- 2 апреля 2013
- просмотров 2864
Судьба когда-то собранного годами, по крупицам богатого и уникального по своей значимости рукописного фонда издательства «Таджикская энциклопедия» сложилась трагически. Многие древние произведения бесследно исчезли еще в начале 90-х, и до сих пор об их судьбе ничего неизвестно.У истоков фонда
— Издательство «Таджикская энциклопедия» («ТЭ») начало свою историю в 1968 году, — рассказывает заведующий сектором биологии, химии и медицины «Таджикской энциклопедии», профессор
Абдушукур Тошев. — В 1969 году в издательстве была создана специальная комиссия по сбору книжного и рукописного фонда, куда входили специалисты многих отраслей науки и культуры,владеющие иностранными языками, в том числе и арабским. Одновременно «Таджикская энциклопедия» объявила населению о скупке ценных раритетных книг и рукописей. В течение долгого времени к нам приезжали люди с разных уголков страны, даже с соседних республик.
По словам заместителя редактора «ТЭ»
Баходура Рахматова, люди приносили ценные литературные памятники даже мешками. В то время была выкуплена практически вся библиотека знаменитого советского ученого Колпакова, который тогда проживал в Таджикистане. А многие рукописи поэтического или прозаического характера были переданы для изучения в Академию наук.
— Было среди них много просто уникальных изданий, — вспоминает Абдушукур Тошев. — Помню одного человека преклонного возраста, который практически каждую неделю приносил рукописные средневековые книги. Это «Каробиддини Кабир» (Фармакогнозия), датируемая 1770 годом, «Каробиддини Тирмиз», где приводится дата смерти автора — 1665 год, «Каробиддини Аъзам» (1917), «Каробиддини Кодири» (1717), «Эхё-ут-тибби Субхонкулихон», датируемый 1669 годом. Было много других книг и рукописей, даже помню и более древнюю «Тору», написанную на материале из кожи.
Беда не приходит одна
— Поначалу до 1970 года «Таджикская энциклопедия» входила в состав Академии наук и размещалась в самом здании АН, — вспоминает А. Тошев. — С 1970, когда мы перешли в подчинение Госкомиздата, издательство и его фонд разместили на окраине столицы, на втором этаже здания полиграфкомбината (9-й километр), где и был утерян уникальный фонд письменных памятников и энциклопедических изданий. В начале 90-х, когда в стране шла гражданская война, практически по всей столице начались перебои с теплоснабжением, в том числе и в здании полиграфкомбината. А тут как-то утром, придя на работу, мы увидели разобранные окна и двери во многих кабинетах издательства. По этой причине с началом заморозков полопались все трубы, и вся наша уникальная библиотека оказалась затоплена, мы смогли спасти лишь только часть библиотеки. На следующий день многие книги от влаги набухли и пришли в негодность. Руководство «ТЭ» при финансовой поддержке Министерства культуры создало комиссию для проведения мониторинга в библиотеке, после чего более двух третей книг, не подлежащих восстановлению, были погружены на телегу и выброшены. Но одну часть нам удалось сохранить, в том числе и более 200 рукописей, которые все время находились в несгораемом шкафу.
По словам А. Тошева, некоторое время спустя в свободной части здания разместилось и отделение милиции. В конце 90-х, когда в этих районах правоохранительные органы проводили операцию по ликвидации боевиков
Рахмона Сангинова и сотрудники издательства не могли попасть на работу. Вернувшись через десять дней, они обнаружили, что готовившаяся к изданию энциклопедия была сожжена, как и многие другие книги.
— Непонятно только одно. Все рукописи вместе с несгораемым шкафом непонятным образом исчезли, и об их судьбе нам до сих пор ничего неизвестно, — говорят ученые.
— Мы добивались проведения расследования, — сетует Б. Рахматов, — но безрезультатно. Из всей этой уникальной коллекции удалось сохранить только изданную в начале 20 века энциклопедию Брагаузера, спрятанную в подсобке.
А. Тошев вспоминает, что как-то в начале 2000-х годов в новостях по российскому каналу был показан сюжет о задержании в московском аэропорту «Домодедово» некого контрабандиста, который пытался провести за границу ту самую «Тору» из фондов «Таджикской энциклопедии». О дальнейшей ее судьбе ученому до сего времени ничего неведомо...
В поисках утраченного
По словам А. Тошева, в настоящее время издательство вновь скупает редкие книги и рукописи. Но пока редкие экземпляры не попадались. Фонд расширяется за счет научной литературы, изданной в разных странах мира. Это более пятисот экземпляров книг, которые были изданы в ИРИ и России. Ученые надеются, что если книги находятся в стране и не были вывезены за ее пределы, то обязательно вернутся к ним и пополнят фонд энциклопедии.
Между тем, в правоохранительных органах нам пока не удалось уточнить, было ли возбуждено уголовное дело по данным обстоятельствам.
Asia-Plus
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи