Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

В Российской академии образования презентовали научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия»

  • 20 декабря 2023
  • выбор редакции
  • просмотров 4636
  • комментариев 6
14 декабря 2023 года состоялось совместное мероприятие АНО «Национальный научно-образовательный центр “Большая российская энциклопедия”» (АНО БРЭ) и Российской академии образования (РАО), анонсированное РАО [1]1 и освещённое РОО «Ассоциация преподавателей немецкого языка Московской области» (РОО «АПНЯМО») [2]2, московской школой «Новый взгляд» [3]3 и другими ресурсами.

Афиша презентации портала БРЭ в РАО 14 декабря 2023 года

Афиша презентации портала БРЭ в РАО 14 декабря 2023 года

Главная страница портала «Большая российская энциклопедия» (13 декабря 2023 года)

Портал «Большая российская энциклопедия» (13 декабря 2023 года)
В ходе собрания учителям-предметникам представили общенациональный интерактивный энциклопедический портал «Большая российская энциклопедия» (портал БРЭ) [4]4. Событие было приурочено к уходящему Году педагога и наставника [5]5. Официально тема была заявлена как «Научно-образовательный портал “Большая Российская энциклопедия” в помощь педагогу для подготовки и обучения».

Список участников составили представители РАО, АНО БРЭ, авторы, педагоги школ Москвы, члены Ассоциации педагогов Московской области «Учителя Подмосковья».

Главной целью события было выявление и формирование потребностей педагогического сообщества, на основании которых в дальнейшем будет разрабатываться специализированный сервис.

В повестке значились:
  1. Приветственное слово президента РАО Ольги Васильевой.
  2. Приветственное слово ответственного редактора АНО БРЭ Сергея Кравца.
  3. Презентация портала БРЭ.
  4. Экспертные сессии по порталу БРЭ:
    1. Как пользоваться педагогу — на примерах по истории, химии, физике и биологии: работа с опубликованным контентом для подготовки к урокам.
      Участники — научные редакции и авторы портала, педагоги школ.
      По каждому предмету — 3 представителя: научный редактор, автор, учитель.
    2. Функционал личного кабинета (ЛК), который позволяет сохранять статьи и создавать подборку «Тематические энциклопедии».
    3. Создание тематических коллекций для подготовки к урокам по школьным предметам.
      При экспертном участии педагогов и представителей Ассоциации педагогов «Учителя Подмосковья».
Ольга Васильева и Сергей Кравец подчеркнули значимость образовательных традиций, одна из которых — навыки работы с научными источниками, самыми достоверными и доступными из которых вот уже на протяжении почти 100 лет являются издания «Советской энциклопедии»6 и БРЭ7.

Заместитель ответственного редактора АНО БРЭ, шеф-редактор научно-отраслевого блока «История» Мария Рыбина рассказала о работе редакционного комплекса и о цикле подготовки и проверки энциклопедических статей. Много внимания она уделила возможностям, которые портал БРЭ открывает для педагогов. В частности, это богатый иллюстративный материал, прямой доступ к источникам и научной литературе, междисциплинарные связи и общепредметные понятия, а также постоянная актуализация данных, которой в редакции уделяют много внимания.

Среди других представителей портала БРЭ были: заведующая научной редакцией химических наук Валерия Куленко; заведующая научной редакцией физических наук Ирина Ефименко; заведующая научной редакцией биологии и биологических ресурсов Ирина Гоголина.

Финалист конкурса «Учитель года Москвы — 2021», координатор проектной и исследовательской деятельности портала БРЭ Нияз Галявиев рассказал, как на практике применять функционал ресурса. В частности, он обратил внимание на проблемы учителя в ежедневной работе: учебника для подготовки к занятиям не всегда хватает; в материалах учебного стандарта мало дополнительных интересных историй, которые замотивировали бы школьников на интерес к предмету; у учеников ещё нет навыков критического подхода к оценке источников. Проблемы с успехом решает ЛК на портале БРЭ, который позволяет составлять коллекции по темам и классам, делиться ими с учениками, а задачи ставить прямо в заметках. Помимо прочего, отметил Галявиев, такой формат очень нравится современным ученикам, которым порой бывает скучно в рамках формального учебного подхода.

От членов Ассоциации педагогов «Учителя Подмосковья» участие приняли: президент РОО «Ассоциации преподавателей романских языков Московской области» (РОО «АПРЯМО»), доктор филологических наук, профессор Игорь Скуратов; президент РОО «АПНЯМО», кандидат филологических наук, доцент Ирина Краснова; декан факультета романо-германских языков Государственного университета просвещения (ГУП), кандидат филологических наук, доцент Вероника Шабанова; заместитель декана по воспитательной работе ГУПа, кандидат социологических наук, доцент Елена Павлычева; кандидат филологических наук, доцент ГУПа Наталья Путилина; старший преподаватель ГУПа Татьяна Кобзина.

В итоге организаторы презентации надеются сформировать единое экспертное сообщество школьных педагогов, которые будут содействовать созданию профильных тематических блоков, направлений, рекомендаций для специализированного сервиса портала БРЭ, а также популяризировать портал БРЭ среди старшеклассников, абитуриентов, студентов, преподавателей, научных сотрудников в учебных, образовательных целях.

Для начала учителей призвали не позднее 25 декабря 2023 года оценить функционал ЛК портала БРЭ по следующим пунктам:
  • функционал ЛК;
  • работа с медиафайлами и библиографией;
  • тематические подборки: критерии формирования;
  • межпредметное взаимодействие.
Запись с пленарной части семинара-презентации портала БРЭ в РАО (14 декабря 2023 года)

О портале БРЭ

В приуроченном к событию Информационном письме РАО и БРЭ приводятся основные текущие показатели проекта [6]8.

Ресур создан по поручению Президента Российской Федерации (РФ) Владимира Путина от 3 марта 2019 года № Пр-349 как особо значимый социальный проект.

Обеспечение научного уровня возложено на Научно-редакционную коллегию, председателем которой является академик Российской академии наук (РАН), ректор Московского государственного университета имени М. В. Ломоносова (МГУ им. М. В. Ломоносова) Виктор Садовничий.

В состав Научно-редакционной коллегии входят свыше 350 ведущих учёных РФ, в том числе действующие главы научных и научно-образовательных организаций, представители РАН и крупнейших научно-образовательных центров. В авторское сообщество входят около 200 членов РАН, более 2000 докторов наук и 1800 кандидатов наук.

Портал является универсальным мультимедийным ресурсом, который охватывает все сферы человеческого знания. Каждый материал проходит многоуровневую проверку соответствующими редакциями и службами — 43 научные редакции портала объединяют более 185 научных редакторов.

Ежедневно на сайте публикуется более 100 единиц контента. На сегодняшний день пользователям доступно свыше 40000 текстовых материалов с фото-, аудио-, видеоконтентом и картографическими материалами.

Статьи и материалы адресованы старшеклассникам, студентам, абитуриентам, преподавателям, научным сотрудникам, а также всем, кому в их профессиональной, образовательной или повседневной деятельности необходимы достоверные данные.

В 2024 году планируется реализовать сервис для педагогов, с помощью которого они смогут готовиться к урокам.

Стоит напомнить, что работа началась как минимум с 2008 года. На стадии проекта портал носил название «Знание». Затем — «Знания». Итоговым названием стала «Большая российская энциклопедия».

Примечания

  1. В 1925 г. основано АО «Советская энциклопедия». В 1935–1949 гг. — Государственный институт (с 1943 года Государственный научный институт) «Советская энциклопедия». В 1949–1959 гг. — государственное научное издательство «Большая Советская энциклопедия». В 1959–1963 гг. — государственное научное издательство «Советская энциклопедия». В 1963–1991 гг. — издательство «Советская энциклопедия».
  2. В 1991–1996 гг. — государственное предприятие Научное издательство «Большая российская энциклопедия». В 1996–2005 гг. — ГУП Научное издательство «Большая российская энциклопедия». В 2006–2019 гг. — ОАО «Научное издательство “Большая Российская энциклопедия”». С 2020 г. — АНО «Национальный научно-образовательный центр “Большая российская энциклопедия”».

Литература

  1. Научно-образовательный портал «Большая российская энциклопедия» в помощь педагогу для подготовки и обучения: [анонс]. — Текст: электронный// Российская академия образования. — 2023. — 12 декабря. — URL: http://rao.rusacademedu.ru/news/научно-образовательный-портал-боль/ (дата обращения: 21.12.2023).
  2. Презентация научно-образовательного портала «Большая российская энциклопедия». — Текст: электронный// РОО «АПНЯМО». — 2023. — 18 декабря. — URL: https://dlvmg.guppros.ru/news/116549/ (дата обращения: 21.12.2023).
  3. Педагог нашей школы принял участие в презентации портала «Большая российская энциклопедия». — Текст: электронный// АНОО ОЦ ШЛ «Новый взгляд». — 2023. — 20 декабря. — URL: https://nv.school/news/pedagog-nashey-shkoly-prinyal-uchastie-v-prezentacii-portala-bolshaya-rossiyskaya (дата обращения: 21.12.2023).
  4. «Большая российская энциклопедия»: научно-образовательный портал: [сайт]. — URL: https://bigenc.ru/ (дата обращения: 21.12.2023).
  5. Указ Президента Российской Федерации от 27.06.2022 № 401 «О проведении в Российской Федерации Года педагога и наставника». — Текст: электронный// Официальный интернет-портал правовой информации. — 2022. — 27 июня. — URL: http://publication.pravo.gov.ru/Document/View/0001202206270003 (дата обращения: 21.12.2023).
  6. Информационное письмо о проведении семинара-презентации общенационального интерактивного энциклопедического портала «Большая российская энциклопедия»/ Российская академия образования, Большая российская энциклопедия. — Текст: электронный// Российская академия образования. — 2023. — 12 декабря. — URL: http://rao.rusacademedu.ru/wp-content/uploads/2023/12/informacionnoe-pismo-14-dekabrja-1.pdf (дата обращения: 21.12.2023).

