- 11 июля 2023
- просмотров 1143
Мир энциклопедий. Из публикации о творчестве английского писателя и публициста Герберта Уэллса российского публициста и экономиста Валентина Катасонова. Опубликовано на медиапортале MediaBrest.by.
А сейчас я хотел бы остановиться на книге «World Brain» [1]
1, что можно перевести как «Мировой мозг», или «Всемирный мозг». Это сборник эссе и статей Уэллса, который, по моим данным, даже на английском языке был издан лишь
один раз — в 1938 году.
К этому времени Уэллс уже в основном сформировал представление о том, как должен выглядеть «дивный новый мир» (идеальная модель человечества). В нём не должно быть национальных государств — носителей националистического духа, питающего войны и межгосударственные конфликты. То есть человечество должно проживать в едином мировом государстве. Управлять этим государством должно мировое правительство. Состоять оно должно из интеллектуальной элиты общества, то есть учёных. Очень похоже на греческого мыслителя
Платона, который в своих диалогах «Государство» писал, что во главе идеального государства должны стоять философы и философствующие цари.
Уэллс допускал, что к управлению мировым государством могут быть допущены представители некоторых других сословий. В первую очередь, банкиры, которые, по мнению писателя, имеют более широкий кругозор, чем промышленники или торговые капиталисты. Мировое правительство должно управлять всеми сторонами жизни человека. Даже такой стороной, как деторождение. Уэллс — откровенный неомальтузианец, он считает, что демографический рост надо сдерживать и контролировать. Деторождение следует планировать и лимитировать на уровне каждого отдельного человека.
Общественный строй «дивного нового мира» Уэллс называет социализмом. Но он категорически не разделяет социалистических идей
Карла Маркса, который призывал двигаться к социализму через классовую борьбу и революцию. Герберт Уэллс придерживается фабианских взглядов на социализм.
Социализм Уэллса должен базироваться не на идеологии марксизма, а на религии, причем мировой. Но сам Уэллс является атеистом. Фактически под мировой религией он имеет в виду не христианство или какую-то иную традиционную религию. А новую религию, созданную человеком на основе науки.
По Уэллсу капитализм должен постепенно трансформироваться, эволюционировать в социализм. И для такой трансформации необходимо, во-первых, создание такой новой «научной» религии. Во-вторых, просвещение на основе «научной» религии человечества, причем во всемирном масштабе.
Знакомство с философскими трактатами Уэллса подводит к мысли, что писатель считал себя первым «апостолом» новой религии, а высшим Божеством в этой религии и должен стать «Мировой мозг». В традиционных религиях
Бог творит мир и человека. А у Герберта Уэллса, наоборот, человек должен сотворить бога, называемого «Мировым мозгом».
Итак, для построения «дивного нового мира», по мнению Уэллса, необходим «Мировой мозг». Суть проекта «Мирового мозга» можно выразить в
нескольких словах: создание мирового центра сбора, верификации, классификации, интеграции и аккумуляции самых передовых и надёжных знаний из всех возможных сфер науки и последующего доведения этих знаний до каждого человека на планете.
Нельзя сказать, что идея «Мирового мозга» Уэллса родилась на пустом месте. Писатель шотландского происхождения
Эндрю Майкл Рэмзи писал в первой половине XVIII века о зарождающемся в Европе масонстве как о позитивном явлении (жил во Франции и считается
одним из основоположников французского масонства). Он полагал, что одна из целей масонства —
...предоставить материалы для Универсального словаря... Таким образом, свет всех народов будет объединён в одно произведение, которое будет универсальной библиотекой всего прекрасного, великого, светящегося, прочного и полезного во всех науках и во всех благородных искусствах. Эта работа будет увеличиваться в каждом столетии по мере увеличения знаний.Эндрю Майкл Рамзи
Движение энциклопедистов во Франции в середине восемнадцатого века было ярким проявлением практической реализации этих планов. Однако французские энциклопедисты захлебнулись, поскольку объём информации и знаний в мире расширялся в геометрической прогрессии.
О Мировом мозге незадолго до Уэллса размышлял
Никола Тесла. Он полагал, что быстрое развитие беспроводной связи может ускорить создание Мирового мозга. В 1926 году он писал:
Когда беспроводная связь будет идеально применена, вся земля превратится в огромный мозг... Не только это, но и через телевидение и телефонию мы будем видеть и слышать друг друга так же прекрасно, как если бы мы были лицом к лицу, несмотря на разделяющие расстояния в тысячи миль; и инструменты, с помощью которых мы сможем это сделать, будут удивительно просты по сравнению с нашим нынешним телефоном. Мужчина сможет носить его в кармане жилета.Никола Тесла
— удивительное предвидение насчёт современного мобильного телефона.
Параллельно с Уэллсом проект Мирового мозга продвигал
Поль Отле, бельгийский писатель и предприниматель, пионер информатики. Он, между прочим, ещё перед Первой мировой войной предсказал появление интернета. Отле писал в 1935 году:
Человек больше не нуждался бы в документации, если бы он был ассимилирован в существо, которое стало всеведущим, подобно самому Богу.Поль Отле
Таким высшим существом, подобным Богу, и был Мировой мозг. У Герберта Уэллса синонимом Мирового мозга была Всемирная энциклопедия.
