы претендовать на значение самостоятельной научной монографии. Сразу после короткой статьи о Монголии идёт «Москва» (автор Н. И. Шубникова-Гусева при участии Н. М. Солобай
3). С этим городом связаны многие события творческой деятельности С. А. Есенина с 1912 по 1925 гг. Энциклопедическое повествование о Москве открывает не только малоизвестные и значительные события в жизни С. А. Есенина, уточняет его биографию, одновременно рисуя целостный его портрет, но и историю литературной и культурной жизни города, с 1918 г. вернувшего себе статус столицы России, а с 1922 г. ставшего столицей СССР.
Сотни имён писателей, актёров, художников, критиков, общественных и политических деятелей, издателей, названий и адресов организаций, домов и квартир Москвы вы обнаружите в этой чрезвычайно насыщенной разного рода сведениями, отрывками из репортажей, цитатами из воспоминаний, указаниями на источники сведений статье. Здесь цитируются периодические издания, перечисляются локусы, где создавались, озвучивались самим поэтом и актёрами опубликованные, а также готовившиеся к печати, но так и не получившие завершения издания произведений поэта, в том числе коллективных сборников.
С удивлением обнаруживаем множество судьбоносных пересечений, каждое из которых способно вызвать удивление.
С. А. Есенин был лично знаком с великой княгиней
Елизаветой Федоровной, встречался с ней в Москве. После совместного выступления в Доме искусств на Поварской (дом
Н. М. Соллогуб, известный как дом
Наташи Ростовой) будущий автор «Анны Снегиной» беседовал с
М. И. Цветаевой. С лёгкостью компанейского человека он присутствовал на именинах
А. Н. Толстого, прогулял в увлечённой беседе по московским улицам с
Вл. Ходасевичем... После развода с
З. Н. Райх (во время её брака с
Вс. Мейерхольдом) замышлял в 1922 г. совместно с последним и режиссёром
В. М. Бебутовым драму «Григорий и Димитрий»
4.
Среди знакомых, с которыми С. А. Есенин поддерживал диалогические отношения, К. Д. Бальмонт,
Ю. К. Балтрушайтис,
Андрей Белый (
Б. Н. Бугаев), Н. А. Клюев,
С. А. Клычков,
А. В. Ширяевец,
Б. А. Пильняк,
С. Т. Конёнков,
В. В. Маяковский,
Вс. В. Иванов,
А. П. Чапыгин,
Л. М. Леонов,
Л. Д. Троцкий,
А. В. Луначарский,
М. И. Калинин,
С. М. Киров... Он был не только поэт, литератор, но и «действительный член Вольной философской ассоциации»
5. Художник
Ю. П. Анненков писал его портрет...
В первой половине 1920-х гг. только о пьесе «Пугачёв» в печати зафиксировано около
100 статей в отечественной и зарубежной печати. В данном случае и количественный подход оправдывает себя. Изобилие внимания к С. А. Есенину в печати подчёркивает, что поэта воспринимали уже при жизни как весьма значительную личность в литературном процессе.
Приведённые составителями факты документируют его бесприютность в Москве и одновременно рассказывают о готовности очень многих простых людей, литературных и общественных деятелей, случайных знакомых и друзей приютить поэта в своём доме, помочь ему издать стихи, откликнуться на человеческое обаяние, написать о нём воспоминания. Знакомство с женщинами и стихи, им посвящённые, любовные «романы» с добросовестной тщательностью также вписаны в общий контекст городской жизни и творческой деятельности С. А. Есенина. Осознавая ценность сведений о поэте, значительность всех следов его пребывания среди земных людей, многие современники, талантливые и не владевшие божественными дарами, исполнили свою миссию поддержки человека и гениального художника в трагическую пору войн, революций, «классовой» борьбы.
Основательно развёрнута в энциклопедии также статья о Петрограде-Ленинграде (авторы А. А. Николаева и М. В. Скороходов). К сожалению, не упоминается, что сам
Пётр I в письмах называл город на голландский манер — «Санкт-Питербурх». Среди петроградских литераторов, с которыми был знаком С. А. Есенин, — А. А. Блок,
Д. С. Мережковский,
З. Н. Гиппиус,
Д. В. Философов,
Ф. К. Сологуб,
А. М. Ремизов,
А. А. Ахматова,
Л. Н. Андреев,
А. М. Горький (послушав, назвал его «херувимом»),
Рюрик Ивнев, С. М. Городецкий,
Е. И. Замятин,
Г. В. Иванов,
О. Э. Мандельштам, художник
И. И. Бродский. На квартире Канегисеров зимой 1915–1916 гг. С. А. Есенин познакомился с М. И. Цветаевой. Многочисленные описания топонимов содержат
сотни интереснейших фактов, делают чтение энциклопедии увлекательным наслаждением, утоляющим не только жажду познания, но и питающим эстетическое чувство, расширяющим духовное пространство читателя.
