Научная статья
- 4 августа 2023
- просмотров 1676
Статья посвящена изучению французской «Энциклопедии» XVIII в. с позиций становления одноименного жанра научно-художественной литературы и его поэтики. Раскрывается высокая научно-художественная ценность «Энциклопедии» как одного из основных книжных памятников эпохи Просвещения, сохранивших в наше время свою художественную, философскую, историческую и лингвистическую значимость. В основу исследования положено объединение типологического и сравнительно-исторического методов изучения «Энциклопедии», обусловленных необходимостью внесения изучаемого исторического материала в теорию.
Введение
Именно в XVIII веке складываются содержание и границы понятия «литература» в ее новом виде, что придавало литературным произведениям эпохи новаторский характер. Меняется функция литературного произведения, литературное развитие сопровождается размышлениями писателей о правде и вымысле, о взаимоотношениях писателя и читателя, о чтении [Tatin-Gouner, 1996, р. 109
1]. В произведениях XVIII в. «все, что воображается, становится знанием» (
М. Фуко).
Актуальность темы исследования связана с рассмотрением «Энциклопедии или Толкового словаря наук, искусств и ремёсел» (1751–1780) (далее — «Энциклопедия») с позиций литературного жанра как одной из ключевых категорий исторической поэтики. Актуальна проблема «обновления» жанра [Шалимова, 2018, с. 6
2], жанровой эволюции, или «исторической подвижности» категории «жанр» [Заваркина, 2020, с. 8
3], когда энциклопедические труды претерпевают ряд трансформаций, формируя определенный комплекс «устойчивых признаков» жанра в целом. Характеристика жанра связана с конкретно-исторической определенностью литературы: «каждая эпоха, каждое направление, каждый писатель создают свою жанровую систему» [Луков, 2008, с. 11–12
4].
Теоретической базой исследования наряду с трудами отечественных ученых (Баринова, 2012
5; Библер, 1997
6; Луков, 2008
7; Пахсарьян, 1997
8; Тамарченко, 2001
9 и др.), послужили работы зарубежных авторов (Proust, 1965
10; Tatin-Gouner, 1996
11), рассматривавших жанр энциклопедии в его историческом развитии.
Основная часть
Материалы и методы
Материалом исследования послужила «Энциклопедия или Толковый словарь наук, искусств и ремёсел» (1751–1780)
Дени Дидро,
Жана-Лерона Д’Аламбера и
Луи де Жокура (включает
35 томов, насчитывает
71818 статей и
3129 иллюстраций), внесшая вклад в структурирование накопленного к середине XVIII в. научного и художественного наследия. Заслужив высокую оценку современников благодаря высокой научно-художественной ценности, «Энциклопедия» как один из основных книжных памятников эпохи Просвещения сохраняет в наше время художественную, философскую, историческую и лингвистическую значимость.
С помощью сравнительно-исторического метода в рамках статьи предпринимается попытка проанализировать «Энциклопедию» как зарождавшийся жанр научно-художественной литературы в аспекте влияния социокультурного контекста на его становление. Важным представляется использование в работе принципа историчности научного познания в его связи с концепцией исторической поэтики.
Описание проведенного анализа
Присутствие художественных черт в текстах научного характера связывают с художественно-публицистическими жанрами, в частности с научно-художественной литературой, изучение которой помогает определить её место в системе жанров и стилей [Баринова, 2012, с. 123
12].
Научно-художественная литература — это литературные произведения о науке, научных достижениях и учёных, предназначенные для широкого круга читателей [Новая литературная энциклопедия
13]. Сохраняя родство с художественной, документально-публицистической и научно-популярной литературами, научно-художественные произведения обладают характерными особенностями [Там же
14]:
- сочетают научные данные с образностью, эмоциональностью, обладая интеллектуально-познавательной, эстетической ценностью;
- выражают идейность, мироотношение и мировоззрение автора, характерные для художественной литературы как средства познания жизни;
- пишутся простым языком, содержат минимальное число формул и исчислений и большое количество иллюстраций;
- обращаются к человеческой стороне науки, к философским истокам и последствиям научных открытий;
- призваны сочетать «общеинтересность» с научной достоверностью в раскрытии проблем, образность повествования с документальной точностью жизненного материала.
Главное отличие научно-художественной литературы от научно-популярной состоит в сосредоточении на человеческой стороне науки, духовном состоянии исследователей, философии и итогах научной деятельности, эстетической нагрузке. Как жанр научно-художественная литература возникает на стыке науки и искусства с использованием авторами литературных приемов для информирования, увлечения и вовлечения читателя в познавательный процесс [Тамарченко, 2001
15].
Полагаем, что применение термина «научно-популярная литература» по отношению к «Энциклопедии» не совсем правомерно. Эпоха Просвещения отражала интенсивные информационные процессы в обществе, человек читающий стал характерным персонажем своего века. Но круг людей «просвещенных» (образованных, самостоятельно и критически мыслящих) был крайне узок. Статистические данные эпохи говорят о
40–45% грамотных мужчин и
23–25% грамотных женщин (графа «грамотный» зачастую могла обозначать только умение подписать свое имя), в некоторых территориях Франции неграмотность достигала
80–90% [Гордон, 1960, С. 90
16]. Поэтому распространение новых знаний происходило в достаточно ограниченной среде самостоятельно мыслящей образованной публики.
Специфическим свойством литературы Нового времени становится энциклопедичность произведений как органическое свойство жанра, занимающего особую позицию по отношению к реальности, когда архитектоника поэтики литературных произведений отличалась полнотой, системностью и иерархичностью информации. Зачастую писатели желали теоретически доказать и художественно воплотить в произведении его способность быть источником достоверных и полезных знаний о мире, истории, человеке [Пахсарьян, 1997, с. 107-108
17].
Культура XVIII в. определяется как «культура разговора с другими» [Библер, 1997, с. 18
18], эта особенность была присуща литературной среде европейских стран, что связано с желанием авторов развернуть перед читателем диалог позиций, точек зрения, своего рода интеллектуальную дискуссию. Современники были захвачены эстетической новизной и увлекательностью произведений. Поскольку идеалом образованности становилось мышление, в поисках осуществления этого идеала авторы XVIII в. часто обращались к неакадемическим, доступным широкому читателю жанрам, способным дать ясное изложение знаний, каковым и стала «Энциклопедия», где авторы использовали художественное творчество как особый способ философствования. В результате выработалась своеобразная поэтика философских и художественных произведений, в которых происходит диалогическое развитие просветительских концепций [Якимович, 1986, с. 70
19].
Человеческие знания в «Энциклопедии» были осмыслены как единая, гармоничная, но в то же время, комплексная и структурированная система глубоко эрудированным коллективом специалистов, отличавшихся энциклопедической доминацией, коммуникативным лидерством, глубоким знанием процессов научного развития [Викулова, 2016
20] и умением художественно их описать. Значительные изменения в общественном мировоззрении, произошедшие в эпоху Просвещения, рост интереса к светской стороне внешней и внутренней жизни человека побуждали авторов связывать прогресс человечества с человеческим разумом, защитой научного и технического познания, религиозной и этической терпимостью, критикой суеверий [Дубнякова, 2017, с. 42
21]. «Энциклопедия», вырабатывавшая законы жанра, ставила перед собой задачу дать читателям доступные и новые сведения о мире и человеке для того, чтобы на основе здравого смысла каждый мог «составить собственное мнение о различных явлениях действительности» [Длугач, 2008, с. 217
22]. Эта новая ориентация мысли была обязана общему прогрессу науки. Просветительская философия и мораль призывали не только иметь собственное суждение, но и считаться с другими мнениями, разрешать мыслить другим. «Энциклопедия» была больше «энциклопедией мышления <...>, чем собранием сведений и примечаний» [Proust, 1965, р. 103
23].
Заключение
Мы полагаем, что «Энциклопедию» можно отнести к научно-художественному жанру, поскольку одной из ее заслуг стал развиваемый взгляд на непрерывность истории человеческого интеллекта и последовательность развития науки [Баркова, 2021, с. 8
24]. Добавим, что авторы энциклопедических статей — интеллектуалы эпохи — через художественное воплощение (образность и эмоциональность повествования) в произведении достоверных и полезных знаний о мире и человеке теоретически доказывали способность «Энциклопедии» быть источником этих знаний. Статьи написаны доступным языком, практически всегда выражают мироотношение и мировоззрение автора, что позволяет говорить об интеллектуальнопознавательной и эстетической ценности «Энциклопедии». Перед глазами читателей разворачивался диалог позиций, интеллектуальная дискуссия.
