Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Чеховская энциклопедия. Первый опыт

Рецензия

  • 20 Марта 2022
  • просмотров 1211
  • комментариев 9
А. П. Чехов: энцикл./ Сост. и науч. ред.: В. Б. Катаев. — М.: Просвещение, 2011. — 695, [1] с.: ил., портр.; 30 см. — Указ. упоминаемых произведений А. П. Чехова: С. 679-683. — Указ. имен: С. 684-695. — 5000 экз. — ISBN 978-5-09-019741-0 (в пер.).
Лицевая сторона переплёта энциклопедии «А. П. Чехов» (2011)Одной из последних книг, посвященных 150-летию со дня рождения Антона Павловича Чехова, стал солидный том объемом более чем в 100 учетно-издательских листов «А. П. Чехов. Энциклопедия», который вышел уже за пределами юбилейного года. Само имя составителя и научного редактора книги — В. Б. Катаев (Председатель Чеховской комиссии РАН, автор десятка книг и сотен статей о творчестве Чехова) — является гарантом ее научного качества. И результат не разочаровывает. Впрочем, могло ли и быть иначе, если большинство статей писали наиболее известные чеховеды? Причем большинство статей написано на основе проведенных ими детальных исследований. А если часть статей написана начинающими исследователями, то сделано это под руководством опытных специалистов.

Энциклопедия включает все основные разделы современного чеховедения: «Краткая летопись жизни и творчества А. П. Чехова», «Творческий путь А. П. Чехова», «Произведения А. П. Чехова», «Поэтика А. П. Чехова», «Мировоззрение А. П. Чехова. Его общественная позиция», «Биография А. П. Чехова», «Литературные связи», «А. П. Чехов и театр», «А. П. Чехов и другие виды искусства», «А. П. Чехов и мировая культура», «Изучение творчества А. П. Чехова», «Музеи», «А. П. Чехов в школе». Таким образом, издание выгодно отличает его тематическая полнота. Если вас интересуют, например, московские или петербургские адреса Чехова, его пребывание в Мелихове, Таганроге или Ялте, окружение Чехова, его литературные связи с русскими и зарубежными писателями XIX—XX веков, постановки пьес Чехова в русском театре XIX—XX веков, а также наиболее известные актеры и режиссеры, их осуществившие, Чехов в изобразительном искусстве, музыке и кино, восприятие Чехова в Великобритании, США, Японии и других странах, основные этапы изучения творчества Чехова и наиболее известные чеховеды XX столетия, то информацию и основную литературу на этот счет вы найдете в рецензируемом издании.

Нельзя объять необъятное, нечего даже и пытаться это сделать. Тем более в книге не такого уж большого объема, если учесть настоящий океан всего написанного о Чехове и связанного с его именем. И авторы этой первой Чеховской энциклопедии и не пытались это сделать. Зато мы все уже сейчас (а не через пять или десять лет: не секрет, что подготовка подобных энциклопедий порой растягивается на десятилетия) получили книгу, которая намного облегчит получение основной информации и сбор библиографии по любому связанному с Чеховым вопросу. Именно с нее будет теперь начинаться работа над любым новым исследованием о писателе.

Как известно, академическое издание Полного собрания сочинений А. П. Чехова включает в себя 18 томов художественных произведений (а есть еще 12 томов писем). В рецензируемом издании всем драматургическим произведениям писателя, разумеется, посвящена отдельная статья, однако в случае с прозой и публицистикой это, естественно, не так (одна обзорная статья посвящена и записным книжкам Чехова). Аналогичным образом в разделе «Зарубежные писатели» можно найти любопытнейшие статьи о Г. Гауптмане, Э. Золя, Г. Ибсене, М. Метерлинке, Г. де Мопассане, А. Стриндберге (и даже о Ш. Андерсоне, А. Миллере, Э. Олби, Т. Уильямсе и Б. Шоу, не говоря уже И. В. Гете, Э. Т. А. Гофмане и Г. Д. Торо), однако нет, например, статей о Г. Флобере, О. Уайльде. А без таких важных сюжетов представление о своеобразии творчества Чехова неизбежно оказывается неполным.

Это же касается и полноты освещения тех или иных произведений в монографических статьях о них. Историко-литературный комментарий к сочинениям Чехова даже в академическом издании (М.: Наука, 1983—1988) страдает некоторой неполнотой уже на момент его создания, отчасти связанной с условиями советского времени, а отчасти предопределенной принципами составления примечаний, которых придерживалась редакционная коллегия. Разумеется, тем более не могут претендовать на полноту достаточно краткие статьи, посвященные произведениям Чехова в рецензируемом издании. Однако авторы большинства статей не просто дополнили уже известное за счет появившейся за прошедшие более чем два десятилетия с момента выхода академического издания исследовательской литературы, но заново переосмыслили эти произведения в свете накопленных фактов и высказанных соображений.

Безусловно, также не претендуют на полноту общие разделы, посвященные творчеству Чехова: «Поэтика А. П. Чехова», «Мировоззрение А. П. Чехова. Его общественная позиция». В первом можно найти, например, статьи «Автор и герой в пьесах», «Деталь художественная», «Заглавия чеховские», «Коммуникация», «Повествователь в чеховском рассказе», «Подтекст и подводное течение», «Риторика», «Случайности эффект», а во втором — «Бокль», «Дарвин», «Дрейфуса дело», «Ницше», «Спенсер», «Шопенгауэр». Зато они емки и содержательны. Вообще на страницах этой энциклопедии представлено почти все лучшее, что накоплено на сегодняшний день в области изучения Чехова. Так, отдельные статьи включают в себя в переработанном виде фрагменты из классических работ известных чеховедов. Благодаря этому в энциклопедии представлен, например, целый ряд статей покойного А. П. Чудакова.

Когда речь идет об издании, в котором, хотя бы по условиям его объема, не мог быть в полной мере выдержан принцип полноты, всегда найдется что-то, чего в нем нет, но что также хотелось бы в нем видеть. Например, в рецензируемой энциклопедии о Г. Флобере не упоминается даже в статьях, посвященных «Душечке» и «Попрыгунье», которые, безусловно, связаны соответственно с его рассказом «Простая душа» и романом «Мадам Бовари». В статье о Ф. М. Достоевском, на наш взгляд, недостаточное внимание уделено пародиям и криптопародиям Чехова на автора «Братьев Карамазовых», а в списке литературы не хватает хотя бы работы Р. Г. Назирова «Достоевский и Чехов: преемственность и пародия».

Есть формулировки, которые кажутся небесспорными. В частности, в статье «Постмодернизма литература» читаем: «В отличие от таких „образцовых" постмодернистов, как Вл. Сорокин, о Чехове нельзя сказать, что для него едины красота и безобразие, добро и зло, истина и ложь» (с. 498). Думается, выраженное в такой форме представление о творчестве В. Г. Сорокина, независимо от того, какой смысл в эту фразу вложил автор этой статьи, воспроизводит устойчивый, но по существу небесспорный негативный стереотип, сложившийся в отношении постмодернистской литературы. Однако приходится только удивляться тому, насколько подобных формулировок в работе такого объема немного. Тем более что об их небесспорности можно говорить не в том смысле, что они недостаточно обоснованны или неудачны в стилистическом отношении, как это бывает обычно, а лишь в том, что мы не разделяем стоящего за ними представления. Но статьи рецензируемой энциклопедии даже и подобное внутреннее несогласие вызывают у ее читателя нечасто: настолько в них выдержана установка на точность фактов и наблюдений, на взвешенность оценок.

Переоценить важность выхода подобной энциклопедии трудно. Она открывает дорогу будущей детальной «Энциклопедии творчества Чехова», а там, даст Бог, и новому академическому изданию Полного собрания сочинений Чехова.
  • Теги
  • А. П. Чехов
  • Антон Павлович Чехов
  • биографии
  • биографическая энциклопедия
  • литературная энциклопедия
  • литературоведение
  • неполнота словника
  • персоналии
  • персональная энциклопедия
  • Просвещение
  • русская литература
  • спорные формулировки
  • Чехов
  • чеховедение
  • Библиографическое описание ссылки Кибальник С. А. Чеховская энциклопедия. Первый опыт/ С. А. Кибальник// Рус. лит. — 2013. — № 3. — С. 241-242. — Рец. на кн.: А. П. Чехов: энцикл./ Сост. и науч. ред.: В. Б. Катаев. — М.: Просвещение, 2011. — 695, [1] с.: ил., портр.; 30 см. — Указ. упоминаемых произведений А. П. Чехова: С. 679-683. — Указ. имен: С. 684-695. — 5000 экз. — ISBN 978-5-09-019741-0 (в пер.).

(Голосов: 2, Рейтинг: 3.44)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Антон Павлович вообще личность неординарная и неудивительно, что вышло целое энциклопедическое издание о нем. Особенно интересен на мой взгляд раздел «Мировоззрение и общественная позиция», т. е. как именно авторы её воспринимают, потому что до сих пор этот вопрос не рассматривался с должным вниманием.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Идея написания Чеховской энциклопедии обсуждалась еще 1994 году на симпозиуме в Германии в г. Баденвейлер. Стоит надеяться, что данное издание, действительно, только первый опыт, и в будущем стоит ожидать ещё более полных трудов о жизни и творчестве Антона Павловича.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Александр Иняхин пишет:
    Стоит надеяться, что данное издание, действительно, только первый опыт, и в будущем стоит ожидать ещё более полных трудов о жизни и творчестве Антона Павловича.
    Объемных трудов о жизни и творчестве Чехова все же немало. Да, это не энциклопедии, а просто отдельные книги. Конечно, разрозненную информацию хочется собрать воедино, чтобы было удобно ею пользоваться, однако и сейчас при желании все можно найти.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Интересно, будет ли в этой энциклопедии представлена переписка Чехова (например, с другими писателями)? Мне бы хотелось почитать, надеюсь, она там будет.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Не совсем понятно, на когда запланировано выпуск упомянутой «будущей детальной энциклопедии» о творчества Чехова — ждем следующего крупного юбилея? Вопрос
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Роман Троцкий пишет:
    Не совсем понятно, на когда запланировано выпуск упомянутой «будущей детальной энциклопедии» о творчества Чехова — ждем следующего крупного юбилея?
    Выпуск энциклопедии — проект, как правило, дорогостоящий. И мне кажется, что в юбилейные годы добиться от властей финансирования проще. Придумают у нас, например, какой-нибудь год Чехова и под это дело деньги и выделят.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Снежана Морозова пишет:
    Интересно, будет ли в этой энциклопедии представлена переписка Чехова (например, с другими писателями)? Мне бы хотелось почитать, надеюсь, она там будет.
    Судя по тому, что в энциклопедии есть раздел «Литературные связи», скорее всего, эта переписка в издании присутствует. Теперь что же касаемо самого издания, то, как мне кажется, Чехов один из самых недооцененных русских писателей и, как по мне, так его вклад русскую литературу и культуру куда более значительный, чем у Достоевского или Толстого. По крайней мере, он куда более позитивный и более жизнерадостный, что куда важнее, чем философские размышления про бытие. Я рад, что будущая детальная «Энциклопедия творчества Чехова» увидит свет.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Ох уж эта страсть к изучению. Сам Антон Павлович, наверно, сильно бы посмеялся, узнав как дотошно изучают его письма и произведения. Для чего детальная энциклопедия творчества? Что она даст читателю или зрителю. Произведения надо читать, а пьесы смотреть, а не разбирать их на составные части. Это все равно, что объяснять анекдот: бессмысленно дважды.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Константин Абров пишет:
    Ох уж эта страсть к изучению. Сам Антон Павлович, наверно, сильно бы посмеялся, узнав как дотошно изучают его письма и произведения. Для чего детальная энциклопедия творчества? Что она даст читателю или зрителю. Произведения надо читать, а пьесы смотреть, а не разбирать их на составные части. Это все равно, что объяснять анекдот: бессмысленно дважды.
    Не соглашусь. Чтобы лучше понять произведения писателя, интересно знать, в каких условиях он их создавал, что в это время происходило в его жизни. Так что письма, дневники и другие источники весьма любопытны. И такие энциклопедии нужны. Понятно, что не для всех: некоторые прекрасно живут, прочитав из всего творческого наследия Чехова одну лишь «Каштанку». Но другим обстоятельства жизни автора очень важны.
    • 1/0