Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Марафонец, или «Мы живем, под собою не чуя...»

Малая литературная энциклопедия

Рецензия

  • 29 мая 2012
  • просмотров 6332
  • комментариев 12
Чупринин С. И. Русская литература сегодня: малая лит. энцикл./ С. И. Чупринин. — М.: Время, 2012. — 990, [1] с.; 27 см. — Загл. обл. : Малая литературная энциклопедия. — 3000 экз. — ISBN 978-5-9691-0679-6 (в пер.).

Ситуацию, в которой сегодня оказалась наша литература, можно определить — если очень коротко — так: писатель без читателя. Нет, если под художественной литературой подразумевать Донцову или Лукьяненко, то да. Там читатель есть. Ну а вот сегодняшний Лев Толстой или Александр Пушкин более чем на три-пять тысяч экземпляров (то бишь потенциальных читателей) для своих книг рассчитывать не может. При этом, поверьте на слово, современная русская литература богата, разнообразна и интересна как, может быть, никогда. Именами Пелевина, Прилепина и Быкова далеко не исчерпывается. Десятки и десятки по-настоящему интересных, ярких, достойных внимания широкой публики книг. Но, даже профессиональный критик сегодня не в состоянии сложить из этого неимоверного разнообразия единую картину. А как критику оценивать и анализировать текст вне общего контекста? То есть главной задачей современной критики остается изготовление новой литературной карты страны. И, похоже, к работе этой надо приступать с самого начала — с инвентаризации нынешнего литературного хозяйства.

Именно этим и занялся один из ведущих наших литературных критиков — Сергей Чупринин, начав десять лет назад свой мега-проект «Русская литература сегодня». В рамках этого проекта он уже издал пять книг: «Новая Россия. Мир литературы». Энциклопедический словарь-справочник. В 2 томах (2003, 2002), «Русская литература сегодня. Путеводитель (2003), «Русская литература сегодня. Большой путеводитель» (2007), «Русская литература сегодня. Зарубежье». (2008), «Русская литература сегодня. Новый путеводитель» (2009).

И, наконец, последняя его работа — «Русская литература сегодня. Малая литературная энциклопедия». Перед нами не справочное издание, а именно энциклопедический словарь, выстроенный по канонам этого жанра. Работу над словарем автор закончил 1 декабря 2011 года, то есть словарь этот, действительно, «литературное сегодня».

Энциклопедия, конечно, «малая», но это 990 страниц формата А4, залитых плотным текстом, каждая строчка которого содержит выверенную автором с многочисленными сетевыми и не только сетевыми консультантами голую информацию (то есть никаких авторских размышлений, мнений и т. д.) В словнике Словаря писательских имен 2431 (от «Абаева Людмила», «Абакан» и «Абакан литературный» до «Инэль Яшина» и «Яхонтов Андрей»), творческих союзов 131, литературных газет, журналов и альманахов 538, фестивалей, литературных праздников, конкурсов и книжных ярмарок 177, литературных премий 579. Похоже, что перед нами максимально возможный по объему информации свод сведений о том, из чего состоит русская литература сегодня.

И это не итог многолетней работы редакционного коллектива, а также десятков и десятков авторов статей. Все это сделал один человек.

Когда, несколько лет назад «Журнальный зал» вывесил часть текстов Чупринина из его проекта, мы получили множество откликов. Мне запомнился такой: «Марафонец вы наш!»

  • Теги
  • Малая литературная энциклопедия
  • Сергей Чупринин
  • биографии
  • литераторы
  • литературные премии
  • малая энциклопедия
  • периодические издания
  • писатели
  • русская литература
  • современная литература
  • творческие союзы

(Голосов: 4, Рейтинг: 3.23)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    ...«Русская литература сегодня. Путеводитель (2003), «Русская литература сегодня. Большой путеводитель» (2007), ... , «Русская литература сегодня. Новый путеводитель» (2009)...

    Ну видимо, и так далее, по нарастающей: "Новейший...", "Самый новый...", "Самый большой..." ... Со злостью Мне это напомнило манеру некоторых ученых обозначать свои доклады на семинарах примерно таким образом: "О пользе науки", "О пользе науки с точки зрения..." "И снова о...", "Еще раз о..." и т. п.
    А разве суть-то меняется? Во всяком случае, если судить по предыдущим изданиям уважаемого автора, то их тексты — переливание из пустого в порожнее, и в лучшем случае эти издания могут позиционироваться как "материалы к учебному курсу". Скептически
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Инвентаризация любого хозяйства — работа тяжелая, кропотливая, не каждому по силам. Если такую цель поставил перед собой человек с достойным уважения послужным списком, литературная карта сегодняшней русской литературы должна получиться. Думаю, что у этого энциклопедического издания есть будущее, и оно будет дополняться.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Не перевелись еще те, кто своим честным, кропотливым трудом несет в массы такую полезную информацию как Сергей Чупринин. Рад, что вышла именно такая энциклопедия. В меру своих увлечений интересуюсь современной литературой, нет, не Донцову и Устинову читаю, не детективы — стихи. Немыслимый труд — собрать столько информации одному человеку, все литературные общества, современные авторы, литературные конкурсы и т. д. Интересно бы полистать да почитать, может, и встретил бы в энциклопедии знакомых поэтов-современников.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    На мой взгляд, практическая ценность всего мега-проекта очевидна. В наш век обрывочной внеконтекстной информации и сомнительных брендов систематизировать с помощью энциклопедии современных авторов означает буквально открыть читателям глаза на внушительный список литературы. Более того, как на ладони весь литературный процесс с фестивалями, выставками и пр. "прикладными науками".
    Согласна, с названиями перечисленных в статье энциклопедических изданий Сергей Чупринин подкачал. Они почти идентичны, что вносит путаницу, а где-то и впрямь вызывает желание продолжить перечисление в духе анекдота. Остается пожелать марафонцу не сойти с дистанции. Такие люди нам нужны. С улыбкой
    Жаль, тираж мизерный. Интересно, будет ли онлайн-версия?
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    YA_HELEN пишет:
    ...«Русская литература сегодня. Путеводитель (2003), «Русская литература сегодня. Большой путеводитель » (2007), ... , «Русская литература сегодня. Новый путеводитель » (2009)...


    Ну видимо, и так далее, по нарастающей: "Новейший...", "Самый новый...", "Самый большой..." ... Со злостью Мне это напомнило манеру некоторых ученых обозначать свои доклады на семинарах примерно таким образом: "О пользе науки", "О пользе науки с точки зрения..." "И снова о...", "Еще раз о..." и т. п.

    А разве суть-то меняется? Во всяком случае, если судить по предыдущим изданиям уважаемого автора, то их тексты — переливание из пустого в порожнее, и в лучшем случае эти издания могут позиционироваться как "материалы к учебному курсу". Скептически


    А не все ли равно, как автор позиционирует свои издания, если в них весьма интересная и уникальная по наполнению суть? Да хоть "гиперсупер-пуперэнциклопедия". Тут же без разницы, потому как читаем-то не заголовок, а содержание. Оно же, судя по анонсу, достойно внимания.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    lisss пишет:
    А не все ли равно, как автор позиционирует свои издания, если в них весьма интересная и уникальная по наполнению суть? Да хоть "гиперсупер-пуперэнциклопедия". Тут же без разницы, потому как читаем-то не заголовок, а содержание. Оно же, судя по анонсу, достойно внимания.

    Дело-то не в том, КАК именно сам автор позиционирует свой опус. Восклицание
    А в том, что «вариации на тему...» автор почему-то ограничивает именно только лишь уровнем заголовка, переиздавая книги с одним и тем же содержанием едва ли не ежегодно (то есть фактически — стереотипы). И это проблема, безусловно, не только упоминаемого здесь случая, а уже — увы — системная...
    Скептически
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    А мне это энциклопедическое издание понравилось не только полнотой и масштабностью, но и тем, что информация представлена в качестве энциклопедического справочника. В анонсе говорится, что статьи энциклопедии — это только информация, без авторских размышлений и т. д. Читателю не навязывается чужое мнение, а наоборот, даётся повод ознакомиться с работами того или иного автора и составить своё собственное мнение о литературных талантах наших современников.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Хорошее это дело такие энциклопедии писать. Хорошее, но неблагодарное. Надеюсь, что хотя бы 2/3 небольшого тиража в 3000 изданий будет продано.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    <quote> Ситуацию, в которой сегодня оказалась наша литература, можно определить — если очень коротко — так: писатель без читателя. </quote>


     Хорошие писатели и ценители литературы во все времена жаловались на это. Но настоящая литература всегда находила множество поклонников. А лучшие из творцов даже хорошие деньги зарабатывали, хоть и меньшие, чем те, кто пишет в развлекательных жанрах. Поэтому нынешняя проблема художественной литературы скорее в её переизбытке. Несмотря на сильно упавшие тиражи, количество наименований издаваемых сейчас книг намного превышает все читательские запросы. Однако представленная энциклопедия всё-таки будет полезной. Тем более что только Чупринин пишет подобные труды.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    YA_HELEN пишет:
    Дело-то не в том, КАК именно сам автор позиционирует свой опус. Восклицание  А в том, что «вариации на тему...» автор почему-то ограничивает именно только лишь уровнем заголовка, переиздавая книги с одним и тем же содержанием едва ли не ежегодно (то есть фактически — стереотипы). И это проблема, безусловно, не только упоминаемого здесь случая, а уже — увы — системная...

    Есть спрос, а значит есть предложение. Ну просто ни одно издательство не будет печатать то, что не будет востребовано. Мне думается, что и с этой энциклопедией все то же самое. Более того, это отличный вариант, когда предыдущие тиражи уже раскуплены, а печатать новые нет смысла, потому как появилась версия next, дополненная и исправленная. Хуже от этого никому не будет.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Что-то вспомнилась притча о двух буддийских монахах, выкладывающих из песчинок портрет Будды, который по завершению снова сметается в кучу песка.
    Любой труд достоин уважения, но вот смысл данных энциклопедий теряется. Мы все еще самая читающая нация на планете, и благодаря интернету интересные произведения моментально находят своих читателей. Пять минут в поисковике — и любая информация о "издателях, редакторах и сообществах" на мониторе. К тому же — актуальная, а не 10-летней давности. Короче, лучше, чем вот тут и не скажешь.

    Словарь содержит библиографические статьи-справки, дающие информацию об авторах, редакторах, издателях (в том числе зарубежных), которые оказались в поле зрения автора-составителя.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    С. Чупринин собрал огромное количество материала, сделал "соц. срез" нашей литературы сегодня,.. ну хорошо, вчера. Для литераторов и историков литературы это очень важно. Для литераторов — посмотреть на себя со стороны. А вот историки литературы, отталкиваясь от собранной под одной обложкой информации, могут осуществлять дальнейший научный поиск по самым разным направлениям. Любая систематизация в гуманитарной сфере — это действительно трудно и всегда субъективно. Я бы позиционировала эту энциклопедию как издание для профессионалов в первую очередь.
    • 0/0