Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

В Москве состоялась презентация энциклопедии буддийской философии

В Москве состоялась презентация энциклопедии буддийской философии
  • 29 мая 2012
  • просмотров 8750
  • комментариев 17
Институт философии Российской Академии Наук (ИФ РАН), под руководством главного редактора Мариэтты Тиграновны Степанянц выпустил первую, после распада СССР, энциклопедию буддийской философии, сообщает информационно-туристический центр «Кайлаш» со ссылкой на The Hindu. Энциклопедия анализирует аспекты буддизма в контексте различных цивилизаций, культур и религий, включая индуизм, христианство и ислам.

На презентации книги в ИФ РАН посол Индии в России г-н Аджай Малхотра (Ajai Malhotra) сказал, что учение Будды актуально для людей нашего времени, и он надеется, что учение будет вдохновлять будущие поколения по всему миру. Доктор Мариэтта Степанянц, редактор энциклопедии, поблагодарила посольство Индии за долгосрочное сотрудничество с ИФ РАН и в особенности за финансирование стипендии Махатмы Ганди и поощрения лучших студентов в области индийской философии.

Г-н Малхотра сказал, что посольство Индии сотрудничает с РАН с 2009 года, когда совместными усилиями была выпущена энциклопедия индийской философии, и выразил надежду, что следующим изданием в этой серии будет энциклопедия филлософии джайнизма на русском языке. Он так же предложил помощь посольства в этом проекте.

После распада СССР буддизм в России набирает новую силу. Десятки храмов были построены или восстановлены в буддистских районах, таких как Бурятия, Калмыкии и Тува. День рождения Будды стал национальным праздником в Калмыкии в этом году, а 15-метровая статуя Будды, самого большого в России, воздвигается в Туве.
  • Теги
  • buddhism
  • buddhist philosophy
  • encyclopedia
  • India
  • philosophy
  • Аджай Малхотра
  • Буддийская философия
  • ИФ РАН
  • Индия
  • Мариэтта Тиграновна Степанянц
  • буддизм
  • буддийская философия
  • индийская философия
  • презентация
  • философия
  • энциклопедия

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.66)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Сейчас действительно многие интересуются буддийской философией, особенно жители больших городов. Наверное, сказывается гнетущая обстановка мегаполиса. Неудивительно, что вышла энциклопедия, касающаяся буддизма.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Нет, с буддизмом все понятно, он у нас стал особенно популярен в 90-х. Но зачем издавать отдельно энциклопедию джайнизма? Неужели это течение у нас настолько популярно? Вопрос  Удивлённо
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Издают свои энциклопедии и христиане, и исламисты, а что же буддисты? Буддизм — религия, приверженцев которой на Земле больше всех остальных! Естественно, что возникает всё больший интерес к различным его течениям. Пример — энциклопедия философии джайнизма.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Ничего плохого и удивительного в том, что презентовали энциклопедию буддийской философии, я не вижу. Люди имеют полное право исповедовать ту религию, которая им больше по душе. И такое энциклопедическое издание будет интересно и полезно для людей, которые исповедуют буддизм.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Считаю, что издание энциклопедии буддизма — действительно значимое событие в религии. Буддистская философия впечатляет своим подходом к пониманию жизни, да и в связи с возрождением во всем мире церкви как организации многие люди задумываются о религии без посредников, то есть без Всемогущего Бога-творца, а в той религии, в которой бытие человека зависит от его самоограничения и медитации. Для такой категории людей, а также тех, кто просто стремится стать развитым и образованным человеком, эта энциклопедия очень пригодится.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    После прочтения данной статьи возникла пара риторических вопросов, первый из которых: а есть ли переводы в данном сотрудничестве наших изданий, русской философии, философии хрестьянства на индийский язык? Бесспорно, философия буддизма понятна и доступна простому человеку, именно философия буддизма ищет пути счастливой жизни. Очень рад, что вышла такая энциклопедия.
    А второй риторический вопрос: что включает в себя данная энциклопедия: направления, течения, мысли... или носит  функциональную роль обыкновенного словаря?
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    ...На презентации книги в ИФ РАН посол Индии в России г-н Аджай Малхотра (Ajai Malhotra) сказал, что учение Будды актуально для людей нашего времени, и он надеется, что учение будет вдохновлять будущие поколения по всему миру...

    Можно подумать, что г-н посол сообщил что-то новенькое! Здорово
    Впрочем, неважно.
    Здесь еще более любопытно "лирическое отступление":
    ...После распада СССР буддизм в России набирает новую силу. Десятки храмов были построены или восстановлены в буддистских районах, таких как Бурятия, Калмыкии и Тува. День рождения Будды стал национальным праздником в Калмыкии в этом году, а 15-метровая статуя Будды, самого большого в России, воздвигается в Туве.

    Неужели в нашем сознании до сих пор живут такие стереотипы, что поводом для создания справочно-энциклопедических изданий по ключевым научным направлениям непременно должна стать какая-то текущая историческая конъюнктура? Скептически
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    YA_HELEN пишет:
    ...На презентации книги в ИФ РАН посол Индии в России г-н Аджай Малхотра (Ajai Malhotra) сказал, что учение Будды актуально для людей нашего времени , и он надеется, что учение будет вдохновлять будущие поколения по всему миру...