  • Теги
  • БРЭ
  • Большая российская энциклопедия
  • ЛК
  • РАО
  • СМИ
  • личный кабинет
  • научно-образовательный портал
  • педагоги
  • подготовка к занятиям
  • подготовка к урокам
  • предметники
  • презентация
  • семинар
  • учителя
  • формирование сообщества
  • функционал

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Любая энциклопедия — это систематизированный обзорный справочник по огромнейшей сфере лаконично, а порой даже поверхностно изложенных тем. Её плюсами являются краткость, большая обзорность и возможность быстрого доступа к материалу. В этом контексте приветствую создание портала БРЭ. Но я не понимаю, каким образом даже самый лучший справочник может мотивировать интерес ученика к предмету (тему на презентации поднял Нияз Галявиев). Там нет и не может быть глубины и многогранности материала, не говоря уже о наличии политической пристрастности. В подобном подходе больше пафоса, громких слов, а на деле это несерьёзное отношение к образованию в сторону развлекательности, лёгкости, дабы детки не заскучали. Скептически
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Так задача энциклопедии не в мотивации, для этого есть, в конце концов, учителя. Это скорее удобная шпаргалка, что отвечает на какой-то возникший вопрос. Да, лаконично, но смысл как раз в выжимке. Если заинтересовало, то найти больше информации в нынешних условиях вообще не проблема.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Понимаю, что проделана колоссальная работа по созданию этого портала, но зачем его превращать в пособие для учебы, а также для создания неких интерактивных занятий? Пусть портал останется функционировать как энциклопедия. И я не согласен с Ниязом Галявиевым, что портал сможет помочь ученикам критически подходить к выбору источников и их оценки. Это не сопоставимо с реальностью.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Влад Петров написал:
    И я не согласен с Ниязом Галявиевым, что портал сможет помочь ученикам критически подходить к выбору источников и их оценки. Это не сопоставимо с реальностью.
    Так и есть. Более того, сказанное Ниязом Галявиевым меня несколько позабавило: ведь эта сетевая энциклопедия полностью финансируется государством, соответственно, полностью отражает позиции государства по всем вопросам. А чтобы подходить критически, человек должен изучить не только государственную позицию, но и независимые источники. И лишь тогда он сможет сформировать собственное мнение по любому вопросу.
    • 2/0
  • Ссылка на комментарий
    Не могу претендовать на объективность, но все же попробую встать на защиту Нияза Галявиева, на которого предыдущие, уважаемые комментаторы, как мне кажется, неправедно накинулись. В моем понимании его слов выходит следующее: БРЭ в перспективе может стать не просто энциклопедией, а некоторой образовательной экосистемой с новыми методами, помогающими модернизировать учебный процесс. Не вижу в этом ничего плохого.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    lisss написал:
    Не могу претендовать на объективность, но все же попробую встать на защиту Нияза Галявиева, на которого предыдущие, уважаемые комментаторы, как мне кажется, неправедно накинулись. В моем понимании его слов выходит следующее: БРЭ в перспективе может стать не просто энциклопедией, а некоторой образовательной экосистемой с новыми методами, помогающими модернизировать учебный процесс. Не вижу в этом ничего плохого.
    Если эта сетевая энциклопедия действительно в будущем превратится в целую образовательную экосистему, конечно, все будут только за и я в том числе. Просто в случае с Ниязом Галявиевым вспоминается известное выражение «всяк кулик своё болото хвалит»: мол, на других ресурсах интересного мало, а вот уж у нас... Когда я слышу подобное, всегда становится обидно за других. Считаю, что говорить о развитии собственных проектов нужно без принижения чужих заслуг, поскольку подсознательно такие слова воспринимаются примерно следующим образом: все вокруг плохие, только мы хорошие.
    • 0/0