Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

В Москве состоялась презентация энциклопедии «А. Н. Островский»

  • 1 ноября 2012
  • просмотров 6116
  • комментариев 4
1 ноября 2012 года в Музее-усадьбе А. Н. Островского Государственного центрального театрального музея имени А. А. Бахрушина (ГЦТМ им. А. А. Бахрушина) прошла презентация энциклопедии «А. Н. Островский» (2012), анонсированная в различных СМИ и освещённая на YouTube [1]1.

Участие принимали:
  • Дмитрий Родионов, генеральный директор ГЦТМ им. А. А. Бахрушина;
  • Лидия Постникова, заведующая Музеем-усадьбой А. Н. Островского;
  • Ирина Овчинина, главный редактор энциклопедии, доктор филологических наук, профессор;
  • Владимир Тихомиров, член редколлегии, профессор Костромского государственного университета имени Н. А. Некрасова (КГУ им. Н. А. Некрасова);
  • Юрий Лебедев, член редколлегии, профессор КГУ им. Н. А. Некрасова;
  • Нина Дымшиц, кандидат искусствоведения, доцент кафедры киноведения Всероссийского государственного института кинематографии имени С. А. Герасимова (ВГИК им. С.А. Герасимова);
  • Светлана Лакшина, литературовед;
  • представители Государственного мемориального и природного музея-заповедника А. Н. Островского «Щелыково»;
  • артисты Государственного академического Малого театра — народный артист России Василий Бочкарёв, народная артистка России Людмила Титова.
Стоит напомнить, что 15 мая новинку представили в Шуйском государственном педагогическом университете (ШГПУ).
Второй отрывок из записи презентации (ютуб-канал Ирины Овчининой)
Третий отрывок из записи презентации (ютуб-канал Ирины Овчининой)

Об издании

Лицевая сторона переплёта энциклопедии «А. Н. Островский» (2012)Раскрывает творчество А. Н. Островского с точки зрения художественно-образной системы и жанровой природы произведений — через статьи о художественных произведениях и публицистике, сведения об архивах, письма и дневниковые записи, историю пьес от первой публикации до постановки.

Впервые с современных научных позиций представлена критическая литература об Островском — от самых первых откликов до оценок критиков Серебряного века. Все статьи в основном группируются вокруг трёх ведущих направлений литературной критики, которые определились в 1850-е годы: органическая критика, реальная критика, эстетическая критика.

В издании рассматривается влияние на драматургию Островского древнерусской литературы, а также черты влияния русской литературы XVIII века.

Важнейшим моментом стало изучение проблемы взаимодействия творчества Островского и театрального искусства, проблемы интерпретации текста. В энциклопедию вошли статьи о Малом, Александринском, Мариинском, Михайловском, Каменноостровском театрах...

Подготовлено авторским коллективом под руководством специалиста по истории русской литературы и творчеству писателя, доктора филологических наук, профессора Ирины Овчининой.

Костромаиздат и ШГПУ.

Тираж 1000 экземпляров.

Издана в рамках ФЦП «Научные и научно-педагогические кадры инновационной России» на 2009—2013 гг.

Литература

  1. Ирина Алексеевна Овчинина: [ютуб-канал с отрывками из презентации 1 ноября 2012 года энциклопедии «А. Н. Островский»]. — Текст: электронный + Изображение (двухмерное): видео + Устная речь: аудио// YouTube. — 2013. — 17 марта. — URL: https://www.youtube.com/@ИринаАлексеевнаОвчинина (дата обращения: 25.09.2024).

  • Теги
  • А. Н. Островский
  • ГЦТМ им. А. А. Бахрушина
  • Островский
  • биографическая энциклопедия
  • литературная энциклопедия
  • островсковедение
  • персональная энциклопедия
  • презентация
  • русская культура
  • русская литература
  • русский театр

(Голосов: 5, Рейтинг: 3.48)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Интересная новость о том, что с биографической энциклопедией, посвященной  творчеству выдающегося  русского писателя, продолжают знакомиться потенциальные читатели. Сегодня, в связи с празднованием в России Дня народного единства, захотелось вспомнить и почитать о том «смутном времени» — и вот исторические пьесы А. Н. Островского, критика  образа Минина, как «простого олицетворения героического чувства». Интересно, как в энциклопедии освящен вопрос критики этих пьес? В статье многообещающе написано.
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Энциклопедий, всецело посвященных конкретным писателям и поэтам, становится всё больше. Вот и до Островского добрались! Впрочем, мне кажется, что в современном обществе этот писатель не столь популярен, как остальные классики, а значит энциклопедия, посвященная ему, будет пользоваться успехом прежде всего у филологов и литературоведов. Хотя тема связи творчества писателя с театральным искусством способна привлечь еще и тех, кому небезразличны театральные постановки по его произведениям. А вот, например, школьников, листающих эту энциклопедию, я представляю с трудом. Всё-таки на уроках литературы Островскому уделяется не так много времени, а значит эту читательскую аудиторию книга может и не заинтересовать.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    В советское время А. Н. Островского поднимали на щит и изучали в школе как разоблачителя: буржуазного/купеческого/обывательского быта. Точно по этой причине он сейчас неактуален. Но пройдет поколение, воспитанное на Островском как «луче света», и «темное царство» писателя-драматурга заиграет новыми красками. Ведь мотивы поступков, взгляды на жизнь людей второй половины XIX века базировались на признании частной собственности как основы существования, стремление разбогатеть не каралось общественным мнением... Вот тогда энциклопедия об Островском станет востребованной думающими людьми, а его пьесы о замоскворецких типажах — предприимчивыми гражданами. Может быть, это случится уже скоро...
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    Критиковать — это указывать автору, как сделал бы сам, если бы умел...
    (народная мудрость)


    Энциклопедия очень нужная и полезная, в первую очередь, для студентов и школьников. Для написания рефератов и курсовых. С улыбкой А вот для рядового читателя... «Товарищи ученые, доценты с кандидатами», конечно, достойны уважения за свой труд. Но ценность критических статей, по-моему, весьма сомнительна. Большинство читателей выбирает себе книги по принципу «нравится — не нравится» или «друзья советовали», в крайнем случае «это сейчас модно», а вовсе не потому, что одолели чью-то критическую статью. Так что не совсем непонятно, почему в статье сделан акцент на это.

    Наталия Пименова, простите великодушно, но позволю себе не согласиться с Вами. Как это так —
    он сейчас неактуален Вопрос
    Островский, ПМСМ, великолепнейший мастер написания психологических портретов. Будь он нашим современником, фанаты соционики немедленно обозвали бы его творчество «типологией по Островскому».
    Товарищ Подхалюзин из « Свои люди — сочтемся» — персонаж суть вневременной. Появление таких типажей — также вневременное явление, не зависящее от политического строя и экономического курса. С улыбкой

    Другой вопрос — несовременность языка. ПМСМ, именно это отпугивает от классики современных читателей. Может, в манере американцев адаптировать классическую литературу действительно что-то есть...
    • 1/0