    Можно подумать, что г-н посол сообщил что-то новенькое! Здорово
    Впрочем, неважно.

    Нормальное политическое начало, по крайней мере он посол, а не религиозный деятель, и для него нормально говорить штампами. С улыбкой
    Неужели в нашем сознании до сих пор живут такие стереотипы, что поводом для создания справочно-энциклопедических изданий по ключевым научным направлениям непременно должна стать какая-то текущая историческая конъюнктура? Скептически

    Ну а почему бы и нет? В конце концов, составители энциклопедий и прочей справочной литературы не являются альтруистами по умолчанию, да и есть им хочется, это как минимум. Нет исторической конъюнктуры, нет грантов и финансирования — так же нет спроса. Так что это не стереотип, а реальность.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Михаил Павлодарский пишет:
    что включает в себя данная энциклопедия: направления, течения, мысли... или носит  функциональную роль обыкновенного словаря?

    Я тоже не совсем поняла этот момент. Но раз написано "анализирует аспекты буддизма в контексте различных цивилизаций", значит "обыкновенным словарем" она не является. Хотя я, кстати, предпочитаю как-раз именно обыкновенные словари: энциклопедия выполняет утилитарные функции, не положено ей ничего анализировать. Ну, в любом случае, будет интересно взглянуть.
    Елена Землянухина пишет:
    Но зачем издавать отдельно энциклопедию джайнизма? Неужели это течение у нас настолько популярно?

    Вообще говоря, джайнизм не является течением буддизма, несмотря на некоторое сходство.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Михаил Павлодарский пишет:
    После прочтения данной статьи возникла пара риторических вопросов, первый из которых: а есть ли переводы в данном сотрудничестве наших изданий, русской философии, философии хрестьянства на индийский язык?

    Когда среди индийских граждан христианство вообще и православие в частности примет аналогичные масштабы, тогда такие переводы энциклопедических изданий по христианству будут иметь смысл и коммерческое обоснование.
    А пока наш славянский народ интересуется этой религией и философией, такое русскоязычное энциклопедическое издание, несомненно, будет востребованным.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Буддийская философия и распространение буддизма — это, конечно, прекрасно. Только что-то сомневаюсь, что в Калмыкии или Бурятии ее будут читать. Скептически
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Анна Иванова пишет:
    Буддийская философия и распространение буддизма — это, конечно, прекрасно. Только что-то сомневаюсь, что в Калмыкии или Бурятии ее будут читать. Скептически

    Ну а при чем тут это? Энциклопедии — это весьма специфическая вещь, которая крайне редко ориентирована на большой круг читателей, и она скорее для определенного круга людей, которые в "теме", и которым это интересно. Ну вот как пример, много ли на территории центральной России вообще читают "Православную энциклопедию"? Вопрос
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Но ведь люди "в теме" в данном случае как раз верующие. Разве нет? К тому же, мне кажется, когда я была ребенком, энциклопедии стояли на видном месте в каждом приличном доме. То есть мне не очень понятны очертания "узкого круга".
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Анна Иванова пишет:
    Но ведь люди "в теме" в данном случае как раз верующие. Разве нет? К тому же, мне кажется, когда я была ребенком, энциклопедии стояли на видном месте в каждом приличном доме. То есть мне не очень понятны очертания "узкого круга".

    Ну для верующих буддистов все же главная книга — это Дхарма, Типитака или Кхандхака, а не энциклопедия буддийской философии. Последняя скорее для теологов и философов, которые изучают буддизм, а не искренне в него веруют.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    lisss пишет:
    Анна Иванова пишет:
    Но ведь люди "в теме" в данном случае как раз верующие. Разве нет? К тому же, мне кажется, когда я была ребенком, энциклопедии стояли на видном месте в каждом приличном доме. То есть мне не очень понятны очертания "узкого круга".

    Ну для верующих буддистов все же главная книга — это Дхарма, Типитака или Кхандхака, а не энциклопедия буддийской философии. Последняя скорее для теологов и философов, которые изучают буддизм, а не искренне в него веруют.

    Ребята, не спорьте.
    Если уж на то пошло, энциклопедии по своему назначению — это вовсе не "книжки для чтения", а справочная литература, к которой обращаются исключительно для наведения справок по теме или термину (понятию). А в данном случае тематика издания, действительно, настолько специфична, что вряд ли ее авторы рассчитывали на так называемый "широкий круг читателей", в том числе на тех, которые используют энциклопедические издания лишь в качестве элемента интерьера — для "украшения" книжной полки... Печально
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    А я как инженер-механик и человек, который изучает восточные течения, очень доволен, что идёт такая работа. Энциклопедический словарь создаётся для людей, которые изучают буддизм, но не погружены в культуру восточного общества. Считаю, событию место быть, и результатом станет ещё одна возможность людям объединиться, а не тратить силы и время на объяснение терминов и понятий.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    В последнее время увлечение буддийской философией приобрело практически планетарный масштаб. Такая популяризация помимо прочего привела к появлению мифов и неправильных представлений о ней. Так что, пожалуй, такие издания будут не только популярны, но и информационно полезны.
    • 0/0