Рецензия
Ислам в Татарстане: энцикл. слов./ Сост. и отв. редактор А. Ю. Хабутдинов. — М.: Изд. дом «Медина», 2017. — 308 с.: ил.; 24 см. — (Ислам в Российской Федерации; вып. 7). — ISBN 978-5-9756-0139-1. — ISBN 5-9756-0139-8.
В статье содержится отзыв об энциклопедическом словаре «
Ислам в Татарстане». Это седьмой том из серии «
Ислам в Российской Федерации». В нём подробно раскрывается история и современное состояние мусульманской общины региона и мусульманских институтов на территории современной Республики Татарстан. В словаре даётся целостная картина более чем
тысячелетнего развития мусульманской цивилизации в регионе как в эпоху независимых тюркских мусульманских государств, так и в составе России (СССР). В словаре приводится уникальная информация о развитии мусульманской государственности, общественных и политических движений, мусульманских институтов, классической богословской и исторической литературы, прессы. История ислама в регионе раскрывается через биографии мусульманских лидеров, истории медресе и мечетей. Уникальная информация позволяет читателю обрести комплексное представление как об истории мусульманской общины Татарстана, так и получить информацию о современном состоянии мусульманской общины Татарстана.

Энциклопедический словарь «Ислам в Татарстане» продолжает серию словарей «Ислам в Российской Федерации», начатую в 2007 г. Впервые том посвящён отдельной республике в составе Российской Федерации, являющейся
одним из исторических центров российского ислама. Книга вышла в свет после окончания издания
семитомной «Истории татар» и
шеститомной «
Татарской энциклопедии». В словаре мы видим развитие государственности, деятельность общественных и политических организаций, учебных заведений, органов прессы, создание богословских трудов, проведение различных съездов и форумов, то есть более чем тысячелетие эволюции исламской цивилизации на территории региона. Всё это было бы невозможным без деятельности большого количества мусульманских богословов, педагогов, буржуазии, общественных деятелей. Основным достоинством словаря стала возможность объединения всей этой мозаики в достаточно стройную и комплексную картину тысячелетнего развития мусульманской цивилизации на достаточно компактной площади современного Татарстана (ок. 68.000 кв. км).
Создание словаря является своеобразным показателем восстановления казанской школы востоковедения/исламоведения, которая на современном этапе сосредоточилась преимущественно на изучении мусульманской традиции среди татар. Особенностью классического периода казанского исламоведения было сотрудничество с мусульманскими деятелями. Достоинством данного словаря также является участие в нём директоров набережночелнинского медресе «Ак мечеть»
Р. Ш. Шайхевалиева и уруссинского медресе «Фанис»
М. М. Марданшина.
Авторы продолжили традицию анализа эволюции ислама в регионе через историю вначале мусульманских государств края, а затем периоды развития российской/советской государственности. Вероятно, при анализе принятия ислама в Волжской Булгарии следовало уделить большее внимание развитию мусульманской государственности, богословия, правоведения в начале X в., причинах принятия ханафитского, а не доминировавшего тогда в Арабском халифате шафиитского мазхаба. В целом, разделы, посвящённые Волжской Булгарии, Золотой Орде, Казанскому ханству, написаны преимущественно археологами, что отражает слабость казанского исламоведения, которое ещё не восстановило свои традиции эпохи Восточного разряда. Именно анализ истории городищ и основных археологических памятников мусульманской цивилизации является наиболее сильной стороной раздела, посвящённого средневековью.
Традиционно для казанской школы максимальное внимание уделено золотому веку расцвета богословия, образования, общественной деятельности у татар в конце XVIII — начале XXвв. Авторы словаря остановились в основном на биографиях религиозных деятелей, которые приведены в «Мустафад аль-ахбар»
Ш. Марджани и «Асар»
Р. Фахреддина. В результате получилась комплексная картина передачи богословских, образовательных традиций, суфийской преемственности (сильсила), нахождения на постах казыев, мударрисов, имамов. Биографии
сотен имамов и мударрисов, их тесные взаимосвязи, контакты с другими регионами мусульманского мира показывают наличие значительного слоя мусульманских интеллектуалов, который сумел поднять образовательные и богословские стандарты. В отличие от Марджани, который анализирует через личности имамов историю мечетей, был избран принцип анализа истории медресе, что является целесообразным. Значительное место занял анализ ключевых богословских и исторических произведений эпохи.
При исследовании конца XIX — начала XX вв. большое внимание уделено общественно-политическому движению, которое проявило себя в создании партийных организаций, органов автономии, благотворительных обществ, печатных изданий, типографий, проведении съездов. В словаре удалось показать ту эволюцию, которую пережило во многом средневековое по своей структуре татарское общество на рубеже XIX—XX вв., когда возникли национальные структуры буржуазной эпохи. Сама плотность и интенсивность, многогранность общественной жизни эпохи даёт нам возможность получить представление о тех партийных, общественных, культурных организациях, которые были созданы в этот короткий период и объединили вокруг себя мусульманскую элиту региона. Мы получаем картину одновременно и определённой самостоятельности татарского общества, и его взаимосвязей с политической и культурной жизнью России рубежа XIX—XX вв. Нам становится во многом понятным феномен модернизации не только мусульманской религиозной традиции, но и появления современных форм общественно-политического движения, публицистики, современных жанров литературы, гуманитарных дисциплин. Авторам удалось передать переход развития мусульманской традиции от достаточно узкой группы мусульманского духовенства к широким слоям общества, охватывающим крестьян, учащихся, военных и даже женщин.
Традиционно наиболее проблемным является анализ советской эпохи, особенно после окончательного разгрома мусульманского образования, массового закрытия мечетей и репрессий против духовенства на рубеже 1920—1930-х гг. Авторам удалось показать определённое сохранение преемственности как мусульманской обрядности, так и образовательной традиции, последней прежде всего в стенах казанской мечети «Марджани».
Если исследование предыдущих эпох могло опираться на определённую степень завершённости и уже сложившуюся систему приоритетов и оценок, то при анализе современного состояния мусульманской общины республики авторам приходилось во многом самостоятельно выбирать приоритеты. Если в начале 2000-х гг. был сделан ряд монографических исследований (прежде всего
Р. Мухаметшина), то последующие
пятнадцать лет ещё не стали предметом целостного изучения. В качестве
одной особенностей стоит отметить татароцентричность словаря, когда мусульманская община республики анализируется как община только татар-мусульман. Среди явлений современности основное внимание уделено
шести съездам Духовного управления мусульман РТ, которые наглядно показывают эволюцию самого ДУМ РТ, степень участия властей в религиозной жизни республики. Традиционно значительное место занимает раздел, посвящённый мусульманскому образованию, даны статьи о каждом из действующих медресе, Российском исламском университете в Казани. В статье проанализированы такие явления современности, как вакфы, Всероссийский форум татарских религиозных деятелей, день принятия ислама в Волжской Булгарии, издательство «Иман», Казанский международный фестиваль мусульманского кино, мусульманские традиции питания у татар, хадж. По сравнению с дореволюционным периодом, приведено гораздо меньше биографий современных мусульманских деятелей, основное внимание уделено биографиям муфтиев — председателей ДУМ РТ. В целом, в словаре дан достаточно целостный анализ процесса развития мусульманской общины РТ с конца 1980-х гг., неразрывно связанный с общественно-политическими процессами в России и Татарстане. На последующем этапе вероятно нужна более нюансированная картина развития ислама в республике, отражающая как положительные феномены, так и конфликтные и проблемные стороны.
Авторы словаря продолжают сложившиеся ещё в XVIII веке традиции французских энициклопедистов, когда само создание словарей рассматривалось как победа разума и здравого смысла Нового времени над фанатизмом и предрассудками средневековья. Для татарской богословской традиции Нового времени, связанной с именами
Г. Курсави, Ш. Марджани, Р. Фахреддина,
Г. Баруди,
З. Камали в целом характерен аналогичный подход. Для них характерно отрицание схоластической средневековой традиции, охватывающей узкий круг духовенства, в пользу прогресса и рационализма, охватывающего широкие слои общества. В рамках этой традиции и написан данный словарь. В качестве минуса такого подхода можно указать на определённую степень идеализации и концентрацию прежде всего на положительных явлениях, в качестве достоинства — на поиск и нахождение достижений, которые позволяют мусульманскому сообществу на территории России в целом и Татарстана в частности сохраняться и развиваться на протяжении более, чем тысячелетия. В целом, словарь «Ислам в Татарстане» является целостным научным трудом и стал свидетельством восстановления прежде всего традиций казанского исламоведения.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи
- Библиографическое описание ссылки Микульский Д. В. [Рецензия]/ Дмитрий Валентинович Микульский// Tatarica. — 2018. — № 10. — С. 184-186. — Рец. на кн.: Ислам в Татарстане: энцикл. слов./ Сост. и отв. редактор А. Ю. Хабутдинов. — М.: Изд. дом «Медина», 2017. — 308 с.: ил.; 24 см. — (Ислам в Российской Федерации; вып. 7). — ISBN 978-5-9756-0139-1. — ISBN 5-9756-0139-8.