Впервые развернутое представление о Всемирной энциклопедии писатель изложил в лекции, прочитанной в Королевском институте Великобритании на Еженедельном вечернем собрании 20 ноября 1936 года. Эта лекция вошла в состав сборника «World Brain». Всемирная энциклопедия, по определению писателя — «своего рода ментальная расчётная палата для ума, депо, где знания и идеи принимаются, сортируются, обобщаются, перевариваются, уточняются и сравниваются».
В упомянутой лекции писатель сетует на раздробленность, фрагментарность, несогласованность человеческого знания. Учёный в одной стране может не знать, что делает учёный, занимающийся подобными вопросами, в другой стране. Знания из одной научной дисциплины не увязываются со знаниями из других. Между отдельными научными дисциплинами выстраиваются «китайские стены». Необходима координация познавательной деятельности, а, главное, синтез знаний, создание целостной картины мира. Если этого удастся достичь, тогда исчезнет значительная часть непониманий между людьми, которые нередко приобретают форму конфликтов и мешают единению людей в рамках единой религии, единого общества и единого мирового государства. «Апостол» новой религии даже заявлял, что «Всемирная энциклопедия» заменит со временем Библию. Г. Уэллс разъяснял суть проекта:
Эта «Всемирная энциклопедия» станет ментальным фоном каждого разумного человека в мире. Он [ментальный фон] будет жить, расти и постоянно меняться, постоянно подвергаясь пересмотру, расширяясь и заменяясь оригинальными мыслителями во всём мире. Каждый университет и научно-исследовательское учреждение должны его подпитывать. Каждый свежий ум должен быть приведён в контакт с его постоянной редакционной организацией. А с другой стороны, его содержание было бы стандартным источником материала для учебной стороны школьной и университетской работы, для проверки фактов и проверки утверждений — повсюду в мире. Даже журналисты соизволили бы им воспользоваться; даже владельцев газет можно заставить уважать это.Герберт Уэллс
В сборнике «World Brain» любопытна лекция, прочитанная писателем в 1937 году в Америке. Он обращает внимание на резко усилившиеся взаимосвязи между странами в силу развития разных коммуникаций — транспортных, телеграфных, телефонных и радио. Это значительно облегчает реализацию проекта. С другой стороны, ситуация в мире крайне напряженная. Пахнет большой войной. Предотвратить её не в состоянии ни христианство, ни марксистский социализм. Единственное средство — срочный запуск проекта «Мирового мозга», который позволит людям открыть глаза и понять, что происходит и как надо действовать.
В своей американкой лекции Уэллс упоминает Международный комитет по интеллектуальному сотрудничеству (консультативное отделение Лиги Наций), а также Всемирный конгресс универсальной документации 1937 года (писатель принял участие в работе конгресса). Именно они могли бы дать старт проекту «Мирового мозга».
Размышляя о том, как сделать Мировую энциклопедию доступной для всех, Уэллс предлагал, чтобы она издавалась на английском языке, который к концу 1930-х гг. был уже самым распространённым. А те страны, которые не перешли на массовое использование английского языка, должны наладить обучение ему в школах. Доступность материалов энциклопедии предлагалось увеличить за счёт микрофильмирования и повсеместного применения проекторов.
Заканчиваю пересказ сборника «World Brain». Отмечу, что целый ряд идей писателя, высказанных на страницах сборника, были воплощены в жизнь. Так, известный английский учёный, писатель и футуролог
Артур Кларк вспоминал об идее Мирового мозга Г. Уэллса и в 1962 году в своей книге «Профили будущего» высказал предположение, что доступ к такому мозгу можно будет получить через компьютерные терминалы, связанные с мировым компьютером.
Сегодня мир опутан паутиной Интернета, который доставляет громадные массивы информации каждому через персональные компьютеры, планшеты, мобильные телефоны и другие устройства. Нынешнюю систему Мировой паутины (World Wide Web, WWW) считают воплощением проекта Герберта Уэллса по созданию Мирового мозга. Практически реализована и идея Мировой энциклопедии Уэллса в виде «Википедии», или «Свободной энциклопедии».
Многие называют идеи сборника «World Brain» «пророческими». Опять возникает вопрос: каков источник этого пророческого дара писателя? Вариантов
два:
- источник «свыше» (мистическая версия);
- источник «изнутри» (конспирологическая версия).
Я склоняюсь ко второму варианту. То есть Герберт Уэллс входил в круг «посвящённой» британской элиты и был в курсе её долгосрочных и сверхдолгосрочных планов по переустройству мира.
Мир энциклопедий. До книги «Мировой мозг» текст лекции 1936 года Уэллс опубликовал в брошюре «Идея Всемирной энциклопедии» (The idea of a world encylopædia) [2]
2.
Литература («Мир энциклопедий»)
- Wells H. G. World brain/ H. G. Wells. — Garden City; N.Y.: Doubleday, Doran & Co., 1938. — XX, 194 p.; 20 cm.
- Wells H. G. The idea of a world encylopædia: a lecture delivered at the Royal Institution, November 20th, 1936/ H. G. Wells. — London: Published by Leonard and Virginia Woolf at the Hogarth Press, 1936. — 32 p.; 19 cm.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи