Интервью
- 16 июня 2013
- просмотров 4269
Вышел в свет долгожданный труд профессора
Людвига Чибирова (на фото) «
Осетинская этнографическая энциклопедия», сбор материалов для которого вёлся с 2003 года. О своей работе над книгой и её значимости Людвиг Чибиров рассказал в интервью ИА «Рес».
— Людвиг Алексеевич, расскажите об истории вашей энциклопедии. Когда возникла идея её создания?
— Идея создания подобной энциклопедии у меня возникла ещё во второй половине 80-х годов прошлого столетия, а учитывая то, что этнография осетин была изучена больше, чем других народов Северного Кавказа, накопилось много материалов, которые всесторонне рассказывали о материальной, духовной культуры нации.
Ещё в первые годы советской власти к работе по изучению истории осетин подключились учёные Григорий Фурсин и Евгений Пчелин, которые написали ряд блестящих статей на эту тему. Неоценима и роль научных работ в создании книги первого югоосетинского историка Захара Ванеева.
В послевоенный период появилась целая плеяда профессиональных этнографов: профессор Абдулла Магомедов с его известной монографией «Культура и быт осетинского народа», где описывается общественный быт и культура осетин; Борис Калоев, который сделал очень многое для развития этнографии Осетии и Васо Абаев, заслуги которого в научном мире неоценимы (языковед-иранист Василий Иванович Абаев — Мир энциклопедий).
— Как проходил процесс создания книги?
— Мы с Васо Абаевым были в дружеских отношениях, и, когда я рассказал ему о своих планах по созданию книги, он меня охотно поддержал и одобрил идею. Вскоре после этого мы приступили к работе, но потом началась моя государственная работа (с 1993 по 2001 год Людвиг Чибиров занимал пост президента РЮО. — Ред.) и все дела, связанные с энциклопедией были отложены на восемь лет. В мае 2002 года мне предложили другие темы, от которых я отказался, так как тема для работы у меня уже была, и с тех пор на протяжении десяти лет я упорно занимался сбором материалов для энциклопедии. Составил принцип работы над книгой, определил словарный состав и потом начал собирать коллектив авторов.
— Кто помогал Вам в работе?
— В авторском коллективе 31 человек. Я осуществлял основное руководство группой, и подавляющее большинство материалов составлены мной. Я постарался привлечь всех этнографов, которые занимались историей Осетии. Среди авторского коллектива, к сожалению, мало южан — могу отметить Батрадза Харебова и Азу Кокоеву, которые являются соавторами книги.
— Где и сколько было издано экземпляров?
— Десять лет работы наконец-то дали хорошие результаты, и в мае нынешнего года, к открытию Международного конгресса «Этногенез и этническая история осетин», во Владикавказе вышла в свет первая партия книг. Книгу мы готовили в Северной Осетии, средства на издание выделило правительство РСО — Алании, но издана она была в Издательском доме «Проф-пресс», в Ростове-на-Дону, в количестве 600 экземпляров. Оформлена книга великолепно, всем она очень понравилась. По решению правительства Северной Осетии, через Министерство культуры весь тираж будет распределён по научным и культурно-просветительским учреждениям. Было бы замечательно, если бы пару экземпляров всё же отправили в Южную Осетию.
— Расскажите о содержании книги.
— В энциклопедии более 400 словарных статей (не 400, а 4,5 тыс. статей — Мир энциклопедий), охвачены все аспекты материальной и культурной жизни осетин. Она называется этнографической, но фактически охвачена вся духовная жизнь осетин. В частности, есть статьи об этногенезе осетинского народа и Нартском эпосе, о хозяйстве и культуре, о мифологии и фольклоре, религии и демонологии, о праздниках и ритуалах.
Много материалов о бытности осетин: семья и семейность, традиционные нормы поведения, осетинский этикет, связи с другими народами Кавказа. В энциклопедию вошли также публикации об осетинских диаспорах во всём мире, есть раздел «Персоны», где собраны материалы о тех, кто занимался историей, фольклором осетин, кто внёс большой вклад в развитие истории осетинского народа, — это Всеволод Миллер, Цоцко Амбалов. В книге нашлось место практически всем деятелям культуры.
— Чем вы занимаетесь на данный момент?
— В последнее время получила большое распространение лженаука, искажаются исторические события, вплоть до утверждения, что осетины не имеют отношения к иранству, аланам, скифам и сарматам. Большие споры и вокруг Нартского эпоса. И в связи с этим, я уже третий год работаю над темой «Скифо-сармато-алано-осетинские параллели». Я хочу, чтобы в данной работе было охвачено всё, сказанное в литературе по этому вопросу.
— Что Вы пожелаете молодым учёным Южной Осетии?
— Я хочу призвать молодое поколение учёных больше времени уделять насущным проблемам, касающимся нашей истории, чтобы объективно опровергать утверждения лженауки, которая широко распространяется.
Упомянутые персоны, псевдонимы и персонажи