Таким образом, итоговость и доступность, наличие объяснительных процедур энциклопедического типа знаний позволяют говорить о том, что «Энциклопедия» предстает своеобразным учебником или хрестоматией в социокультурном контексте эпохи Просвещения. Авторы этого многотомного произведения использовали художественное творчество как особый способ философствования, развивая в диалоге с читателем просветительские концепции и вырабатывая поэтику научно-художественного и философского произведения. Став литературным и эстетическим явлением, фактом культурной жизни, этическим и этнологическим феноменом, «Энциклопедия» носит социальный характер и выступает значимым литературным жанром в открытом коммуникативном пространстве [Маркетинговая лингвистика, 2019
25].
Перспективы дальнейшего исследования состоят в необходимости изучения вопроса о типологическом статусе энциклопедической статьи, понимаемой как субжанр энциклопедии, в частности литературного манифеста просветительства, статей, посвященных литературным процессам и таким авторским жанрам, как эклога, эссе и др.
Литература
- Баринова Е. Е. Научно-популярная литература в классификации жанров (теоретический и исторический аспекты) // Сибирский филологический журнал. 2012. № 3. С. 120–128.
- Баркова Э. В. Научно-художественная литература в утверждении достоинства советской интеллектуальной культуры // Достоинство человека: основания, перспективы, угрозы: Материалы Всероссийской научной конференции с международным участием. Нижний Новгород: Приволжский исследовательский медицинский университет Министерства здравоохранения Российской Федерации, 2021. С. 3–10.
- Библер В. Век Просвещения и критика способности суждения. Дидро и Кант. М.: Рус. феноменол. о-во, 1997. 46 с.
- Викулова Л. Г. Французский литератор XVII века: энциклопедическая доминация, лингвистическая компетенция, коммуникативное лидерство // Древняя и Новая Романия. 2016. № 17. С. 266–278.
- Гордон Л. С. Некоторые итоги изучения запрещенной литературы эпохи Просвещения. Французский ежегодник, 1959. М.: Наука, 1960. С. 89–120.
- Длугач Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи суверенной личности: (Гольбах, Гельвеций, Руссо). М.: Канон+, 2008.
- Дубнякова О. А. Коммуникативно-прагматические особенности личного дневника // Вестник Московского городского педагогического университета. Серия: «Филология. Теория языка. Языковое образование». 2017. № 1 (25). С. 42–49.
- Заваркина М. В. Жанр как категория поэтики (проблемы, тенденции, перспективы) // Проблемы исторической поэтики. 2020. Т. 18. № 1. С. 7–35. DOI 10.15393/j9.art.2020.7562.
- Луков Вл. А. История литературы. Зарубежная литература от истоков до наших дней: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2008. 510, [1] c.
- Маркетинговая лингвистика. Закономерности продвигающего текста: коллектив. моногр. / под ред. Е. Г. Борисовой, Л. Г. Викуловой. М.: ФЛИНТА, 2019. 164 с.
- Новая литературная энциклопедия. Официальный сайт. URL: https://nlit.ru/n/nauchno_hudozhestvennaia_literatura.htm (дата обращения: 04.08.2023).
- Пахсарьян Н. Т. Энциклопедичность как категория поэтики французского романа XVII века // Францiя та Украïна, науково-практичний досвiд у контекстi дiалогу нацiональних культур. IV МiжнароднаКонференцiя. Тези доповiдей у 2-х томах, 5-и частинах. I том. II частина. Днiпропетровськ: Полiграфiст, 1997. С. 107–108.
- Тамарченко Н. Д. Методологические проблемы теории рода и жанра в поэтике ХХ века // Известия Российской академии наук. Серия литературы и языка. 2001. Т. 60. № 6. С. 3–13.
- Шалимова Н. С. Жанровая динамика англоязычного романа воспитания второй половины XX века: дис. ... канд. филол. наук: 10.01.03. Москва, 2018. 171 с.
- Якимович А. К. Изобразительное искусство в понимании Дидро и методы мышления, критика и теоретика // Дени Дидро и культура его эпохи. М.: [б.и.], 1986.
- Proust J. L’Encyclopédie. Paris : A. Colin, 1965.
- Tatin-Gouner J. Lire les Lumières. Paris: Dunod, 1996.
С. А. Герасимова
Московский городской педагогический
университет, г. Москва
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Герасимова С. А. Поэтика жанра французской «Энциклопедии» XVIII века как актуальная литературоведческая проблема/С. А. Герасимова// Теория жанра и метод в зарубежной литературе: история и современность: сб. науч. трудов по литературоведению. — М.: Языки народов мира, 2023. — С. 12-19.