Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Региональная энциклопедия как фактор формирования региональной идентичности

Научная статья

  • 8 сентября 2025
  • просмотров 28
В статье рассматривается «Ульяновская авиационная энциклопедия» в качестве одного из факторов формирования региональной идентичности населения Ульяновской области. Автор анализирует феномен региональной идентичности и показывает возможные формы использования энциклопедического издания в целях солидаризации жителей региона.
Лицевая сторона переплёта «Ульяновской авиационной энциклопедии» (УАЭ; 2017)«Ульяновская авиационная энциклопедия» — отраслевое научно-популярное издание, рассказывающее о развитии авиации и авиационной промышленности в Ульяновской области. Она является новым шагом в развитии региональной энциклопедистики, поскольку современные региональные энциклопедии в основном комплексные или тематические историко-культурные и этнокультурные. Профильных промышленных изданий регионального уровня практически нет. Из 755 выявленных на середину 2017 г. печатных и электронных региональных энциклопедий и энциклопедических справочников, включая универсальные, отраслевые и тематические по 79 субъектам и восьми федеральным округам [1]1 можно назвать только энциклопедию «Урал горный на рубеже веков» [3]2.

Проект «Ульяновская авиационная энциклопедия», представленный коллективом авторов НИИ истории и культуры Ульяновской области на Всероссийской конференции энциклопедистов в Уфе в сентябре 2016 г., вызвал не только интерес, но и вопросы: Почему именно в Ульяновске появится такая энциклопедия? Почему вы называете себя авиационной столицей? Появление настоящей энциклопедии объясняется весомыми позициями ульяновского авиапрома в производстве гражданских самолётов в Российской Федерации. Сегодня регион обладает колоссальным авиационным потенциалом. Эго самый современный в России авиастроительный завод АО «Авиастар-СП» с развитой инфраструктурой Особой экономической зоны портового типа «Ульяновск». Это предприятия, которые производят авиационные приборы, крупногабаритные силовые композитные конструкции для авиастроения, осуществляют окраску самолётов: АО «Ульяновское конструкторское бюро», АО «АэроКомпозит—Ульяновск», АО «Спектр-Авиа» и др. Это авиакомпания «Волга-Днепр» с парком воздушных судов Ан-124—100 и два международных аэропорта, один из которых, «Ульяновск — Восточный», имеет уникальную взлётно-посадочную полосу. Это высшие и среднетехнические учебные заведения, готовящие авиационных специалистов и авиастроителей: Ульяновский институт гражданской авиации, Институт авиационных технологий и управления УлГТУ, УлГУ, Ульяновский авиационный колледж и др. Это научные учреждения: УНТЦ филиал ФГУП «Всероссийский научно-исследовательский институт авиационных материалов», Ульяновский научно-исследовательский институт авиационной технологии и организации производства и др. Комплексный подход к авиационной отрасли позволяет Ульяновской области реализовывать масштабный проект «Научно-образовательно-производственный кластер «Ульяновск-Авиа» и позиционировать себя как авиационную столицу России. С 2011 г. раз в два года в Ульяновске проводится Международный авиатранспортный форум (МАТФ) — деловая площадка федерального уровня для обсуждения ключевых вопросов формирования стратегии и тактики развития авиационного транспорта.

«Ульяновскую авиационную энциклопедию» на протяжении трёх лет готовил творческий коллектив Научно-исследовательского института истории и культуры Ульяновской области имени Н. М. Карамзина (с 18.05.2017 — НИИ экономики, истории и культуры имени Н. М. Карамзина). Однако без преувеличения можно сказать, что в работу над энциклопедией включились все научные сотрудники НИИ.

Перспективное начинание способствовало также объединению усилий научно-исследовательских, образовательных учреждений и промышленных предприятий, конструкторских и транспортных организаций Ульяновской области, связанных с авиацией, вокруг одной цели в рамках совместной работы, выходу на новые направления сотрудничества. Целый ряд технических вопросов авторы энциклопедии, не являясь специалистами в области авиации, не смогли бы решить без значительной поддержки руководства промышленных предприятий и авиационных учебных заведений области. Большую помощь в уточнении биографических фактов оказали местные музеи, районные и поселенческие администрации. По сути, уже на этом подготовительном этапе энциклопедия прошла общественную редакцию. Были сделаны интересные находки, внесены полезные замечания и поправки.

В результате собран обширный документальный материал, систематизированы и выверены факты, свидетельства и подготовлено более 960 энциклопедических статей.

Проект «Ульяновская авиационная энциклопедия» заставил задуматься над рядом вопросов. Во-первых, зачем нужна энциклопедия в эпоху интернета? Главное предназначение энциклопедического издания — дать читателю в сжатом объеме систематизированные в алфавитном (в подавляющем большинстве случаев) порядке сведения по отдельной отрасли знания или по комплексу отраслей и научных дисциплин. Однако доступный сегодня практически всем интернет позволяет любому пользователю получать самую разнообразную информацию в кратчайший срок. Но здесь встают проблемы: сбор и отбор информации, характер ее представления, глубина и полнота, степень достоверности. Энциклопедисты берут на себя решение этих сложных вопросов.

Второй вопрос: прошёл ли век бумажных энциклопедий? Рассуждения защитников «бумажной книги» о «приятном шелесте» страниц, «особом запахе типографских чернил» звучат слишком романтично в наше рассудочное время. Цифровой формат компактнее, а интернет-версия позволяет гибко менять, дополнять, исправлять содержание. Многие сведения бумажной энциклопедии, даже написанной на основе самой современной информации, устаревают по ряду данных ещё до выхода из печати. Но, как ни парадоксально это звучит, именно фиксация определённого бытования объекта является и достоинством бумажного издания. В нём сделан срез состояния исследуемого предмета на конкретном временном отрезке. К тому же исследования подтверждают, что, хотя популярность цифрового контента растёт, бумажная книга по-прежнему занимает важное место и около 35% россиян остаются последовательными приверженцами чтения книг в бумажной обложке [2]3. Так что типографское энциклопедическое издание не устарело и сохраняет своё значение и место в иерархии читательских предпочтений.

Однако энциклопедия не может и не должна быть только застывшим хранилищем сведений. Она должна развиваться. В электронную версию, размещённую на сайте, можно вносить добавления, сопровождать статьи интересными для пользователя энциклопедии подробностями, дополнять статьями о новых персонах, фотографиями, зрелищным видеорядом, документами, ссылками на свежие источники.

Электронный формат общения с читателем позволяет вовлекать его в исследовательский поиск, что превращает электронную энциклопедию в народный сетевой проект. В процессе подготовки «Ульяновской авиационной энциклопедии» уже были опробованы различные формы сетевого интернет-взаимодействия. На сайте НИИ истории и культуры имени Н. М. Карамзина мы размещали подготовленные энциклопедические статьи, приуроченные к годовщинам и юбилейным датам. В ответ посетители сайта писали письма, присылали фотоматериалы и документы или приходили в институт с интересными рассказами. Через сайт мы обращались в муниципальные образования, школы и местные музеи с просьбой прислать материалы и получали заинтересованный отклик. Пополнять список персоналий, постоянно обновлять материал и исправлять ошибки, которых, к сожалению, сложно избежать, позволит электронное издание «Ульяновской авиационной энциклопедии», которое мы планируем подготовить.

