Э

Мир энциклопедий

encyclopedia.ru

Про энциклопедию Брокгауза и безпамятную собаку

Про энциклопедию Брокгауза и безпамятную собаку
  • 17 июля 2016
  • просмотров 3704
  • комментариев 4
Как вы думаете, сколько на свете существует энциклопедий? Не пытайтесь угадать, подсчитать их точное количество не возьмётся ни один самый информированный энциклопедист. Только печатных (то есть напечатанных на бумаге) энциклопедий только на русском языке не менее сотни. Есть энциклопедии большие и малые (так они и называются), есть специализированные, например спортивная энциклопедия, есть детские (их тоже много). Одна из самых известных — Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. И хотя издание выходило ещё до революции (86 томов словаря выпускали с 1890 по 1907 год), эта энциклопедия и сейчас остаётся одной из самых точных и авторитетных. Она не только не уступает немецкому «Брокгаузу», французскому «Ларуссу» или английской «Британике», но и превосходит их широтой тем и глубиной изложения научных сведений. В «Брокгаузе и Ефроне» 121 240 статей, 7800 иллюстраций и 235 географических карт.

Первые 8 полутомов (каждый том состоял из двух книг и имел двойную нумерацию) были изданы под редакцией Ивана Ефимовича Андреевского (1831—1891), писателя, историка, юриста, архивиста, педагога. С 1883 по 1887 год он был ректором Санкт-Петербургского университета, директором Санкт-Петербургского Императорского археологического института, заведовал кафедрой истории русского права в училище правоведения. В 1891 году Андреевский умер, и редакторами энциклопедии стали писатель и адвокат Константин Константинович Арсеньев (1837—1919) и физик, профессор Санкт-Петербургского университета, преподаватель минных классов в Кронштадте Фёдор Фомич Петрушевский (1828—1904).

Первые тома «Брокгауза и Ефрона» практически полностью повторяли существовавшую в Германии энциклопедию Брокгауза (Brockhaus Enzyklopädie). Её-то и переводили. Но именно эти первые тома больше всего критиковали в России. Переводы были не всегда точны, некоторые статьи к моменту выхода очередных томов из печати успевали устареть. Встречались в статьях и ошибки. Многие критики склонны были винить в этом профессора Андреевского. Рассказывали, что он как редактор был не очень внимателен и готовые статьи вычитывал не слишком тщательно. Сейчас уже трудно сказать, так это или не так. Но одна забавная история, связанная с именем Андреевского и энциклопедией Брокгауза и Ефрона, жива и в наши дни.

Статья «Безпамятная собака» («Брокгауз и Ефрон», Т. 5, С. 308)«Безпамятная собака» — такая статья появилась в пятом томе энциклопедии Брокгауза и Ефрона на 308 странице. (Мы специально сохранили написание слова «безпамятная» через «з». Так писали в конце XIX — начале ХХ века, и если вы будете искать статью в «Брокгаузе...», то учтите это. Сейчас правильно писать «беспамятная».)

Версий возникновения статейки появилось много. Наиболее популярна такая.

При составлении энциклопедии требуется большая подготовка: переводы, правки текстов, перекрёстные проверки и ссылки. На такую черновую работу часто приглашали студентов Московского и Петербургского университетов. Оплату им назначал главный редактор Андреевский. Но назначать-то назначал, а расплачиваться забывал, поскольку был человеком прижимистым и не очень обязательным. Когда же ему напоминали, он хлопал себя по лбу и восклицал: «Ах я беспамятная собака!». Вот студенты и отомстили ему, вставив в готовую корректуру (листы, которые должен проверить и подписать в печать главный редактор) коротенькую статью: «безпамятная собака — собака, жадная до азартности». А редактор либо совсем не прочитал, либо прочитал невнимательно, одним словом «Безпамятная собака» оказалась на страницах очередного тома энциклопедии.

Эта история стала такой популярной, что уже более ста лет почти никто не задумывается, что же такое на самом деле «беспамятная собака». А между тем любому охотнику, который охотится с собаками, всё совершенно ясно. Жадной до дичи или зверя называют собаку, которая очень хорошо помогает на охоте: не боится холода и воды, не боится зверя, отважно бросается по следу, не обращая внимания на кусты, колючки, канавы, и гонит зверя на охотника. В старину, нахваливая своего четвероногого помощника, охотник говорил, что собака его жадная до азартности. И другим было понятно: для неё не существует ничего, кроме охоты. Об этом, кстати, писал в своей книге «Записки псового охотника Симбирской губернии», вышедшей в Москве в 1876 году, известный заводчик русских псовых борзых Пётр Михайлович Мачеварианов: «Приятно иметь собаку умную, при её резвости, но если, ко всему этому, она жадна к зверю до азартности, что охотники объясняют выражением собака беспамятная, — это чистое сокровище». (Книгу эту легко найти в интернете. Любители собак обнаружат в ней массу интересного.)

Примерно такое же объяснение приведено в «Настольной книге охотника-спортсмена», вышедшей уже в XX веке, в 1956 году в издательстве «Физкультура и спорт»: Беспамятная — жадная, злобная к зверю собака, азартно и упорно преследующая его. Так что профессор Андреевский, неплохо разбиравшийся в охоте, скорее всего, статью прочитал, но не заподозрил подвоха.