В бывшей столице 12 мая 1924 г. родился сын, четвёртый ребёнок, у
Н. Д. Вольпин и ставшего очередной раз бессемейным поэта. С энциклопедической обстоятельностью описаны выступления С. А. Есенина с чтением стихов, пересказаны и цитированы отклики об этом в печати, перечислены вечера памяти безвременно погибшего человека и поэта, но уже в январе 1926 г. зафиксированы ограничения в их проведении (предвестье репрессий). В связи с уходом С. А. Есенина в рецензируемом томе справедливо не употребляется слово «самоубийство». Более того, дана информация, что в 1990 г. была отслужена панихида по Сергею Есенину в Спасо-Преображенском соборе тогда ещё Ленинграда, и в Санкт-Петербурге «ежегодно проходит панихида по поэту в церкви во имя Спаса Нерукотворного образа (Конюшенная пл., 1)»
6.
Кратко остановлюсь на одном мимолётном топониме —
Лидо, пляжном курорте в Италии, где С. А. Есенин и
А. Дункан отдыхали с начала августа до начала сентября 1922 г. Автор статьи упоминает о стихотворении
Альфреда Мюссе «Декабрьская ночь» как импульсе к созданию «Чёрного человека», но не называет стихотворения Александра Блока «Мы шли на Лидо в час рассвета...», — на наш взгляд, с той же степенью вероятности послужившем источником лирических образов «позднего» С. А. Есенина.
Всё изобилие пространственных обозначений, даже беглый обзор того, к чему прикоснулся С. А. Есенин своими стопами, расширяет наше представление о земном пути и творческим словом созданном художественном мире С. А. Есенина до размеров почти
половины всего земного шара. Пространство континентов Евразии, Северной Америки, Кавказа, Сибири, столичных и губернских городов (Ростова-на-Дону, Харькова, Оренбурга, Самары, Рязани, Твери, Тулы, Вологды) так или иначе освоено путешественником, странником, мыслителем, влюблённым и счастливым, в увлечении народным и индивидуальным творчеством россиян и искусством многих стран мира, а то разочарованным, огорчённым, страдающим, сокрушённым, болезненно одиноким, тоскующим поэтом.
С. А. Есенин предстаёт со страниц энциклопедии не только как «гражданин села», защитивший своё право создать и никому не отдать собственную «лиру», даже и не только художник, успевший, несмотря на краткий по обычным меркам земной путь, мощно вписаться в литературную жизнь и духовное пространство российской и мировой культуры, но и как человек, представляющий земную цивилизацию в целом. Все достоинства и заблуждения человека, который прикоснулся к духовным и «материальным» источникам жизни, открыты и обнажены в наследии и биографии поэта, разорвавшего с традициями и вернувшегося к ним, жертвенно сопротивляясь жестокости века.
Издание сопровождено подробным указателем имён, упоминающихся в статьях
7, условных сокращений источников
8, указателем произведений С. А. Есенина
9. Напечатанная на хорошей бумаге, прекрасного типографского исполнения, с великолепными иллюстративными материалами, книга могла бы украсить любую научную или юношескую библиотеку, в том числе вузовскую или школьную, но тираж её — увы (!) — всего
1000 экземпляров...
Энциклопедический калейдоскоп статей о «памятных местах» С. А. Есенина на пространстве Земного шара является замечательным поводом к новым научным исследованиям и разысканиям. Помимо этого, сама жизнь и судьба С. А. Есенина, столь яркая и удивительная, творчески плодотворная, подробно обнажённая в информативных и аналитических статьях, претендует на новые варианты творческого освещения.
Примечания
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Алексеева Л. Ф. [Рецензия]/ Любовь Фёдоровна Алексеева// Вестн. Мос. гос. обл. ун-та. Сер.: Рус. филология. — 2022. — № 1. — С. 108–113. — DOI: 10.18384/2310-7278-2022-1-108-113. — Рец. на кн.: Есенинская энциклопедия, 1895–1925/ Институт мировой литературы им. А. М. Горького РАН; Научн. и отв. ред. Н. И. Шубникова-Гусева. — Константиново: ГАУК «Государственный музей-заповедник С. А. Есенина», 2020—. Вып. 1: Памятные места и литературная география/ [Редкол.: Б. И. Иогансон, Н. В. Корниенко, С. А. Серегина и др.; Авт. ст.: Н. Н. Бабицына, А. А. Николаева, Т. К. Савченко и др.]. — 2020. — 412 с.: ил. — 1000 экз. — ISBN 978-5-6043346-9-0 (в пер.).