Следующий вопрос: кому нужна авиационная энциклопедия, кто выступает потенциальным потребителем огромного фактологического и иллюстративного материала? Властям Ульяновской области энциклопедия даст возможность более активно и аргументированно позиционировать «авиационную столицу», повышая значимость субъекта на общероссийском уровне. Подготовка энциклопедий — признак определённого состояния научного сознания, показывающий, что в регионе есть научные структуры, способные реализовывать масштабные специализированные проекты. Для работников авиационной отрасли, преподавателей авиационных учебных заведений, пилотов данное издание — возможность оценить свой путь в авиации, подвести итоги профессиональным достижениям. Она также содержит определённый профориентационный потенциал, привлекая внимание молодых ульяновцев к авиационной профессии. Для рядового читателя энциклопедия предоставляет обобщённую справочную информацию о развитии авиационной промышленности и инфраструктуры в регионе. Тематическая энциклопедия позволяет более глубоко осветить специальные вопросы и ввести в оборот больше документальных и фотоисточников. Энциклопедизация авиационной темы отражает желание «сохранить уходящую натуру», показать трудовой подвиг работников советского авиапрома, достижения инженерной и конструкторской мысли, мобилизационные возможности государства в сложные периоды развития нашей страны. Ускоряющаяся динамика общественного развития во второй половине ХХ — начале XXI в. привела к тому, что мир меняется у нас на глазах, и судьбоносные для человечества трансформации происходят на протяжении жизни одного поколения. В «Ульяновской авиационной энциклопедии» мы постарались сделать максимально комплексный обзор периода с начала ХХ в. до сегодняшнего дня. Наша цель — в контексте общероссийских и мировых процессов показать историю развития авиации, авиационной промышленности и авиационного образования как факторов, формирующих региональную идентичность населения Ульяновской области, обозначить проблемы и достижения авиационной промышленности в регионе и их связь с проблемами и достижениями современной России. Но мы не только рассказываем о том, что было и есть, мы показываем возможные перспективы, обозначаем направления и тенденции развития авиационной отрасли и авиационного образования в регионе. Энциклопедия представляет Ульяновский край как край с богатым авиационным прошлым, достойным настоящим и перспективным будущим. Мы многое узнали в процессе работы над проектом и стремимся поделиться этим знанием с читателями.

Из когнитивной, просветительской закономерно вытекает идентификационная составляющая. Знание наших свершений и подвигов, общих проблем и болевых точек, в том числе в области авиации, ведёт к пониманию и самопознанию, позволяет ответить на вопросы: кто мы и какие мы, к чему стремимся. На основе единства ценностных ориентаций, традиций, значимых символов складывается согласованное мнение по поводу перспектив развития региона. Энциклопедия должна способствовать формированию вокруг себя некоего социального контента, побуждает не просто к узнаванию нового, но и к активному использованию знаний в жизни в направлении деятельностного сплочения людей вокруг общих значимых интересов и целей.

Итак, региональная отраслевая энциклопедия выступает:
  • как свод систематизированных знаний, информационный ресурс;
  • как стимул к дальнейшему изучению авиационного прошлого и настоящего Ульяновского Поволжья;
  • как способ консолидации усилий научного, промышленного, краеведческого сообществ;
  • как своеобразный фактор профориентации;
  • как инструмент солидаризации регионального сообщества на основе общих смыслов, символов и ценностей.
Энциклопедия издана. Что дальше, как она должна «работать»? Каковы возможные формы «бытования» энциклопедического издания? Уже было отмечено, что одна из целей подготовки «Ульяновской авиационной энциклопедии» — формирование согласованной позиции, объединение населения на основе важных для региона проблем и значимых достижений. То есть её можно рассматривать как одно из средств формирования региональной идентичности.

Местная (локальная) идентичность (впрочем, это относится и к другим видам идентичности по уровням) — комплексный феномен. Она проявляется как совокупное восприятие населением определённой территории себя, своей «самости» и тождественности как некий объединяющий феномен, формирующийся и формируемый по разным основаниям.

В советский период региональная идентичность ульяновцев была государственно-конструируемой и государственно-организованной. В основу её, особенно начиная с 1960-х гг., в преддверии празднования 100-летия со дня рождения В. И. Ленина, был положен образ «Ульяновск — родина Ленина». Возрастание идеологического значения Ульяновска сопровождалось изменением его архитектурного облика за счёт строительства Ленинской мемориальной зоны и целого ряда инфраструктурных объектов. Изменился и промышленный облик города и области. Наиболее значимым для региона было принятие 16 апреля 1975 г. по предложению министра авиационной промышленности П. В. Дементьева решения о строительстве Ульяновского авиационно-промышленного комплекса. На выбор местом грандиозной стройки именно Ульяновска оказали влияние два фактора. П. В. Дементьев был уроженцем Симбирской губернии. В 1927 г. он окончил Ульяновское профессионально-техническое училище, и суперпредприятие по строительству широкофюзеляжного самолёта выглядело своеобразным подарком городу юности. Однако свою роль сыграла и значимость города как идеологического центра. В условиях разрядки в 70-е гг. XX в. противостояние СССР и США перешло в экономическую плоскость, в частности в области современной авиации. Под авиакомплекс был заложен Новый город — микрорайон Авиастроителей с современными проспектами и инфраструктурой. Значение «Родины Ленина» подкреплялось наличием в городе самого современного авиазавода, производившего самые большие транспортные самолёты мира Можно сказать, что идентификационные основания слились.

В 1990-е гг. всё изменилось и в стране, и в Ульяновске. Очень быстро разваливалась промышленность и городское хозяйство. В 1994 г. было остановлено производство самолётов Ан-124 «Руслан». Динамичный, интеллектуальный Новый город замирал и медленно умирал. В области наблюдалось быстрое сокращение численности населения за счёт миграционного оттока. К концу 1990-х гг. региональная экономика стала одной из самых депрессивных в России. Ульяновск, попытавшись какое-то время удержаться на позиции «красного города», который не затронули быстрые процессы приватизации, снова стал символом — символом застоя, отставания в развитии. Шла переоценка роли Ленина и его места в истории страны. Город утратил идеологическое значение.

В начале XXI в. началось медленное и трудное возрождение экономики региона. Процесс этот ещё не завершён, но область добилась ускорения динамики развития, что позволило не только смотреть в прошлое, вытягивая хозяйство из пропасти, но и задуматься о будущих перспективах. Наряду с разработкой концепции реформирования не менее важно было мобилизовать население на поддержку программы преобразований, ведь без этого все реформы будут идти жёстко сверху, в ущербном варианте. Стало приходить понимание — отсутствие региональной идентичности является серьёзной проблемой, так как без ответа на вопрос «Кто мы такие?» ответить на вопрос «Куда мы идём?» невозможно, как невозможно мотивировать население жить и заинтересованно трудиться во имя не только личных, но и коллективных целей. Пришло также осознание новых рыночных реалий и наступления эры жёсткой конкуренции регионов в борьбе за инвестиции. Так появляется идея формирования позитивного имиджа и брендирования, осознанная, кстати, не только в нашей области. Многие регионы начинают обзаводиться логотипами с соответствующими слоганами, отражающими специфику и инвестиционную привлекательность: «Ненецкий автономный округ — Североевропейская кладовая России», «Омский регион — открытая Сибирь!».

В Ульяновской области на первое место вышла авиационная составляющая региональной идентичности, положенная в основу бренда. При разработке бренда компанией принимались во внимание следующие моменты.
  • положительная динамика экономики региона за последние годы, потенциальная готовность его к экономическому взлёту;
  • наличие в регионе кадрового и промышленного потенциала;
  • стремление населения региона взять некоторый реванш за утраченные «центровые места» в стране;
  • наличие авиационной составляющей как главного прорывного направления.
Итогом работы в 2010 г. стал слоган «К взлёту готов!» и логотип в виде взмывающего вверх самолета, который оставляет в небе хвост в виде буквы «У». Важно было представить регион готовым к прорыву в любой сфере за счёт серьёзного инновационного потенциала. В подкрепление заявленного взлёта в 2012 г. Ульяновская область получила крупный заказ от Министерства обороны на поставку модернизированных транспортных самолётов Ил-76 МД-90-А на сумму порядка 140 млрд рублей. Стали активно развиваться авиационный кластер и Особая экономическая зона портового типа «Ульяновск-Авиа».