Сейчас беспамятные собаки встречаются не часто, всё больше валяются по диванам и тёплым углам. А легенда осталась.

Справка

Илья Абрамович Ефрон (1847—1917) — один из самых известных российских типографов и книгоиздателей. В 1880 году в Петербурге он купил типографию, а в 1889-м организовал совместно с немецкой издательской фирмой «Брокгауз» Акционерное издательское общество «Ф. А. Брокгауз — И. А. Ефрон», которое выпустило практически все крупные энциклопедии на русском языке, издававшиеся в то время. В их числе Большой (в 86 полутомах), Малый (в 3 томах) и Новый (в 48 томах) энциклопедические словари, Еврейская энциклопедия (в 16 томах), Библиотека естествознания (в 18 томах), Энциклопедия практической медицины (в 5 томах), Библиотека великих писателей (в 20 томах), в которой вышли полные собрания сочинений Шиллера, Шекспира, Байрона, Пушкина, Мольера, и многие, многие другие тематические альманахи и библиотеки. Издательство просуществовало до 1930 года.

Фридрих Арнольд Брокгауз (1772—1823) — немецкий издатель, основатель фирмы «Ф. А. Брокгауз» и издатель «Энциклопедии Брокгауз», которая послужила основой для создания российского энциклопедического словаря Брокгауза и Ефрона. В 1811 году Фридрих Арнольд становится основателем и издателем Энциклопедического словаря Ф. А. Брокгауза. В январе 1814 года книгоиздатель присваивает принадлежащей ему фирме своё имя. На протяжении короткого времени в издательстве «Ф. А. Брокгауз» выходят 6 изданий энциклопедического словаря, политическая газета, множество альманахов по всем направлениям литературы, сочинения Шопенгауэра и других авторов.

После смерти Фридриха Брокгауза в 1823 году дело продолжили его сыновья — Фридрих, названный в честь отца, и Генрих. В 1850 году всё предприятие перешло в собственность Генриха Брокгауза. Под его началом «Ф. А. Брокгауз» выпустил Библиотеку немецкой национальной литературы от Средних веков до новейшего времени, Библиотеку иностранных авторов на языках подлинников, книги о путешествиях с географическими картами. Всего в каталоге фирмы до 1882 года значится 3500 изданий. Издательство существует и поныне.

  • Теги
  • Безпамятная собака
  • Брокгауз
  • Брокгауз и Ефрон
  • беспамятная собака
  • история энциклопедии
  • оплата за редактирование
  • оплата за статьи
  • редактирование статей
  • Библиографическое описание ссылки Зыков Д. [К.] Про энциклопедию Брокгауза и безпамятную собаку/ Дмитрий [Кириллович] Зыков; Фото авт. и Игоря [Ивановича] Константинова// Наука и жизнь. — 2014. — № 11. — С. 85-89: 2 фот., 2 портр.

(Голосов: 3, Рейтинг: 3.48)

Комментарии

Предупреждение Для добавления комментариев требуется авторизация
  • Ссылка на комментарий
    Интересно было прочесть о проделках студентов, об охотничьих собаках, об особенностях характера Ивана Ефимовича Андреевского. Захотелось больше узнать об одном из редакторов знаменитой энциклопедии. На сайтах, где читала об И. Е. Андреевском, упоминается о том, что на похоронном венке от студентов Санкт-Петербургского университета была надпись «Идеальному ректору, любимому профессору и честному человеку». Еще он был очень скромным, не включил биографию себя любимого в «Энциклопедический словарь».
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Прикольно, конечно, и даже почти оригинально.  Широкая улыбка  
    Оказывается, «энциклопедические шутники» — это веками сложившееся ремесло. Правда, куда уж там современным вики-энциклопедистам, с которыми едва справляется многочисленный отряд модераторов-волонтёров (в отличие от «алчного» г-на профессора, работавшего в одиночку с вышколенными студентами)! В наше время подобное явление называется «война правок», что порой так же не объясняет смысл переноса личного в публичное.  Скептически
    • 0/0
  • Ссылка на комментарий
    У меня вызывает восхищение Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Сейчас подобных ему всеобъемлющих энциклопедий в нашей стране нет. Хотя технические возможности по обработке информации возросли  в тысячи раз.

    Что касается «Безпамятной собаки», то есть мнение о том, что эта статья, состоящая всего из одного предложения, не имеет никакого отношения к шутке обделённых вознаграждениями студентов, но носит совершенно серьезный характер. Это мнение высказал наш современник, филолог Всеволод Владимирович Зельченко.
    • 1/0
  • Ссылка на комментарий
    Валяются по диванам — попали в точку.   Широкая улыбка   Мой нынешний питомец не охотник до дичи, его больше домашние кошки интересуют. Весь его азарт направлен на них. Но всё-таки смущает алчность профессора. Мог бы предусмотреть месть студентов.

    Добавлено (20.07.2016 16:32:37)
    Станислав Алексеев пишет:
    У меня вызывает восхищение Энциклопедический словарь Брокгауза и Ефрона. Сейчас подобных ему всеобъемлющих энциклопедий в нашей стране нет. Хотя технические возможности по обработке информации возросли в тысячи раз.
    Наверное, раньше люди больше ценили информацию и предпринимали всё возможное, чтобы полезные сведения не терялись. Облегчение труда не всегда даёт положительный результат.
    • 0/0