Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Ян Дзгоев («Энциклопедия осетинской кухни»): «Честно говоря, я не думал, что так затянется»

Работа началась 26 лет назад. Выпустить двухтомник планируется в 2025 году

Интервью

  • 25 апреля 2025
  • просмотров 53
  • комментариев 1
В североосетинском издательстве «Ир» ведётся работа над «Энциклопедией осетинской кухни», в которую войдут рецепты множества блюд со всех уголков Осетии, а также тонкости технологии готовки, словарь специфических терминов и многое другое. О работе над энциклопедией, которая проводилась и на Севере, и на Юге Осетии, Sputnik побеседовал с автором проекта Яном Дзгоевым.

Ян Альбертович Дзгоев

Ян Альбертович Дзгоев. Фото: VK ID 710275362
Чтобы понять, насколько масштабной будет энциклопедия, достаточно спросить, сколько времени она находится в разработке. «Плотно» команда издательства трудится над проектом третий год, но собирать рецепты Дзгоев начал целых 26 лет назад. Честно говоря, я не думал, что так затянется. Но, когда я стал посещать районы республики и Южную Осетию, работы прибавилось. И вот сейчас, как только потеплеет, опять планирую выезд в Южную Осетию — в Ленингорский район и другие, где я не был.
Ян Дзгоев, составитель энциклопедии, ресторатор
За годы работы Дзгоев собрал множество рецептов — за некоторыми, как за технологией изготовления цонского сыра, он ездил специально, а многие находились практически случайно. На мельнице мололи молодые ребята солод. Я подошёл и спросил, для чего они перемалывают. Ответили — «тыппырон», в Северной Осетии он называется «задын», солодовый пирог. Спрашиваю, ещё что они готовят? Отвечают — кулвых каердзын (буквально — хлеб, приготовленный на стене). Это рецепт, который Южная Осетия знает, в Северной Осетии не так он популярен. Мы этот рецепт восстановили благодаря этим ребятам, которые рассказали рецепт своей бабушки.

Осетинские пироги

Осетинские пироги

Фынг — трёхногий столик

Фынг — трёхногий столик
Помимо селения Цон, в Южной Осетии Дзгоев побывал в селении Ерман, а также в Квайсе, где познакомился с рецептом настоящей осетинской араки. Алкогольным напиткам в энциклопедии будет посвящено много места: подробно расписываются и рецепты араки, причём разные, как с Севера, так и с Юга Осетии, а также восстановлены две версии традиционного ронга — медовухи.

Кроме того, подчёркивается отличие традиционного осетинского пива — ирон баегаены, — которое варится из солода без добавления сахаров, от распространённого сегодня напитка, который официально называется «баегаены-гонд»: это пивной напиток, известный как «женское пиво».

Отдельно Дзгоев говорит об осетинском виноделии, информацию о котором он будет ещё добавлять в энциклопедию на основе общения с южноосетинскими виноделами, например, с Юрием Бетеевым. Что касается виноделия, вот такая интересная информация, что у нас есть своё название вина. То есть у других народов оно «вино» называется. От латинского слова — у кого-то «хвино», у кого-то «вино», а у нас есть «саен». У нас есть все термины виноделия: саендуцын, саенаефсир (виноделие, виноград — прим. ред). То есть все названия очень древние и традиционные. Конечно, с виноделием у нас уже было всё плохо, когда мы были в горах, но когда аланы были ещё государством сильным, естественно, виноделие было на уровне. Один из сложных моментов сбора информации заключается в том, что при одном и том же рецепте блюда технологии его приготовления часто различаются в разных частях Осетии. Зависит это и от традиций, и от вкусовых привычек, и от распространённых в регионе продуктов. Например, растёт какая-то приправа на юге Осетии, а на севере она не растёт. На юге Осетии хъаедурдзын (пирог с фасолью — прим. ред.) делают с сыром, а на севере его делают без сыра. Почему его не делают и на севере с сыром? Это самый близкий пример. Особое внимание в осетинской кухне всегда привлекает её сакральная составляющая — ритуальные три пирога, настоящее осетинское блюдо... В сакральной части вопроса следует быть традиционалистами в хорошем смысле слова, подчёркивает Дзгоев, добавляя, что следует отличать настоящие сакральные блюда от «простых» повседневных продуктов питания. Пирог, чтобы он стал сакральным, надо первую пашню, как положено, весной засеять специальным зерном, которое специально для этого приготовлено. То есть это должен сделать человек, который к этому готовился, соблюсти все ритуалы... Когда это всё соблюдается, вот это сакральная пища. Ну а если мы покупаем в супермаркете пироги, это обычная еда, хотя у нас — и у осетин, и у всех народов, которые вокруг нас проживают, — есть традиция благословления хлеба.

Эндемик джонджоли — для закусок и приправ

Эндемик джонджоли — для закусок и приправ

Осетинские пироги и другие блюда и напитки

Осетинские пироги и другие блюда и напитки
У сакральной пищи своё место в жизни человека, считает Дзгоев, а повседневная пища должна быть представлена в повседневной жизни, в ресторанах и магазинах. Конечно, при этом технология приготовления некоторых блюд будет страдать, но это неизбежно — да и, по словам Дзгоева, не очень важно. Если бы итальянцы видели, как мы делаем их пиццу, они тоже, наверное, не согласны были бы. Ну, терпят. И пицца у нас готовится, и пироги везде готовятся. Дзгоев отметил, что энциклопедия выйдет на русском языке, но все заголовки будут на осетинском — лишь потом будет даваться перевод названия блюда или напитка. Кроме того, в издание включены и терминологические словари — осетино-русский и русско-осетинский, словари съедобных растений, фруктов и ягод, схемы традиционной разделки туш крупного и мелкого скота, а также множество фотоматериалов, иллюстраций, таблиц и так далее. Отдельный раздел посвящён правилам традиционной выкладки пирогов и жертвенного мяса в разных районах Северной и Южной Осетии. По словам Дзгоева, всего он собрал около 30 разных вариантов выкладки.

Из-за объёма информации издательство приняло решение разделить энциклопедию на два тома. Один том будет полностью посвящён рецептам и технологиям приготовления блюд и напитков, а второй будет включать в себя словари, схемы, таблицы и прочую информацию. Молитвы и тосты автор решил не включать, по его словам, для этого потребуется отдельная энциклопедия. Правда, в разделе традиционной кухни будут представлены отрывки молитв и обращений к осетинским небожителям, непосредственно касающихся определённых блюд.

Выход энциклопедии ожидается в этом году. Осложняется работа тем, что процесс её практически не заканчивается. По словам Дзгоева, он постоянно находит какие-то новые термины, рецепты, а иногда новой информации бывает столько, что её хватит на целый раздел в энциклопедии. Изначально выход книги планировался на 2024 год, но сроки сместились.

Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи


  • Теги
  • Ир
  • Кавказ
  • Северная Осетия
  • Северный Кавказ
  • Южная Осетия
  • вино
  • история энциклопедии
  • напитки
  • национальная кухня
  • осетинская кухня
  • осетины
  • пирог
  • регионы России
  • рецепты блюд
  • словари
  • составление энциклопедии
  • термины
  • энциклопедия
  • Библиографическое описание ссылки Цховребова А. [А.] Автор «Энциклопедии осетинской кухни» о сборе рецептов, сакральных блюдах и объёме работы/ [Интервьюер Александра Андреевна Цховребова; Респондент Ян Альбертович Дзгоев]. — Текст: электронный// Sputnik Южная Осетия. — 2025. — 4 марта. — URL: https://sputnik-ossetia.ru/20250304/entsiklopediya-osetinskoy-kukhni-ili-sbornik-vekovykh-traditsiy-32243882.html (дата обращения: 25.04.2025).

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Слушал это интервью на «Спутнике», с месяц назад. Интересный мужик: сразу понятно, что это его стихия и любимое дело. Возможно, из таких фанатов кулинарной культуры нашей страны когда-нибудь появится наследник «Книги о вкусной и здоровой пище», которую похерили в начале 2000-х.
    • 1/0