Структура бренда сходна с мифом. Проникая в общественное сознание, этот миф обретает способность включать в себя самые различные смыслы. Наполняя лозунг «Ульяновск, на взлёт!» конкретным содержанием, областные власти должны задуматься о положительной коннотации авиационной темы в сознании населения. Без реальных оснований сконструированный бренд умрёт. Это не исключает продолжения тщательной и постоянной работы по формированию позитивного образа региона в глазах его жителей. Появление «Ульяновской авиационной энциклопедии» не случайно. Она должна стать одним из инструментов для достижения указанной цели. После её выпуска НИИ планирует продолжить деятельность, направленную на сплочение локального социума, разнообразные формы которой уже опробованы. Например, публичные лекции, которые сотрудники НИИ читали и читают в школах и библиотеках города на основе материалов, собранных в процессе подготовки энциклопедического издания. Организация в образовательных и промышленных учреждениях тематических встреч с приглашением «героев» энциклопедии: инженеров, конструкторов, пилотов, руководителей авиационного производства. Авиационная тема вызывает интерес у людей разных возрастных групп и профессий. Мы также планируем серию презентаций энциклопедии на промышленных предприятиях, в вузах и ссузах. В процессе подготовки нашего издания уже проведено несколько пресс-конференций, записаны радиопередачи. В трёх номерах областного краеведческого журнала «Мономах» опубликованы статьи и наиболее интересные фотографии по страницам «УАЭ». На сайте НИИ «Краеведческий компас» регулярно размещаются статьи «УАЭ», связанные с юбилейными датами и годовщинами. Есть интересные идеи о подготовке электронной версии и электронной игры. Эта кропотливая работа направлена, прежде всего, на узнавание, а затем на формирование ценностного отношения и солидарных поведенческих практик.

Литература

  1. Региональные энциклопедии России/ Администратор раздела «Региональные энциклопедии России», рук. центра регионалистики «Вся Россия» А. И. Раздорский. — Текст: электронный// Российская национальная библиотека. — URL: https://nlr.ru/res/epubl/rue/ (дата обращения: 08.09.2025). — Дата обновления: 22.06.2022.
  2. Семёнова А. Схватка века: бумажная книга против электронной/ Александра Семёнова. — Текст: электронный// BBC. — 2011. — 3 августа. — URL: https://www.bbc.com/russian/society/2011/08/110803_books_vs_ereaders (дата обращения: 08.09.2025).
  3. Урал горный на рубеже веков: урал. горная энцикл.: [в 5 т.]/ Горнопром. ассоц. Урала, Урал. гос. горный ун-т; Редкол.: В. С. Хохряков (гл. ред.) [и др.] (Т. 1–3); И. В. Дементьев [и др.] (Т. 4); И. В. Дементьев (гл. ред.) [и др.] (Т. 5). — Екатеринбург: Урал. гос. горно-геол. акад. (Т. 1–3) : Урал. гос. горный ун-т (Т. 4–5), 2000—2007.

  • Теги
  • УАЭ
  • Ульяновская авиационная энциклопедия
  • Ульяновская область
  • авиационная промышленность
  • авиационная техника
  • авиация
  • краеведение
  • региональная идентичность
  • региональная энциклопедистика
  • региональная энциклопедия
  • регионы России
  • солидарность
  • Библиографическое описание ссылки Качкина Т. Б. Региональная энциклопедия как фактор формирования региональной идентичности/ Т[атьяна] Б[орисовна] Качкина// Российская многонациональная энциклопедистика: история и современность: Всерос. науч. конф. с междунар. участием (г. Казань, 12–13 октября 2017 г.): [сб. науч. работ]/ [Редкол.: И. А. Гилязов, Р. В. Шайдуллин (ред.), Ф. Г. Ялалов и др.]. — Казань: [Ин-т татар. энцикл. и регионоведения АН РТ], 2017. — С. 177-186.

(Голосов: 1, Рейтинг: 3.3)

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация