Научная статья
- 17 мая 2022
- выбор редакции
- просмотров 2952
Цель исследования состоит в анализе истоков жанра энциклопедии как явления литературы и культуры, имеющего свою историю возникновения. Научная новизна заключается в комплексном анализе становления энциклопедии как жанра научно-популярной литературы, его преобразования от систематического порядка представления знаний к алфавитной организации статей. Ученые-энциклопедисты как компиляторы знаний обозначенного периода создавали справочные издания, прежде всего, в качестве образовательных ресурсов. Результатом исследования стало представление этапов становления энциклопедизма от первых античных энциклопедических трудов до средневековых систематических энциклопедий, служивших учебными пособиями для студентов общеобразовательных университетских факультетов.
Введение
Актуальность выбранной темы исследования обусловлена тем, что становление и поэтика жанра энциклопедии в его историческом развитии обращаются к проблеме цикличности знаний, а также к вопросам эволюции и специализации термина энциклопедия. В настоящее время энциклопедия как особый литературный труд рассматривается в качестве универсального справочника с объективным представлением документального материала, основанного на фактах (Николюкин, 2018)
1. Однако появление энциклопедических трудов в период VI—XIII вв. ставит перед исследователями актуальную проблему типологического статуса справочных изданий, определения их вклада в популяризацию научных знаний. Использование категории жанр применительно к этим произведениям раннего Средневековья позволит конкретизировать отдельные положения о статусе и своеобразии справочных изданий в литературоведении.
В рамках исследования предполагается решить следующие задачи: во-первых, охарактеризовать в диахроническом интервале историю становления жанра энциклопедии на материале значительных справочных изданий VI—XIII веков; во-вторых, проанализировать жанр энциклопедии в аспекте влияния социокультурного контекста на его становление; в-третьих, уточнить обстоятельства трансформации указанного жанра от научного к научно-популярному. Для этого в статье использовано сочетание сравнительно-исторического, биографического и контекстно-интерпретационного методов литературоведческого анализа. С помощью системного подхода обеспечивается аналитическое описание становления европейского средневекового энциклопедизма.
Теоретической базой исследования наряду с трудами отечественных ученых (
http://granat.wiki/enc/ee/entsiklopediya; Уколова, 1989
2; Петров, 2000
3; Симон, 2001
4; Саитов, 2010
5), послужили работы зарубежных исследователей (Lе Goff, 1994
6; Beyer de Ryke, 2003
7), рассматривавших жанр энциклопедии в его историческом развитии.
Практическая значимость исследования заключается в том, что его результаты и сделанные выводы могут быть использованы литературоведами для продолжения изучения жанра энциклопедии как системы категорий исторической поэтики.
Основная часть
Энциклопедии как явление литературы и культуры имеют свою историю возникновения и становления. До появления в XVIII в. французской Энциклопедии
Д. Дидро и
Ж. Л. Д’Аламбера этот жанр справочной литературы имел свою предтечу в Европе. Исследователи проблемы энциклопедизма отмечают, что потребность в своде и классификации знаний возникла уже в Античности, отличавшейся универсализацией взгляда на мир (Артемьева, Микешин, 2005
8; Саитов, 2010
9).
Зарубежные исследователи выделяют
два этапа в становлении европейского средневекового энциклопедизма. Первый этап датируется 500-1200 гг., когда важно было сохранить то, что оставалось от античного наследия, и наблюдалась острая нехватка филологических трудов:
une première qui va de 500 à 1 200 environ et qui est marquée par le soucis de rassembler et de transmettre ce qui reste de l'héritage antique en un temps de pénurie philologique (Beyer de Ryke, 2003, с. 1245)
10. Второй этап в общих чертах вписывается в период 1200—1500 гг. и характеризуется стремлением предоставить доступ ко всему знанию, но путем выбора и отбора материала, поскольку в эпоху изобилия книг возникла необходимость сортировать массу новых, поступающих извне знаний:
une seconde, grosso modo de 1200 à 1500, qui — comme la précédente — est caractérisée par la volonté de donner accès à l'ensemble du savoir, mais au travers d'un choix et d'une sélection car, époque d'abondance livresque, il est devenu nécessaire de faire le tri dans la masse des connaissances nouvelles issues (Beyer de Ryke, 2003, с. 1246)
11.
Энциклопедически всеохватный характер носили труды
Аристотеля (Ἀριστοτέλης, 384 г. до н.э. — 322 г. до н.э.), расположенные по системе знаний. Собрание сочинений ученого с комментариями издавалось в 1489 г. в Венеции, Базеле (1531), Франкфурте (1584), и в конце XVIII в. появилось издание на греческом и латинском языках. В кн. VIII «Политика», посвященной общественному воспитанию, впервые встречается выражение
eleutherioi epistemai, переводимое как
свободные искусства (Симон, 2001)
12, изучавшиеся полноправными (свободнорожденными) членами античного общества. В число
eleutherioi epistemai входило
семь наук: грамматика, риторика, диалектика, геометрия, арифметика, музыка и астрономия. Неполноправному гражданину (рабу) был возможен доступ только к ремесленным знаниям (Симон, 2001)
13.
Среди авторов первых античных энциклопедий, более определенных в жанровом отношении, называют римского ученого-систематизатора, историка, филолога, поэта, автора одного из первых языковедческих сочинений «О латинском языке»
М. Т. Варрона (Marcus Terentius Varrō, 116—27 гг. до н.э.). В своем главном труде энциклопедического характера «Disciplinae» (
Науки) ученый рассматривал
девять наук, каждой из которых он посвятил отдельную книгу: грамматику, риторику, диалектику, астрономию, геометрию, арифметику, архитектуру, медицину, музыку. Труд не носил названия энциклопедия, но по своей форме представлял систематическое справочное издание. Впоследствии о труде М. Т. Варрона стало известно благодаря его цитированию другими авторами, так как само сочинение было утеряно. Поскольку до современной эпохи не дошло ни одного энциклопедического произведения древних греков, Варрона рассматривают как родоначальника жанра энциклопедии, представлявшего научно-популярную литературу на европейской почве (Симон, 2001)
14.
Прообразом всех последующих европейских энциклопедий в плане объёма, цитирования авторов, тех или иных утверждений и наличия указателя и содержания является «Naturalis historia» (
Естественная история) древнеримского писателя-эрудита
Плиния Старшего (Gaius Plinius Secundus, между 22-24 гг. — 79 г. н.э.). Сам древнеримский писатель называл свой труд «круговое (всестороннее) обучение» (ἐγκύκλιος παιδεία — энкюклиос пайдейя). Скорее всего, это выражение легло в основу слова «энциклопедия». Плиний Старший попытался связать развитие античной науки с практической деятельностью, а именно, с сельским хозяйством, торговлей, горным делом. Для автора стало важным установить связь между человеком и природой (Альбрехт, 2004)
15. Сначала описывались области изучения, а затем составляющие их элементы, что позволило создать довольно четкую структуру произведения. Начало латинской научной терминологии следует искать именно в «Естественной истории» Плиния Старшего.
На основе более
2000 прочитанных книг Плиний выстроил разделы энциклопедии «Naturalis historia» в следующем порядке (Beyer de Ryke, 2003)
16:
- в списке источников (книга I) описано зарождение Вселенной;
- раздел космография (книга II) посвящен описанию структуры Земли;
- в разделе география (книги III-VI) введены понятия из области географии;
- раздел антропология (книга VII) дает информацию о жителях планеты;
- разделы зоология (книги VIII-XI) и ботаника (книги XII-XIX) посвящены рассказу о животном и растительном мирах;
- разделы медицина (книги XX-XXXII) и минералогия (книги XXXIII-XXXVII) затрагивают известные на тот момент времени сферы человеческой жизни и быта.
В
37 книгах (
2493 главы, или параграфа), дошедших почти полностью до наших дней, представлено подробное оглавление (первая книга) к последующим
тридцати шести книгам. Несвойственное для античной практики оглавление, согласно обоснованию Плиния, должно было помочь читателю преодолеть трудности сплошного чтения, что предполагало использование «Естественной истории» в справочных целях. Несмотря на внушительный объем труда Плиния, его произведение не относится к трудам «критической учености», своим авторитетом оно распространяло и освещало в течение многих
столетий, наряду с ценными и реальными сведениями, самые фантастические басни и суеверия. «В очень несовершенно систематизированном изложении он сообщает сведения по астрономии (весьма скудные), физике (также скудные), химии, ботанике, зоологии, технике, сельскому хозяйству и медицине. Говоря о технике, он часто сообщает сведения о зодчестве, живописи и ваянии. Таким образом, Плиний вовсе оставляет без рассмотрения все “словесные” науки и уделяет только слабое внимание математике, физике и философии. Всем этим наукам он предпочитает прикладные знания: агрикультуру, медицину, технику» (
http://granat.wiki/enc/ee/entsiklopediya).
Согласимся с утверждением, что именно античные авторы Аристотель, Варрон, Плиний в своих трудах представили энциклопедизм как идеал культуры:
c'est l'Antiquité qui a imposé l'encyclopédisme comme idéal culturel (Beyer de Ryke, 2003, с. 1245-1246)
17.
Краткий анализ греческих и римских произведений, носивших справочный характер, позволяет сделать вывод об отсутствии единого термина
enkyklopaideia по отношению к литературным произведениям подобного жанра. Слово
энциклопедия у греков и римлян переносилось на общее образование, ограничивавшееся основами определенных наук, означало определенный «круг чтения», а не разновидность справочной или научно-популярной литературы.
Рождение средневекового энциклопедизма связано с именем священнослужителя, ученого и писателя
Исидора Севильского (San Isidoro de Sevilla, около 570—636 гг. н.э.). Благодаря созданному труду в
20 книгах «Etymologiae sive Origines» (
Этимологии, или Начала), где был представлен общий очерк знаний эпохи в форме объяснения значений слов, его считают одним из посредников между античной и средневековой культурами.
В состав
Этимологий были включены
48 глав известного трактата ученого «De natura rerum» (
О природе вещей, написанного между 613—621 гг.). Согласно
В. И. Уколовой (1989), трактат делился на
три части:
- науке гемерологии (деление времени на дни, часы, годы) ученый посвятил I-VIII главы;
- IX-XXVII главы передавали знания о Вселенной (космографии) и астрономии;
- описание земли и неба, частей мира, явлений природы Исидор Севильский дает в главах XXVIII-XLVII (с. 196-197).
Этот труд стал фундаментом средневекового образования, представляя средний, «школьный» уровень рассуждений о природе. Сочинение «Etymologiae sive Origines» стало одновременно и «интеллектуальным» познанием природы в Средние века, и спасением для науки — «une œuvre de sauvetage» (Beyer de Ryke, 2003, с. 1246)
18, использовалось для клириков при обучении космографии (научной и учебной дисциплине, изучавшей устройство Вселенной). Учеными установлено
семнадцать сохранившихся рукописей, содержащих полностью или в виде фрагментов тексты
Этимологий, что позволяет говорить о влиянии трактата Исидора Севильского на раннесредневековую образованность. Со времени появления этого произведения было написано более
1000 трудов, подражавших авторитетному автору:
Les Etymologies connaîtront pendant plusieurs siècles un succès considérable dans tout l'Occident, attesté par un nombre impressionnant de manuscrits (plus d'un millier) (Beyer de Ryke, 2003, с. 1250)
19. «Начала» Исидора Севильского послужили одним из основных источников в качестве толкового, этимологического и терминологического словаря для последующих составителей энциклопедий (
http://granat.wiki/enc/ee/entsiklopediya).
Крупнейший деятель просвещения среди англосаксов бенедиктинский монах
Беда Достопочтенный (Beda Venerabilis, 672-673 гг. — около 736 г.) составил небольшую по объему естественнонаучную энциклопедию «De natura rerum» (
О природе вещей), имевшую чисто учебное назначение для монастырской школы. Трактат был обязательным учебником в каролингских школах (Петров, 2000, с. 539)
20.
Отсутствие представления о единстве и законченности общего светского образования как следствие педагогической практики западного Средневековья уже к VI в. способствовало исчезновению слова
enkyklopaideia из литературного лексикона Западной Европы (Симон, 2001)
21.
Характерной разновидностью научной литературы на всем протяжении Средневековья становятся
глоссарии — алфавитные толковые словари малоупотребительных слов и выражений. Среди авторитетных толковых словарей раннего Средневековья назовем «Liber glossarum» (
Книга глосс), написанную в VIII в. каролингским минускулом. Глоссы активно использовались в преподавании, что говорит об их влиянии на интеллектуальную жизнь общества эпохи их создания.
Философы, занимающиеся историей глосс, отмечают, что «многочисленные глоссарии являются прекрасным источником для уяснения особенностей западноевропейской науки и школы раннего Средневековья, поскольку учебный и исследовательский процессы отразились в них не в виде уже завершенных произведений, но запечатлены in fieri, в становлении: такими, какими они были в тот или иной момент внутри стен школьного класса. Каждый манускрипт, содержащий глоссы на школьный текст, фиксирует деятельность отдельного центра в определенное время. Исследуя глоссы, можно понять, что и как преподавали и изучали» (Петров, 2000, с. 537)
22. Глоссарии не имели такого значения и распространения, как систематические энциклопедии, не были рассчитаны на широкий круг читателей, не приспосабливались для учебных целей, а ориентировались на тех, кто самостоятельно изучал различные науки (
http://granat.wiki/enc/ee/entsiklopediya).
Однако желание охватить всю совокупность человеческих знаний, а также стремление к грандиозным синтезам способствовали появлению многочисленных произведений, похожих на энциклопедии в современном значении этого слова. Но одного общего термина для них так и не возникло, чему было много препятствий: низкий уровень научных изысканий, отсутствие разделения на дисциплины, «разнообразие содержания соответствующих произведений, охватывавших различнейшие предметы: от бога и ангелов до способов копчения селедок и обращения со служанками; разнообразие типов средневековых энциклопедий, их читательских и целевых установок» (Симон, 2001)
23. До XII века энциклопедии в основном отражали философскую систему
Августина, а
Платон, оказавший своими трудами значительное воздействие на эту систему, повлиял на популяризировавшие её энциклопедии (
http://granat.wiki/enc/ee/entsiklopediya).
Золотым веком средневекового энциклопедизма стал XIII век, о чем в свое время писал авторитетный историк
Жак Ле Гофф (Lе Goff, 1994)
24.
Четыре труда конца XII в. и конца XIII в. являются ключевыми в этом плане, когда значимыми становятся компиляция знаний и их популяризация. Это небольшая по объему энциклопедия «De naturis rerum» (
О природе вещей) английского богослова, ученого-энциклопедиста
Александра Неккама (Alexander Neckam, 1157—1217 гг.). Наряду с пиететом к имени Аристотеля для Неккама характерно увеличение в энциклопедии географических сведений и относительное их уточнение как результат Крестовых походов. Отмечается интерес Неккама к технике: в своей работе он, первый из европейцев, говорил о компасе и зеркалах из стекла (
http://granat.wiki/enc/ee/entsiklopediya).
Значимым стал компендиум «De proprietatibus rerum» (
О свойствах вещей)
Бартоломея Английского (лат. Bartholomaeus Anglicus, франц. Barthélémy l'Anglais, 1190—1250 гг.), состоявший из
19 книг. В своем произведении автор представил разные аспекты средневековой науки: теология, медицина, астрономия, география и т. д. Любопытно, что Бартоломей Английский, как и некоторые более ранние энциклопедисты (Плиний, Исидор Севильский), во многих случаях отказывался от систематического расположения, давая материал в алфавите названий предметов, хотя этот алфавит весьма несовершенен: учитывается только первая буква слова. Благодаря своему относительно небольшому по средневековым меркам формату, включавшему достаточно большой объем информации, энциклопедия Бартоломея Английского длительное время пользовалась успехом у средневекового читателя, став пособием для студентов так называемых факультетов искусств.
О популярности компендиума говорит тот факт, что с конца XV в. до начала XVII в. сочинение Бартоломея Английского переиздавалось
75 раз на латинском языке и в переводе на новые для той эпохи языки (английский, французский, испанский). По подсчетам немецкого исследователя
Э. Фойгта, к началу XX в. в библиотеках Европы хранилось около
90 рукописей сочинения «О свойствах вещей» (Матузова, 1979)
25.
Энциклопедическому труду «Liber de natura rerum» (
Книга о природе вещей)
Фома из Кантемпре (лат. Thomās Cantimpratensis, франц. Thomas de Cantimpré, 1201—1270 гг.) посвятил более
15 лет. Он сосредоточил свое внимание на естествознании, прежде всего на мире живой и неживой природы. В окончательном виде работа насчитывает
двадцать книг (в подражание «Этимологиям» Исидора Севильского), каждая из которых посвящена отдельной отрасли науки о природе. Весь материал о четвероногих, птицах, морских чудовищах, рыбах, змеях, червях, деревьях, растениях и камнях автор упорядочил по алфавитному принципу. Фома дополнил уже давно сложившийся, канонический список новыми персонажами, посвятив отдельную книгу чудовищам моря (
https://facetia.ru/node/2781).
Энциклопедист и философ, теолог
Винсент из Бове (лат. Vincentius Bellovacensis; франц. Vincent de Beauvais, 1190—1264 гг.) создал универсальную энциклопедию огромного объема «Speculum majus» (
Зерцало великое), основанную на систематическом порядке изложения. Написанная на латыни, работа состоит из
80 книг, включающих
9885 глав, при этом объем каждого тома составляет около
тысячи страниц. Это самая значительная энциклопедия Средневековья, она состоит из
4 частей:
- Speculum naturale (Зерцало природное) — 32 книги в 3718 главах;
- Speculum doctrinale (Зерцало вероучительное) — 17 книг в 2374 главах;
- Speculum historiale (Зерцало историческое) — 31 книга в 3793 главах;
- Speculum morale (Зерцало нравственное) (Шишков, 2003, с. 168-169)26.
Для составления своего труда философ привлек огромную литературу, проанализировав труды примерно
350 писателей, имена которых упоминаются в самой большой по объему части —
«Speculum naturale». Помимо отдельных авторских имен, создатель «Speculum majus» упоминает анонимные тексты, посвященные житиям святых, соборным деяниям и т. д., что позволяет говорить об огромном количестве источников, к которым он обращался. Отвечая на вопрос, как мог
один человек справиться со столь огромной литературой, отечественный историк отмечает, что «в библиотеках средневековых монастырей, отчасти из экономических соображений, преимущественно из-за дороговизны пергамента, вместо полных собраний авторов охотно прибегали к выборкам из них, к так называемым флорилегиям, т. е. собственно «цветникам», распространяя их как на языческую, так и на христианскую литературу, главным образом в целях хрестоматийно-учебных, т. е. как образцы для подражания, особенно в проповедях, и дополнения к читаемым лекциям. <...> Но эти флорилегии недостаточно было прочитать, их надо было переписать или целиком, или в извлечениях» (Маклеин, 1932)
27. Всестороннюю помощь оказывали собратья по ордену, они копировали необходимые тексты, а также статьи, которые редактировал сам ученый. Кроме того, широкое содействие оказывал король
Людовик IX Святой, заинтересованный в успехе работы, оплачивая стоимость необходимых для энциклопедии книг и предоставляя средства на снятие копий.
Зерцало великое оказало большое влияние на множество дидактических поэм XIV и XV вв. и даже отразилось на «Божественной Комедии»
Данте. После изобретения книгопечатного станка Зерцало было напечатано не менее
шести раз. Даже после появления энциклопедий с алфавитной организацией статей взамен архаичной структуры средневекового манускрипта (деление на разделы, затем на книги, главы и параграфы), оно перепечатывалось
дважды (в 1521 и 1627 годах).
Заключение
Обзор трудов обозначенного периода показывает, что энциклопедические произведения существовали, но термина для обозначения такого жанра не было. Большинство энциклопедических трудов поддерживало средневековое образование. В средневековых университетах и многочисленных школах росло число студентов и учащихся, нуждавшихся в образовательных ресурсах. Будучи в целом компиляторами знаний соответствующего периода, ученые-энциклопедисты фактически способствовали созданию энциклопедий как образовательных ресурсов. Знаниевая парадигма активизировала поступательный процесс научной коммуникации. Энциклопедически образованные люди создавали научно-популяризаторскую литературу, составившую историю жанра энциклопедии, в таких протожанрах, как компендиум, трактат, этимологический словарь, зерцало, глоссарии и др.
Перспективы дальнейшего исследования проблемы состоят в необходимости изучения вопросов формирования и успешного становления энциклопедии в эпоху позднего Средневековья и Возрождения. Предстоит рассмотреть справочные труды этого периода как форму представления и классификации знаний, совместимость данного литературного жанра с конкретными социокультурными ценностями образованного круга европейского языкового сообщества.
Источники
- Альбрехт М. фон. История римской литературы от Андроника до Боэция и ее влияния на позднейшие эпохи: в 3-х т. / пер. с нем. А. И. Любжина. М.: Греко-латинский кабинет Ю. А. Шичалина, 2004. Т. 2.
- Артемьева Т. В., Микешин М. И. Энциклопедия как форма универсального знания // Человек. 2005. № 2.
- Маклеин А. И. Энциклопедия Винцения из Бовэ // Труды Института книги, документа и письма. II. Л.: АН СССР, 1932. URL: http://annales.info/evrope/france/vincent.htm
- Матузова В. И. Бартоломей Английский // Английские средневековые источники. М.: Наука. 1979.
- Николюкин А. Энциклопедия как жанр // Литературная газета. 2018. 11 апреля. URL: https://lgz.ru/article/-15-6639-11-04-2018/entsiklopediya-kak-zhanr/
- Петров В. В. Каролингские школьные тексты: глоссы из круга Иоанна Скотта и ремигия из Осерра // Философия природы в античности и в средние века: сборник переводов и исследований / общ. ред., сост., введ. П. П. Гайденко и В. В. Петрова. М.: Прогресс-Традиция, 2000.
- Саитов У. Г. Страницы истории энциклопедистики // Проблемы востоковедения. 2010. № 1 (47).
- Симон К. Р. Термины Энциклопедия и Свободные искусства в их историческом развитии // Русский язык. 2001. № 34. URL: https://rus.1sept.ru/article.php?ID=200103404
- Уколова В. И. Рождение средневекового энциклопедизма. Исидор Севильский // Античное наследие и культура раннего Средневековья (конец V — начало VII века). М.: Наука, 1989.
- Шишков А. М. Средневековая интеллектуальная культура. М.: Издатель Савин С. А., 2003.
- Beyer de Ryke B. Le miroir du monde: un parcours dans l’encyclopédisme médiéval // Revue belge de Philologie et d’Histoire. 2003. T. 81. F. 4.
- Lе Goff J. Pourquoi le XIIIe siècle a-t-il été plus particulièrement un siècle d’encyclopédisme? // L’enciclopedismo médiévale: Atti del convegno, San Gimignano, 8-10 oсtobre 1992. Ravenna: Ed. M. Picone, 1994.
Дата поступления рукописи (received): 02.11.2021; опубликовано (published): 28.12.2021.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Герасимова С. А. Жанр энциклопедии в социокультурном контексте 500–1250 гг. (истоки возникновения, этапы становления)/ Светлана Анатольевна Герасимова// Филологические науки. Вопросы теории и практики. — 2021. — Т. 14, вып. 12. — С. 3717-3721.